I. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; (в ред. ПриказаМинобрнауки России от 29.06.2017 N 613) 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью, неприятие употребления алкоголя, наркотиков; вредных привычек: курения, 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; (в ред. ПриказаМинобрнауки России от 29.12.2014 N 1645) 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования. 1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; 2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; 3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; 4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; 5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т.д.); 7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; 9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; 11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; 12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс Модуль 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка к автономному существованию. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций. ЧС природного характера и их последствия. Рекомендации населению по обеспечениюличной безопасности в условиях ЧС природного характера. ЧС техногенного характера и их последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности военного характера. Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооружѐнных конфликтов. Раздел 2. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РФ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), еѐ структура и задачи. Раздел 3. ОСНОВЫПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В РФ Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства. Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ. Основные положения Конституции РФ, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антитеррористического мышления. Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности. Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Модуль 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Раздел 4. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодѐжи к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, их влияние на здоровье человека. Значение двигательной активности и физкультуры для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Модуль 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Раздел 6. ОСНОВЫОБОРОНЫГОСУДАРСТВА Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Гражданская оборона. Основные виды оружия и их поражающие свойства. Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, еѐ предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ). Вооружѐнные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. История создания Вооружѐнных Сил РФ. Памяти поколений – дни воинской славы России. Состав Вооружѐнных Сил РФ и управление Вооружѐнными Силами РФ. Виды и рода войск Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника СВ. Воздушно-космические силы (ВКС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВКС. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-морского флота. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения. Воздушнодесантные войска, их состав и предназначение. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Боевые традиции Вооружѐнных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Раздел 7. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Размещение и быт военнослужащих. Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте. Организация караульной службы. Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового. Огневая подготовка. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Приѐмы и правила стрельбы из автомата. 11 класс Модуль 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности на водоемах. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Раздел 3. ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В РФ Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи. Контртеррористическая операция и условия ее проведения. Правовой режим контртеррористической операции. Роль и место ГО в противодействии терроризму. Применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. Участие ВС РФ в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны. Модуль 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Раздел 4. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Нравственность и здоровье. Правила личной гигиены. Нравственность и здоровый образ жизни. Инфекции, передаваемые половым путѐм. Меры профилактики. Понятие оВИЧ-инфекция и СПИДе. Меры профилактики ВИЧинфекции. Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Раздел 5. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Первая помощь при неотложных состояниях. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая помощь при ранениях. Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины. Первая помощь при остановке сердца. Модуль 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Раздел 6. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА Вооружѐнные Силы Российской Федерации – основа обороны государства. Основные задачи современных Вооружѐнных Сил. Международная (миротворческая) деятельность Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Символы воинской чести.Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почѐтные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учѐта. Первоначальная постановка граждан на воинский учѐт. Обязанности граждан по воинскому учѐту. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям. Подготовка граждан по военно-учѐтным специальностям. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их навоинский учѐт. Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе. Раздел 7. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Особенности военной службы. Правовые особенности военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы. Устав внутренней службы ВС РФ. Дисциплинарный устав ВС РФ. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ.Строевой устав ВС РФ. Военнослужащий – вооружѐнный защитник Отечества. Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина. Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего ВС РФ. Военнослужащий – специалист своего дела. Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих. Ритуалы Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Порядок вручения Боевого знамени воинской части. Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства). Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия. Ритуал подъѐма и спуска Государственного флага Российской Федерации. Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих. Прохождение военной службы по контракту. Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба. ома. Распределение учебного времени по разделам и темам программы ОБЖ 10 класс Раздел Тема Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства 1. Основы комплексной 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной безопасности жизни 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций 3. Современный комплекс проблем безопасности военного характера 2. Защита населения РФ от 4. Нормативно-правовая база и организационные чрезвычайных ситуаций основы по защите населения от ЧС природного и природного и техногенного техногенного характера характера 3. Основы противодействия 5. Экстремизм и терроризм терроризму и экстремизму в РФ Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 4. Основы здорового образа 6. Основы медицинских знаний и профилактика жизни инфекционных заболеваний Количество часов 3 2 1 1 6 3 Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства 6. Основы обороны государства 7. Гражданская оборона –составная часть обороноспособности страны 8. Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества 9. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ 10. Боевые традиции Вооруженных Сил России 7. Основы военной службы 11. Основные понятия о военной службе Резерв ВСЕГО 7 3 2 1 4 1 34 11 класс Раздел Тема Количество часов Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства 1. Основы комплексной 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной безопасности жизни 3. Основы противодействия 2. Организационные основы системы терроризму и экстремизму в РФ противодействия терроризму и экстремизму в РФ Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 4. Основы здорового образа 3. Нравственность и здоровье жизни 5. Основы медицинских знаний и 4. Первая помощь при неотложных состояниях оказание первой помощи Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства 6. Основы обороны государств6 7. Основы военной службы 2 3 3 4 5. Вооруженные Силы РФ – основа обороны государства 6. Символы воинской чести 2 7. Воинская обязанность 4 8. Особенности военной службы 2 9. Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества 10. Ритуалы Вооруженных Сил РФ 2 11. Прохождение военной службы 6 Резерв 1 ВСЕГО 34 3 2 III. Тематическое планирование 10 класс Количество часов № п/п Наименование темы урока 1 2 МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 3 13 Раздел 1. Основы комплексной безопасности (6 ч) Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (3 ч) 1 Автономное пребывание в природной среде 6 Основные виды учебной деятельности (УУД) 4 3 1 Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и 2 3 Личная безопасность на дорогах Личная безопасность вкриминогенных ситуациях 1 1 одноклассниками. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; – ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ»; – понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи «ловушки»). Коммуникативные: – старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Личностные: – самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи 4 Чрезвычайные ситуации природного характера Чрезвычайные ситуации техногенного характера Угрозы национальной безопасности России и национальная оборона Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) Терроризм Экстремизм Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом 1 Духовно-нравственные основы противодействия терроризму Уголовная ответственность за террористическую деятельность Личная безопасность при угрозе террористического акта 1 Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; – ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ»; – понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи «ловушки»). Коммуникативные: – старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Личностные: – самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи 5 6 7 8 9 10 11 12 13 МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (3 ч) Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч) Тема 6. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 ч) 14 Основные инфекционные болезни 15 Здоровый образ жизни 16 Вредные привычки 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 1 1 1 Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; – ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ»; – понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи «ловушки»). Коммуникативные: – старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Личностные: – самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи МОДУЛЬ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА (17 ч) Раздел 6. Основы обороны государства (13 ч) Тема 7. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (7 ч) 17 Гражданская оборона 18 Основные виды оружия 19 Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях 20 Инженерная защита населения 21 Средства индивидуальной защиты 22 23 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы Гражданская оборона в общеобразовательных учреждениях Тема 8. Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества (3 ч) 24 История создания Вооруженных Сил РФ 25 Дни воинской славы России 26 Состав Вооруженных Сил РФ 17 13 7 1 1 1 1 1 1 1 Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; – ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ»; – понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи «ловушки»). Коммуникативные: – старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Личностные: – самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи 3 1 1 1 Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; – ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ»; – понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи «ловушки»). Коммуникативные: – старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Личностные: – самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи Тема 9. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ (2 ч) 27 Виды Вооруженных Сил РФ 28 Рода войск Вооруженных Сил РФ 2 Тема 10. Боевые традиции Вооруженных Сил РФ (1 ч) 29 Патриотизм и верность воинскому долгу 1 Раздел 7. Основы военной службы (4 ч) Тема 11. Основные понятия о военной службе (4 ч) 30 Размещение военнослужащих 31 Суточный наряд 32 Организация караульной службы 33 Огневая подготовка 34 Подведение итогов (резерв) 4 1 1 Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; – ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ»; – понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи «ловушки»). Коммуникативные: – старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Личностные: – самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи 1 1 1 1 1 1 Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; – ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ»; – понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи «ловушки»). Коммуникативные: – старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Личностные: – самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи ИТОГО: 34 11 класс № урока Содержание (разделы, темы) Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Раздел I. Основы комплексной безопасности Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Кол-во часов 5 2 2 1 Правила личной безопасности при пожаре 1 2 Обеспечение личной безопасности на водоемах и в различных бытовых условиях 1 Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизм Российской Федерации Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации 3 Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи. Контртеррористическая операция и условия ее проведения 4 Роль и место гражданской обороны в противодействии Основные виды учебной деятельности (УУД) Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; – ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ»; – понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи «ловушки»). Коммуникативные: – старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Личностные: – самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи 3 3 1 1 Регулятивные: – овладеет умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам. Коммуникативная: – овладеет умением использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения; – доверяет педагогам; – концентрируется на учебе; –оказывает помощь другим учащимся. Познавательные: – ориентируется в учебнике; – находит ответы на вопросы, используя терроризму. 5 Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел IV.Основы здорового образа жизни Нравственность и здоровье 6 Правила личной гигиены. (соблюдение ПДД пешеходов) 7 Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧинфекции 8 Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Первая помощь при неотложных состояниях 9 Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. 1 8 3 3 1 1 1 5 5 1 10 Первая медицинская помощь при ранениях. (соблюдение ПДД пассажиров и водителей) 1 11 Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения. 1 12 Первая медицинская помощь при травмах опорнодвигательного аппарата, черепно-мозговой травме, повреждение позвоночника, спины. 1 13 Первая медицинская помощь при остановке сердца. Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; – отличает новое знание от уже известного с помощью учителя; – сравнивает и группирует предметы живой и неживой природы и их образы, выделяя основания для группировки; – выявляет наблюдаемые признаки объектов живой и неживой природы, сезонные изменения и фиксирует их в знаковосимволической форме. Личностные: – имеет представление о себе и своих возможностях; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи 1 21 Регулятивные: – работает по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий). Познавательные: – задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы (в рамках доступного); – выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации; – использует символы для обозначения атмосферных явлений. Коммуникативные: – умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни. Личностные: –оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи Регулятивные: – работает по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий). Раздел VI. Основы обороны государства Вооруженные Силы Российской Федерации – основы обороны государства 14 Основные задачи современный Вооруженных Сил России. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации. 10 Символы воинской чести 3 1 1 15 Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, достоинства и славы 1 16 Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе 1 17 Военная форма одежды. (соблюдение ПДД велосипедистов) 1 Воинская обязанность Познавательные: – задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы (в рамках доступного); – выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации; – использует символы для обозначения атмосферных явлений. Коммуникативные: – умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни. Личностные: –оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи 6 18 Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета 1 19 Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. 1 20 Обязательная подготовка граждан к военной службе 1 21 Добровольная подготовка граждан к военной службе 1 22 Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. 1 23 Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. (адекватное оценивание транспортной ситуации, 1 Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; – ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ»; – понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи«ловушки»). Коммуникативные: – старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Личностные: – самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи опасной для жизни и здоровья) Раздел VII. службы Основы военной Особенности военной службы 11 3 24 Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего 1 25 Устав внутренней службы и дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. 1 26 Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб и строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. 1 Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества 2 27 Основные виды воинской деятельности и ее особенности. (прогнозирование последствий своего поведения в качестве велосипедиста на дороге) 1 28 Военнослужащий — подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих 1 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации 2 29 Порядок вручения Боевого знамени воинской части. (прогнозирование последствий своего поведения в качестве пешехода на дороге) 1 30 Порядок приведения к Военной присяге (принесения обязательств). 1 Прохождение военной службы по Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; – ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ»; – понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи«ловушки»). Коммуникативные: – старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Личностные: – самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи 2 Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; – ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ»; – понимает необходимость дополнительной информации призыву 31 Призыв на военную службу и порядок ее прохождения . 1 32 Размещение и быт военнослужащих. (прогнозирование последствий своего поведения в качестве водителя на дороге) 1 Прохождение военной службы по контракту 2 33 Особенности военной службы по контракту. 1 34 Альтернативная гражданская служба. 1 Итого: СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей спортивно-технологического цикла №1 от __ августа 20__ г. руководитель МО____________ Г.М.Григоренко для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи«ловушки»). Коммуникативные: – старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Личностные: – самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; – проявляет интерес к способам решения новой частной задачи 34 СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________С.В.Лымаренко от __ августа 20__ года