1Требования к результатам освоения основной
образовательной программы
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
(в ред. ПриказаМинобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. ПриказаМинобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются
для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
"Обществознание" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения
интегрированного учебного предмета "Обществознание" должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
функциональные,
и
возможных
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
2. Содержание учебного курса обществознание
10-11 класс базовый уровень.
Человек. Человек в системе общественных отношений20ч
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры.
Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная,
массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог
культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия.
Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты
(институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и
деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в
человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания.Понятие истины, ее критерии.
Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социальногуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и
методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный
мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы.
Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и
предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования.
Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный
смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система7ч
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные
отношения.
Основные
институты
общества.
Многовариантность
общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.
Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный
регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция.Процессы глобализации.
Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед
лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика26ч
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на
формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен.
Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной
конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его
инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и
бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные
источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы
маркетинга.Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты.
Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды
безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое
поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике.
Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические
показатели.Экономический рост. Экономические циклы.Мировая экономика. Международная
специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая
интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения31ч
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный
конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов.
Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное).
Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в
современном обществе.Этнические общности. Межнациональные отношения,этносоциальные
конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в
Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном
мире.Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации.Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика34ч
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения.
Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как
основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим.
Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство.
Политическая элита и политическое лидерство.Типология лидерства. Политическая
идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем.
Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая
психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической
жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и
опасность.Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений14
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права;
частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права.
Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная
служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.Экологическое право.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты
гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения
права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав.Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений
супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в
профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и
трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры,
порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии
уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет
международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
3. Тематическое планирование.
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
Раздел, темы
Примерная
программа
Класс
Человек. Человек в системе
общественных отношений.
Общество как сложная динамическая
система.
Экономика
Социальные отношения
Политика.
Правовое регулирование
общественных отношений.
Итоговое повторение
Итого:
10-11
-
10 класс
20
11 класс
-
-
7
-
-
1514
14
26
16
20
-
70
6
68
136
Рабочая
программа
10 класс
Программный материал
№
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия (УУД),
проекты, ИКТ-компетенции,
межпредметные понятия
Раздел I. Общество как сложная динамическая система.7 часов
1
Что такое общество.
1
Предметные: Характеризовать общество как
целостную развивающуюся (динамическую)
2
Системное строение
1
систему в единстве ивзаимодействии его
общества: элементы и
основных сфер и институтов;
подсистемы.
Метапредметные – умеют структурировать
3
Основные институты
1
знания; самостоятельно выделяют и
общества
формулируют цели; ориентируются в
учебнике, осуществляют поиск необходимой
информации, дополняют и расширяют
имеющиеся знания и представления об
обществе и общественных отношениях.
Коммуникативные: Применяют правила
делового сотрудничества; Регулятивные:
Принимают учебную задачу; учитывают
выделенные учителем ориентиры действия,
умеют оценивать свою работу на уроке.
4
Процессы и направления
1
Предметные: Раскрывают содержание
глобализации.
понятия «глобализация; формулировать
собственные суждения о сущности,
причинах и последствиях глобализации;
иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем. Метапредметные:
Оформляют диалогические высказывания,
понимают позицию партнера, в том числе и
отличную от своей, согласовывают действия
с партнером; вступают в коллективное
учебное сотрудничество. Принимают
учебную задачу, удерживают цель
деятельности до получения ее результата;
Личностные: Формируют целостное
мировоззрение , соответствующего
современному уровню развитию науки.
5
Общество и человек перед 1
Предметные: называют существующие
лицом угроз и вызовов
угрозы современному миру, показывают
XXI века.
способы их преодоления. Метапредметные:
Принимают учебную задачу, планируют
промежуточные цели с учетом конечного
результата; оценивают качество и уровень
усвоенного материала. Умеют оценивать
свою работу на уроке; анализируют
эмоциональное состояние, полученной от
успешной/неуспешной деятельности на
уроке.
6
Многовариантность
1
Метапредметные -выявляют особенности и
общественного развития.
признаки общества как системы;
устанавливают причинно-следственные
7
Основные формы и
1
связи. Оформляют диалогические
направления
высказывания, понимают позицию партнера,
общественного развития
в том числе и отличную от своей,
согласовывают действия с партнером;
вступают в коллективное учебное
сотрудничество. Регулятивные: Принимают
учебную задачу, удерживают цель
деятельности до получения ее результата;
осуществляют самостоятельный контроль.
Предметные: характеризовать и сравнивать
виды динамики общества; приводить
примеры прогрессивных и регрессивных
общественных изменений, аргументировать
свои суждения выявлять, анализировать,
систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и
противоречивость социального развития
Раздел 2. Человек. Человек в системе общественных отношений. 20 часов
8
Биосоциальная природная 1
Предметные: выделяют черты социальной
человека
сущности человека, называют отличие
человека от животного. Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения
изучаемого материала; принимают и
сохраняют учебную задачу; самостоятельно
выделяют и формулируют цель; составляют
план последовательности действий.
Коммуникативные: принимают другое
мнение и позицию, допускают
существование различных точек зрения.
Познавательные: - определяют
познавательные цели, структурируют знания;
моделируют социальные ситуации
9
Социализация индивида.
1
Предметные: раскрывают сущность
Агенты социализации
социализации индивида; Характеризуют
основных агентов социализации, выявлять
роль агентов социализации на определенных
этапах социализации
индивидаПознавательные: определяют
познавательные цели, структурируют знания;
моделируют социальные ситуации;
самостоятельно выделяют и формулируют
цели; ориентируются в учебнике;
осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения задания с
использованием учебной литературы;
Коммуникативные: проявляют готовность к
сотрудничеству с сверстниками.
10 Свобода и
1
Предметные: раскрывают понятие свободы,
ответственность личности
ответственности. Понимают неразрывность
связи свободы с ответственностью.
Метапредметные: участвуют в обсуждении
проблемы, предлагают свои варианты
ответов; проявляют готовность к
сотрудничеству. Личностные: осваивают
социальные нормы, правил поведения и
ролей.
11 Человек как духовное
1
Предметные: раскрывать факторы,
существо
влияющие на формирование мировоззрение;
характеризовать различные виды
мировоззрений. Показывать роль
мировоззрения в жизни человека.
12
Деятельность человека.
Виды деятельности.
1
13
Мотивация деятельности.
Потребности и интересы
1
14
Мышление. Формы и
методы мышления
1
15
Культура материальная и
духовная.
Формы и виды культур.
1
16
1
Познавательные:ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения
заданий; дополняют и расширяют
имеющиеся знания и представления о
социализации человека в обществе.
Коммуникативные:оформляют диалогические высказывания, обмениваются
мнениями, слушают друг друга, понимают
позицию партнера. Регулятивные:
планируют решение учебной задачи,
выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят
изменения в процесс с учетом возникших
трудностей.
Предметные: определять, что такое
деятельность; что такое потребности; что
такое иерархическая теория потребностей;
характеризовать основные черты
деятельности; определять мотивы
деятельности; раскрывать на примерах
многообразие видов деятельности;
определять взаимосвязь деятельности и
сознания. Выявляют и соотносят цели,
средства и результаты
деятельности.Познавательные: выделяют и
формулируют цели; ориентируются в
учебнике; осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения задания
Предметные: характеризуют мотивы
деятельности: потребности, убеждения,
социальные интересы, социальные
установки. Показывают роль мотивов в
деятельности.
Познавательные: выделяют и формулируют
цели; ориентируются в учебнике;
осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения задания с
использованием учебной литературы;
Коммуникативные:планируют цели и
способы взаимодействия; обмениваются
мнениями, слушают друг друга
Предметные: Объясняют сущность
мышления, раскрывают связь между
мышлением и деятельностью. Определяют
роль мышления в процессе деятельности
Метапредметные:умеют определять познавательные цели, структурировать знания;
моделируют социальные ситуации.
Личностные: формирование устойчивых
познавательных интересов
Предметные: раскрывают понятие
«культура», характеризуют виды культур,
выделяя существенные признаки,
17
Многообразие и диалог
культур.
1
18
Познание мира. Формы
познания.
1
19
Истина и ее критерии.
Абсолютная и
относительная истины.
1
20
Виды знаний.
Естественные и
социально-гуманитарные
науки.
1
иллюстрируют их примерами. Различают
виды искусств.
Познавательные: умение находить нужную
информацию в педагогически подобранных
источниках; классифицировать явления,
выделять существенные признаки,
сравнивать.
Регулятивные: планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят
изменения в процесс с учетом возникших
трудностей.
Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются
мнениями, слушают друг друга, пони- мают
позицию партнера.
Предметные: дают характеристику процессу
познания. Называют способы познания мира.
Различают формы чувственного и
рационального познания. Различают
абсолютную и относительную истину.
Метапредметные: умение соотносить свои
действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
Предметные: дают определение понятию
«истина», называют виды истин;
характеризуют критерии истины.
Познавательные: выделяют и формулируют
цели; ориентируются в учебнике;
формулируют свою точку зрения и
высказывают ее, работают с текстом,
осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения задания с
использованием учебной литературы;
Коммуникативные: планируют цели и
способы взаимодействия; обмениваются
мнениями, слушают друг друга, понимают
позицию партнера, в том числе и отличную
от своей, согласовывают действия с
партнером. Регулятивные:удерживают цель
деятельности до получения ее результата.
Предметные: определяют пути познания,
Характеризуют виды знаний. Определяют
предмет исследования и содержание
гуманитарных наук. Познавательныеориентируются в учебнике, словаре;
осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения заданий.
Коммуникативные: оформляют диало-
21
Особенности научного
познания
1
22
Социальные ценности.
Мораль. Нравственная
культура
1
23
Общественное и
индивидуальное сознание.
1
24
Религия.
1
гические высказывания, обмениваются
мнениями, слушают друг друга, понимают
позицию партнера.
Предметные: выявляют особенности
научного познания, называют принципы
познания. Определяют специфику способов
и методов научного
познания.Познавательные - ориентируются
в учебнике, словаре; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения
заданий- дополняют и расширяют
имеющиеся знания и представления о
социализации человека в обществе.
Коммуникативные:оформляют диалогические высказывания, обмениваются
мнениями, слушают друг друга, пони- мают
позицию партнера. Регулятивные:
планируют решение учебной задачи,
Предметные: раскрывают понятие
«ценности», выделяю то, что является
ценностями . Характеризуют мораль как
особую систему социальных норм, выделяют
особенности морали. Познавательные:
умение находить нужную информацию в
педагогически подобранных источниках;
классифицировать явления, выделять
существенные признаки, сравнивать.
Регулятивные: планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят
изменения в процесс с учетом возникших
трудностей. Коммуникативные:
оформляют диалогические высказывания,
обмениваются мнениями, слушают друг
друга, пони- мают позицию партнера.
Предметные: различают общественное и
индивидуальное сознание, выделяют их
особенности. Метапредметные:
самостоятельно определяют учебную задачу,
развивают мотивы познавательной
деятельности, формулируют и озвучивают
собственную позицию; участвуют в диалоге.
Личностные: формирование уважительного,
осознанного и доброжелательного
отношения к людям, другому мнению.
Предметные: выявлять существенные
признаки религии; показывать роль религий
в современном мире. Тотемизм, фетишизм и
анимизм. Вера и верование. Миф и
мифология.
Культ и символ как важные элементы
религии. Религиозные обряды и типы
жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в
мировых религиях.Познавательные:
воспроизводят по памяти информацию,
необходимую для решения учебной задачи;
логические - дополняют и расширяют
имеющиеся знания и представления о
моральных нормах и мировых религиях.
25
Образование.
Функции 1
образования
как
социального института
26
Основные
направления 1
развития образования в
РФ
27
Искусство и его основные 1
функции
Предметные: понимают, что представляет
собой высшая школа, какие виды высших
учебных заведений есть в РФ; осознанно
подходят к выбору вуза для продолжения
обучения; разъясняют эволюцию системы
образования с древнейших времен до наших
дней. Метапредметные: осуществляют
поиск необходимой информации, работают с
неадаптированными текстами, анализируют
информацию. Личностные: осознают
ценность образования
Предметные: выделяют основные
направления в развитии современного
образования, понимают цели и задачи
реформирования системы образования.
Познавательные: выделяют и формулируют
цели; ориентируются в учебнике;
формулируют свою точку зрения и
высказывают ее, работают с текстом,
осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения задания с
использованием учебной литературы
Предметные: раскрывают сущность области
искусства, характеризуют виды искусства;
определяют роль искусства в жизни
общества и индивида
Раздел Социальные отношения. 15 часов
28 Социальная
структура 1
Предметные: определять, что такое
общества и социальные
социальный статус личности в обществе,
отношения
социальная группа, социальные отношения.
Познавательные:- умеют находить нужную
информацию, выделяют главное; ориентируются в учебнике, дополнительных
информационных источниках; логические –
дополняют и расширяют имеющиеся знания
и представления о социальной структуре
общества. Коммуникативные: планируют
цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга,
понимают позицию партнера, в том числе и
отличную от своей, согласовывают действия
с партнером. Регулятивные: удерживают
цель деятельности до получения ее
результата; осуществляют самостоятельный
контроль своей деятельности.
29
Социальная
стратификация.
1
30
Социальная мобильность. 1
Каналы мобильности.
31
Социализация индивида.
32
Социальные группы и их 1
типы.
33
Молодежь как социальная 1
группа
34
Социальные нормы.
1
1
Предметные: поясняют, что такое социальная
стратификация, какие существуют крупные
страты в определенном обществе людей;
разъяснять, апеллируя конкретными
примерами, социальную структуру любого
общества; анализировать социальный образ,
имидж личности; объяснять поступки людей
в соответствии с их со Познавательные:умеют структурировать знания; дополняют и
расширяют имеющиеся знания;
осуществляют поиск информации;
логические– строят логическую цепочку
рассуждений; дополняют и расширяют
имеющиеся знания и представления о
социальном взаимодействии в социуме.
Предметные: выделяют существенные
характеристики социальных групп,
классифицируют их по видам; характеризуют
различные формы взаимодействий между
ними. Познавательные:- умеют
структурировать знания; дополняют и
расширяют имеющиеся знания;
осуществляют поиск информации;
логические - строят логическую цепочку
рассуждений; дополняют и расширяют
имеющиеся знания и представления о
социальном взаимодействии в социуме.
Предметные: выделять особенности
молодежи как социально-демографической
группы, раскрывать на примерах социальные
роли, определять актуальные проблемы
нашего общества и молодежи;
характеризовать особенности молодежи.
Познавательные: структурируют знания,
работают с документами; самостоятельно
осуществляют поиск необходимой
информации. Коммуникативные:
принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек
зрения; адекватно используют речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач; строят
монологические высказывания, владеют
диалогической формой речи.
Регулятивные: прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого материала.
Предметные: характеризующие виды
социальных норм; определять причины
отклоняющегося поведения; объяснять
социальную опасность преступности;
35
Социальный контроль.
1
36
Отклоняющееся
поведение.
1
37
Социальный конфликт и 1
его виды.
Способы
разрешения 1
социальных конфликтов
38
39
Этнические
общности. 1
Межнациональные
отношения.
осуществлять поиск социальной
информации. Метапредметные: осваивают
социальные нормы, правил поведения и
ролей в социальной жизни; формируют
коммуникативную компетенцию в
сотрудничестве со сверстниками учителем и
др. Личностные: формируют осознанное
уважительное отношение к другому
человеку.
Предметные: поясняют, какое поведение
является отклоняющимся. Характеризуют
виды отклоняющегося поведения.
Определяют влияние отклоняющегося
поведения на общество.Познавательные:структурируют знания, работают с
документами; самостоятельно осуществляют
поиск необходимой информации.
Коммуникативные:
принимают
другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек зрения;
адекватно используют речевые средства для
решения различных коммуникативных задач;
строят монологические высказывания,
владеют диалогической формой речи.
Регулятивные: прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого материала.
Предметные: характеризуют основные
нравственные и правовые понятия норм и
правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни;
объясняют причины социальных конфликтов.
Коммуникативные: владеют механизмами
решения конфликтов, умеют применять эти
нормы и правила к анализу и оценке
реальных социальных ситуаций; установка
на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
Предметные: характеризуют этапы
складывание общностей, выделяют
особенности этнических общностей;
выделяют причины и последствия
этносоциальных конфликтов; характеризуют
основные принципы национальной политики
в РФ. Метапредметные: умение осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической
контекстной речью. Личностные:
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому
40
Конституционные
1
принципы национальной
политики в РФ
41
Институт семьи и брака.
1
42
Семья и быт
1
Раздел. Политика. 14 часов
43 Политическая
деятельность
1
человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
Предметные: узнают об основных
направлениях национальной политики,
раскрывают содержание национальной
политики. Метапредметные: умение
осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической
контекстной речью. Личностные:
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
Предметные: характеризуют семью как
социальный институт, выделяют
особенности семейных отношений,
определяют тенденции развитии семьи в
современном мире. Познавательные:
привлекают информацию, полученную
ранее, для решенияучебной задачи; умеют
структурироватьзнания; самостоятельно
выделяюти формулируют цели;
ориентируются в учебнике; Регулятивные:
планируют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата; принимаюти сохраняют учебную
задачу; самостоятельно выделяют и
формулируют цель; составляют план
последовательности действий.
Коммуникативные: адекватно используют
речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
строятмонологические высказывания,
владеютдиалогической формой речи;
планируютцели и способы взаимодействия.
Предметные: раскрывают сущность
политической деятельности, выделяют
субъектов политической деятельности и
объекты политического воздействия.
44
Политические институты
1
45
Политические отношения. 1
Политическая власть.
46
Политическая система, ее 1
структура и функции
47
Государство как основной 1
институт
политической
системы.
Функции
государства
Выделяют особенности политической
деятельности. Метапредметные: умение
оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности её
решения; Личностные: воспитание
российской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа
России;
Предметные: называть, характеризовать
социальные институты, раскрывать их
функции в обществе. Регулятивные:
планируют решениеучебной задачи,
выстраивают алгоритмдействий;
корректируют деятельность, вносят
изменения в процесс с учетомвозникших
трудностей. Познавательные: осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения заданий
Предметные : выявляют особенности
политических отношений, устанавливают
связи между социальными интересами,
целями и методами политической
деятельности. Определяют функции
политической власти. Познавательные:
осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения заданий;
Предметные: Раскрывают роль т функции
политической системы, знают структуру
политическойсистемы.Познавательные:
умеют решать практические задачи;
составлять алгоритм своих действий:
пользоваться дополнительной информацией.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями.
Предметные: дают определение
государству; называют его признаки и
функции, объясняют ведущую роль в
политической системе. Познавательные:
привлекают информацию, полученную
ранее, для решения учебной задачи; умеют
структурировать знания; самостоятельно
выделяют и формулируют цели;
ориентируются в учебнике; Регулятивные:
планируют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата; принимают и сохраняют учебную
задачу; самостоятельно выделяют и
формулируют цель; составляют план
последовательности
48
Политический
режим. 1
Типология политических
режимов.
49
Демократия и ее основные 1
признаки.
50
Гражданское общество и 1
правовое государство
51
Политический процесс
1
Предметные: дают определение понятию
«политический режим», различают типы
политических режимов, дают оценку роли
политических режимов. Личностные:
понимают язык социально-политической
коммуникации, что позволяет осознанно
воспринимать соответствующую
информацию. Регулятивные:планируют
решение учебной задачи, выстраивают
алгоритм действий; корректируют
деятельность, вносят изменения в процесс с
учетом возникших трудностей.
Предметные: Раскрывают сущность
демократии, обобщают и систематизируют
информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном
развитии) демократии.Познавательные:
формулируют ответы на вопросы учителя;
Регулятивные: прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого материала;
удерживают цель деятельности в учебном
процессе.
Предметные: дают определение
гражданскому обществу и правовому
государству, выделяют условия и этапы
формирования гражданского общества.
Познавательные: - осуществляют поиск
необходимой информации для выполнения
заданий; логические - дополняют и
расширяют имеющиеся знания и
представления о гражданском обществе.
Коммуникативные:оформляют диалогические высказывания, обмениваются
мнениями, слушают друг друга, понимают
позицию партнера.
Регулятивные:планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят
изменения в процесс с учетом возникших
трудностей.
Предметные: раскрывают сущность
политического процесса, характеризуют его
стадии, классифицируют его виды.
Познавательные: - осуществляют поиск
необходимой информации для выполнения
заданий; логические - дополняют и
расширяют имеющиеся знания и
представления о гражданском обществе.
Коммуникативные:оформляют диалогические высказывания, обмениваются
мнениями, слушают друг друга, понимают
позицию партнера.
Регулятивные:планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
52
Избирательная система
1
53
Политическая элита и 1
политическое лидерство.
54
Политические
виды, функции.
55
Политическое участие.
1
56
Политическая культура
1
партии: 1
корректируют деятельность, вносят
изменения в процесс с учетом возникших
трудностей.
Предметные: характеризуют стадии
избирательного процесса, раскрывают
основные принципы демократического
избирательного права, различают
достоинства и недостатки избирательных
систем. Коммуникативные:оформляют
диалогические высказывания, обмениваются
мнениями, слушают друг друга, понимают
позицию партнера.
Регулятивные:планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят
изменения в процесс с учетом возникших
трудностей.
Предметные: выделяют характерные черты
и признаки политической элиты, раскрывают
причины существования и функции.
Познавательные: формулируют ответы на
вопросы учителя; Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения
изучаемого материала; удерживают цель
деятельности в учебном процессе.
Предметные: различают отличительные
признаки политических партий,
характеризуют основные типы политической
идеологии, классифицируют виды
политических партий.
Коммуникативные:оформляют диалогические высказывания, обмениваются
мнениями, слушают друг друга, понимают
позицию партнера.
Регулятивные:планируют решение учебной
задачи, выстраивают алгоритм действий;
корректируют деятельность, вносят
изменения в процесс с учетом возникших
трудностей.
Предметные: понимать роль участия в
политической жизни, характеризовать виды
участия. Познавательные:- ориентируются
в учебнике, словаре; осуществляют поиск
необходимой информации для выполнения
заданий; логические - дополняют и
расширяют имеющиеся знания и
представления о политическом и
гражданском становлении личности.
Коммуникативные: оформляют
диалогические высказывания
Предметные: дают определение
политической культуры, выделяют признаки
политической культуры: предлагают свои
варианты способов повышения
политической культуры. Метапредметныеумеют ставить перед собой познавательные
цели; выделяют нужную информацию;
логические - дополняют и расширяют
имеющиеся знания и представления о
правовом государстве.
Регулятивные:учитывают выделенные
учителем ориентиры действия, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные:принимают другое
мнение и позицию, допускают
существование различных точек зрения,
работают в группах.
Раздел. Правовое регулирование общественных отношений. 14 часов
57 Право
в
системе 1
Предметные: раскрывают понятие «право»,
социальных норм
выделяют основные элементы системы
права; сравнивают правовые нормы с др.
социальными нормами; характеризуют
58 Система российского
1
систему права и виды права; Различают
права.
право публичное и частное, материальное и
59 Источники права.
1
процессуальное; поясняют значение
60 Конституция РФ
1
источников права, выстраивают иерархию
61 Законотворческий процесс 1
нормативных актов; определяют
в Российской Федерации.
Конституцию РФ как закон высшей
62 Конституционные права и 1
юридической силы.
обязанности гражданина
Познавательные: ориентируются в
РФ.
учебнике, словаре; осуществляют поиск
информации, необходимой для выполнения
63 Воинская обязанность
1
заданий; дополняют и расширяют
имеющиеся знания и представления о
социальных нормах.
Метапредметные: умение определять
64 Права
и
обязанности 1
понятия, создавать обобщения,
налогоплательщиков.
устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать
65 Право на благоприятную 1
основания и критерии для классификации,
окружающую среду и
устанавливать причинно-следственные связи,
способы его защиты.
строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы.
66 Гражданские
1
Личностные: освоение социальных норм,
правоотношения.
правил поведения, ролей и форм социальной
67 Семейное право.
1
жизни в группах и сообществах, включая
68 Занятость
и 1
взрослые и социальные сообщества;
трудоустройство.
воспитание российской гражданской
69 Особенности уголовного 1
идентичности: патриотизма, любви и
процесса.
уважения к Отечеству
70 Понятие
и
предмет 1
международного права.
11 класс
№
Тема урока
Колво
часов
Планируемые результаты обучения
1
Введение
1
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (26 часа)
2-3
Роль экономики в
2
Владение понятиями «экономика, уровень жизни, уровень бедности».
жизни общества
Умение устанавливать связи между развитием общества и его
экономической жизнью, между экономикой и другими сторонами
жизни общества. Способность определять свою позицию по
отношению к экономическим преобразованиям в нашей стране и в
мире в целом.
4-5
Экономика: наука
и хозяйство
2
6-7
Экономический
рост и развитие
2
8-9
Рыночные
отношения в
экономике
2
Владение понятиями «экономическая наука, макроэкономика,
микроэкономика, мировая экономика, валовой внутренний продукт».
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.
Развитие умения объяснять с опорой на ключевые экономические
понятия явления социальной действительности. Понимание
проблемы ограниченности экономических ресурсов и способов её
решения.
Овладение понятиями «экономический рост, экономическое развитие,
экономический цикл». Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Умение определять и оценивать последствия
цикличности развития экономики для личности и общества. Умение
искать и использовать информацию, характеризующую уровень
благосостояния граждан.
Владение понятиями «спрос, предложение, рыночное равновесие,
конкуренция, монополия. Раскрывать на примерах изученные
теоретические положения. Умение находить и использовать
информацию для характеристики ситуации на рынке.
Владение понятиями «фирма, факторы производства, издержки
производства, прибыль». Развитие умения моделировать
практические ситуации, связанные с расчётами показателей
экономической деятельности. Сформированность умений
использовать экономическую информацию для оценки конкретных
ситуаций и выбора стратегии эффективного экономического
поведения.
10-11 Фирмы в
экономике
2
12-13 Правовые основы
предпринимательской
деятельности
2
Владение понятиями «предпринимательские правоотношения,
принципы предпринимательского права, лицензирование,
государственная регистрация».
Умение объяснять явления социальной действительности с опорой на
базовые понятия права.
14-15 Слагаемые успеха
в бизнесе
2
Владение понятиями «менеджмент, маркетинг, банковский кредит».
Развитие умения применять экономические знания для решения
типичных задач в области экономических отношений, анализа и
объяснения экономических процессов. Оценивание возможности
собственного участия в предпринимательской деятельности.
16-17 Экономика и
государство
2
18-19 Финансы в
экономике
2
Владение понятиями монетарная и фискальная политика. Знание
важнейших механизмов государственного регулирования экономики.
Совершенствование умений поиска информации для характеристики
проявлений государственной экономической политики.
Владение понятиями «финансы, банковская система, инфляция,
финансовые институты». Развитие умения выявлять связи между
отдельными экономическими явлениями и состоянием экономики в
целом. Совершенствование умений формулировать свою точку
зрения о влиянии инфляционных процессов в стране на уровень
20-21 Занятость и
безработица
2
22-23 Мировая
экономика
2
24-25 Экономическая
культура
2
жизни населения. Сформированность представлений о роли
финансовой темы в экономике.
Умение поиска и выделения необходимой информации для выбора
способа рационального поведения в условиях рынка труда. Умение
различать экономические и социальные последствия безработицы.
Понимание проблем социально – трудовой сферы жизни общества и
способность определять собственное отношение к ним.
Сформированность представлений о роли государства в обеспечении
занятости.
Владение понятиями «мировая экономика, глобализация,
международное разделение труда». Представление о месте и роли
России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки
зрения интересов нашей страны. Способность выявлять связи между
проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства,
состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики
в целом.
Владение понятиями «экономическая культура, экономический
интерес, экономическая свобода». Понимание проблемы зависимости
цели, характера и результатов экономической деятельности от уровня
развития экономической культуры. Сформированность целостного
представления о рациональной модели поведения в экономической
сфере жизни общества. Развитие умения устанавливать взаимосвязь
между экономической свободой и социальной ответственностью
хозяйствующих субъектов.
26-27 Урок обобщения
2
Применять социально-экономические знания в процессе решения
по теме
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
«Экономическая
жизнь общества»
Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (16 часов)
28-29 Социальная
2
Знание понятий «социальная структура, социальная
структура
дифференциация, социальное неравенство, социальная
общества
стратификация». Понимание особенностей маргинальных групп и
связанных с ними рисков. Целостное представление о социальной
структуре общества.
30-31 Социальные
2
Умение определять и пояснять смысл понятий «социальные нормы,
нормы и
социальный контроль, отклоняющееся (девиантное) поведение,
отклоняющееся
самоконтроль». Указывать элементы социального контроля,
поведение
раскрывать роль социального контроля в жизни общества. Называть
признаки отклоняющегося поведения. Формулировать свою точку
зрения на причины возникновения отклоняющегося поведения.
32-33 Нации и
2
Владение базовыми понятиями «нация, межнациональные
межнациональные
отношения, толерантность». Развитие навыков оценивания
отношения.
социальной информации о нациях и межнациональных отношениях,
умений поиска информации в источниках разного типа с целью
объяснения и оценки разнообразных проявлений межнациональных
отношений. Владение умениями применять полученные знания в
повседневной жизни.
34-35 Семья и быт.
2
Знание базового понятия «семья как социальный институт», владение
понятиями «нуклеарная семья», «многопоколенная семья»,
«социальный институт брака». Знание социальных функций семьи.
Понимание взаимосвязи семьи и общества.
36-37 Гендер –
социальный пол
2
Владение базовыми понятиями «гендер, гендерная идентичность».
Умение выявлять причинно–следственные связи поступков и
поведения с учётом традиционных гендерных предписаний. Навыки
оценивания социальной информации о гендерном поведении
гендерных стереотипах.
38-39 Молодёжь в
современном
обществе.
2
40-41 Демографическая
ситуация в
современной
России.
2
Владение базовыми понятиями «молодёжь, субкультура, молодёжная
субкультура». Умение применять полученные знания о молодёжи и
молодёжной субкультуре в повседневной жизни. Навыки оценивания
социальной информации по молодёжной тематике, поиска
информации в источниках различного типа (нормативных правовых
актах).
Знание базовых понятий «демографическая ситуация, рождаемость,
смертность, депопуляция, иммиграция». Понимание взаимосвязи
демографических процессов и социальной политики. Целостное
представление о демографических процессах. Понимание влияния
демографических процессов на роль России в многообразном
глобальном мире.
42-43 Урок обобщения
2
Актуализировать имеющиеся знания о существовании и положении
по теме
определённых социальных групп в различные периоды жизни
«Социальная
общества.
сфера».
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (20 часов)
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)
44-45 Политика и власть
2
Владение базовыми понятиями политологии «политика» и «власть».
Умение поиска политической информации в источниках различного
типа с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
46-47 Политическая
система
2
Владение базовыми понятиями «система, государство, политический
режим». Сформированность навыков оценивания политической
информации. Владение умением применять полученные знания,
прогнозировать последствия принимаемых решений.
Владение понятиями «правовое государство, гражданское общество».
Умение выявлять взаимосвязи правового государства и гражданского
общества, личности и государства. Умение применять знания о
правовом государстве и гражданском обществе в повседневной
жизни.
Владение понятием «демократические выборы». Умение критически
воспринимать предвыборную информацию из различных источников,
делать самостоятельные выводы. Умение оценивать предвыборные
программы и заявления кандидатов с точки зрения их актуальности и
реалистичности, соответствия собственным взглядам и ожиданиям.
48-49 Гражданское
общество и
правовое
государство
2
50-51 Демократические
выборы
2
52-53 Политические
партии и
партийные
системы
2
Владение понятиями «политическая партия, общественно –
политическое движение, партийная система». Умение давать оценку
деятельности политических партий и общественно – политических
движений с позиций демократических ценностей и норм. Умение
применять полученные знания о российской многопартийности в
повседневной жизни.
54-55 Политическая
элита и
политическое
лидерство
2
Владение понятиями «политическая элита, политическое лидерство,
политический лидер». Владение умениями применять полученные
знания о политической элите и политическом лидерстве в
общественно – политической жизни. Сформированность навыков
оценивания политической информации, её поиска в источниках
политико-идеологического характера для объяснения и оценки
политических явлений и процессов.