Краснодарский край Абинский район станица Мингрельская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Кубани
атамана Мингрельского хуторского казачьего общества
С. А. Осьминина
муниципального образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08 2021 года протокол № 1
Председатель
_______ Парфенова О.В
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
кубановедению
Уровень образования – начальное общее, 1-4 классы
Количество часов – 135 часов
Учитель Шамрай Наталья Викторовна учитель начальных классов
МБОУ СОШ №6
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО
и на основе программы по учебному предмету «Кубановедение» для
общеобразовательных учреждений Краснодарского края, реализующих
программы начального общего образования, составители: Ерёменко Е.
Н., Мирук М. В., Зыгина Н. М., Шевченко Г. В. / Краснодар:
Перспективы образования, 2014.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373)
данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по
кубановедению.
Планируемые результаты по начальному общему образованию.
Личностные результаты.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
— уважение к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование
начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание
чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному
краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения
в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире.
2.Содержание программы
В соответствии с приложением к письму министерства образования,
науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 1313834/16-1 «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017
учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета
«Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани»
(4 часа) за счет уплотнения программы.
На основании письма УО №288 от 15.08.2011 г. в целях профилактики
этнического и религиозного экстремизма среди учащихся образовательных
учреждений на территории Краснодарского края в содержание курса
«Кубановедение» в 1-4 классах включён тематический раздел «Кубань –
многонациональный край» в количестве 19 часов.
I класс (33 часа)
Введение. Мой родной край (1 час).
Раздел 1. Я и моя семья (7 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья.
Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники,
которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной
семьей».
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой.
Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим
дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект
«Мы такие разные, но так похожи».
Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов).
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой
адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах,
на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих
родных. Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт.
Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы
моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая
мастерская «Милый сердцу уголок».
Раздел 5. «Духовные истоки Кубани» (4часа)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции
казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные
традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой
Родины.
2 класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).
Раздел 1. Природа моей местности (12 часов).
Времена года на Кубани. Годовой исследовательский проект сезонных
изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало».
Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и их
обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей
местности. Лекарственные растения. Правила сбор, и использование
лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при
отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная
книга Краснодарского края. Правила защитников природы.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Раздел 2. Населённые пункты (6 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого
пункта. История образования города (района). Глава города (района).
Населенные пункты Краснодарского края. Исследовательский проект «Где я
могу проводить свободное время».
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (11 часов).
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности
казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремесла на Кубани. Труженики
родной земли. Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Профессии и место работы членов семьи. Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны. Семья и семейные традиции.
Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4часа) Родная земля. Родина.
Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих
земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за
други своя»
3 класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край (1 час).
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные
бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края.
Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского
края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный
мир Кубани. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края.
Спорт, туризм. Красота окружающего мира. Тема родного края в творчестве
талантливых людей.
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. Историческая
карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце.
Символика Краснодарского края: история и современность. Добрые соседи.
Майкоп - столица Республики Адыгея.
Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье.
Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий
фольклор.
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4часа)
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.
Именины. Подвиг материнства.
4 класс (34 часа)
Введение. Мой край на карте России (1 час).
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (10 часов).
Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Роль
водоемов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов
Краснодарского края. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные
ископаемые края, их использование. Значение природных богатств
Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов).
История Кубани в архитектуре. Жилища различных эпох. Вещественные
исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла
и промыслы на Кубани. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.
Письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции
народов, живущих на Кубани. Города и районы Краснодарского края.
Екатеринодар - Краснодар. Краснодар — административный центр края.
Глава администрации края (губернатор).
Проектная работа «Земля отцов - моя земля».
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (7 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей.
Наши земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Наследники
земли отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4часа)
Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи - хранители
материальной и духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия
Кубани. 10 заповедей.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Таблица тематического распределения количества часов:
Разделы
Рабочая
Рабочая
программа с 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл
программа
уплотнением
Введение. Мой родной
край.
Я и моя семья.
1
1
1
-
-
-
8
7
7
-
-
-
Я и моя школа.
7
6
6
-
-
-
Я и мои родные места.
9
8
8
-
-
-
8
7
7
-
-
-
-
1
-
-
-
12
-
-
-
6
-
-
Я и природа вокруг
меня.
Введение. Символика
района (города), в
котором я живу.
Природа
моей
местности.
Населенные пункты.
Труд и быт моих
земляков.
Введение.
Изучаем
родной край.
Нет в мире краше
Родины нашей.
Без прошлого нет
настоящего
Казачьему роду нет
переводу
Введение. Мой край
на карте России.
Береги
землю
родимую, как мать
любимую.
Земля отцов – моя
земля
Жизнь дана на добрые
дела
Духовные истоки
Кубани
Всего
Из них экскурсий
проектов
1
13
1
7
12
6
13
11
-
11
-
-
1
1
-
-
1
-
11
10
-
-
10
-
10
9
-
-
9
-
12
9
-
-
10
-
1
1
-
-
-
1
11
10
-
-
-
10
13
12
-
-
-
12
9
7
-
-
-
7
16
4
4
4
4
135
19
16
33
1
4
34
5
6
34
4
3
34
5
3
135
19
16
1 класс
№
п/п
1.
2.
№
п/р
1
1
3.
4.
5.
2
3
6.
7.
5
4
6
Разделы, темы уроков
Кол Основные виды Основные
направления
-во учебной
воспитательной
час. деятельности
Введение
Мой родной край.
1
Я и моя семья.
Будем знакомы! Кто я?
Какой я?
Любимые занятия.
Моя семья
Обязанности и увлечения в
нашей семье.
Семейные традиции.
Праздники, которые мы
отмечаем вместе.
7
8.
7
9.
10.
11.
12.
1
2
3
4
13.
5
Творческий проект «Будем
жить одной семьёй».
Я и моя школа.
Наша
школа.
Правила
поведения в школе.
Знакомство со школой.
Традиции нашей школы.
Школьные поручения и
обязанности. Мой режим
дня.
Мои одноклассники.
Правила школьной дружбы.
6
(УУД)
Объяснять,
что
изучает
кубановедение.
Характеризовать
понятие
«малая
родина».
Называть своё
имя (полное,
сокращённое,
уменьшительноласкательное),
называть имена
родных,
одноклассников.
Описывать свой
характер, рассказывать о своей
мечте.
Анализировать
способы
разгадывания
ребусов.
Составлять ребус
своего имени
одним из
способов.
Составлять
рассказ о своём
любимом занятии,
иллюстрировать
рассказ рисунком,
фотографией,
видеозаписями.
Рассказывать о
своей школе.
Называть отличия
различных видов
школ
(спортивной,
музыкальной,
воскресной и др.).
Рассказывать о
школьных
принадлежностях,
деятельности
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Духовнонравственное
воспитание.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья.
Эстетическое
воспитание.
Трудовое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Эстетическое
воспитание.
Трудовое
воспитание.
Духовнонравственное
14.
6
15.
16.
17.
18.
1
2
3
4
19.
5
20.
21.
22.
6
7
Творческий проект «Мы
такие разные, но так
похожи».
Я и мои родные места.
Главный город
Краснодарского края.
Экскурсия «Достопримечательности моей станицы»
Устный рассказ о своей
малой родине.
Мой адрес. Улица, на
которой я живу.
Правила поведения в
общественных местах.
Правила поведения на
улице и в транспорте.
Труд жителей моего
населённого пункта.
Труд моих родных.
Исследовательский проект
«Какой я житель».
8
8
23.
24.
1
2
Я и природа вокруг меня
Растения и животные вокруг
меня.
Что где растёт, кто где
7
классифицировать
их, анализировать
способы
бережного
отношения к ним.
Анализировать
своё поведение и
других детей в
школе,
сопоставлять с
нормами.
Составлять
правила
поведения во
время экскурсии
по школе.
Слушать рассказ о
Краснодаре.
Рассказывать о
своих
впечатлениях с
опорой на
фотографии,
картины, рисунки.
Характеризовать
понятие
«достопримечател
ьность».
Рассказывать об
известных
достопримечатель
ностях
Краснодарского
края и своего
района. Описывать места отдыха
своей семьи.
Участвовать в
составлении
плана рассказа
«Достопримечате
льности нашего
населённого
пункта».
воспитание.
Наблюдать во
время экскурсии
за погодой,
растительным и
Научнопознавательные
ценности.
Экологическое
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Духовнонравственное
воспитание
Эстетическое
воспитание.
Трудовое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья.
25.
3
26.
4
27.
5
28.
6
живёт.
Забота о комнатных
растениях и о домашних
животных.
Красота природы моей местности. Поэты, писатели,
художники о красоте
родного края.
Поэты, писатели, художники о красоте родного
края.
Творческая мастерская
«Милый сердцу уголок».
29.
7
30.
1
31.
32.
2
3
33.
4
Защита проекта «Милый
сердцу уголок»
Духовные истоки Кубани
Семья. Родители.
Родительская любовь и
благословение.
Традиции казачьей семьи.
Наша школа. Воскресная
школа. Светские и
православные традиции
школы.
Достопримечательности.
Духовные святыни моей
малой Родины.
4
животным миром.
Составлять
рассказ об
увиденном.
Анализировать
правила
поведения во
время экскурсии
на природу.
Сопоставлять своё
поведение с
нормами. Называть животных
своей местности.
Составлять
сообщение об
одном из них,
иллюстрировать
повествование
рисунками,
фотографиями.
Рассказывать об
окружающих
растениях,
классифицировать
их.
Познакомиться с
темами: «Любовь
к ближнему. Залог
успеха детей –
послушание
родителям и
уважение
старших.
Выполнять
заповеди о
семейных
ценностях
"Почитай отца и
матерь твою...".
понять, какой
должна быть
семья. Понять
значение слова
"благословение".
Характеризовать
понятие
"традиция".
Рассказывать о
православных
традициях в
казачьих семьях.
воспитание
Трудовое
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Экологическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Духовнонравственное
воспитание.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Трудовое
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Объяснять, что
такое воскресная
школа. Называть
отличия традиций
воскресной и
светской школы.
Объяснять, что
такое духовные
святыни.
Рассказывать о
святых местах
Кубани.
Итого
Проекты
Экскурсии
33
4
1
2 класс
№
п/п
№
п/
р
Разделы, темы уроков
Ко
лво
час.
Введение.
Символика
1
района
(города),
в
котором я живу (1 час).
1
1
Символика
района
(города), в котором я живу.
Раздел 1. Природа моей 12
местности
2
3
1
2
4
3
5
4
6
5
Времена года на Кубани
Годовой
исследовательский проект
сезонных изменений. Часть
1: «Уж небо осенью
дышало». Формы земной
поверхности
моей
местности.
Водоёмы моей местности и
их обитатели. Правила поведения у водоёмов.
Разнообразный растительный мир моей местности.
Растительный мир моей
Основные
виды учебной
деятельности
(УУД)
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Оценивать
духовнонравственный
смысл
понятия
«малая родина»,
Характеризовать
понятия «гимн»,
«флаг», «герб».
Анализировать
сезонные
изменения
в
природе и жизни
человека.
Характеризовать
понятия: «горная»
и
«равнинная»
часть
Краснодарского
края, физическая
карта
Краснодарского
края,
условные
обозначения.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Ценности
научного
познания.
Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Трудовое
воспитание.
7
6
8
7
9
8
10
9
11
10
12
11
13
14
12
1
местности.
Лекарственные растения.
Правила сбора и использование лекарственных растений.
Ядовитые растения. Первая
помощь при отравлении
ядовитыми растениями.
Животный мир моей местности.
Животный мир моей местности.
Красная книга Краснодарского края.
Правила защитников природы.
Исследовательский проект
«Растения и животные в
природе и жизни людей».
Раздел 2. Населённые 6
пункты .
Годовой
исследовательский проект
«Зимушка-зима,
зима
снежная была».
Называть
водоёмы
своей
местности,
составлять о них
рассказ по плану.
Анализировать
правила
поведения у водоёмов.
Перечислять
названия растений
своей местности.
Классифицировать растения
на
группы.
Характеризовать
культурные
и
дикорастущие
растения.
Характеризовать
понятие
«лекарственные
растения».
Знать
названия
некоторых
растений
и
животных,
занесённых
в
Красную
книгу
Краснодарского
края.
Планировать
и
выполнять
индивидуальный
проект.
Анализировать
значение
растений
и
животных
в
жизни человека.
Перечислять
признаки
зимы,
описывать
особенности зимы
в Краснодарском
крае.
Называть
свой
Экологическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Экологическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Экологическое
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Духовнонравственное
15
2
16
3
17
4
18
5
19
6
20
1
21
3
22
23
24
5
6
7
25
8
26
9
27
10
28
11
29
12
Мой
родной
город
(станица, аул, хутор, село).
Улицы моего населённого
пункта.
История образования города (района). Глава города
(района).
Населённые
пункты
Краснодарского края..
Исследовательский проект
«Где я могу проводить свободное время».
Защита проекта «Где я
могу проводить свободное
время».
Раздел 3. Труд и быт моих 11
земляков.
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков.
Особенности
казачьего
быта.
Уклад кубанской семьи.
Ремёсла на Кубани
Труженики родной земли.
Годовой
исследовательский проект
«Ласточка с весною в сени
к нам летит».
Профессии и место работы
членов семьи.
Мои земляки в годы Великой Отечественной войны.
Семья
и
семейные
традиции
Творческий проект «Труд в
моей семье»
населённый
пункт,
перечислять
названия
улиц.
Называть главную
улицу
Слушать рассказ
об
истории
образования
своего
района,
Характеризовать
типы населённых
пунктов: «район»,
«город»,
«станица»,
«село», «хутор»,
«аул». Находить
населённых пунктов на карте.
Описывать место
свободного
времяпрепровожд
ения,
режим
работы,
направленность.
Характеризовать
понятия
«станица», «хата».
Перечислять
календарные
православные
праздники,
составлять
рассказ об одном
из них.
Перечислять
и
описывать
предметы
казачьего быта.
Исполнять
народную песню.
Составлять
рецепт
блюда
кубанской кухни.
Характеризовать
понятие
«кубанская
семья».
Рассказывать о её
традициях
и
укладе.
Перечислять
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Трудовое
воспитание.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья.
Ценности
научного
познания.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Духовнонравственное
воспитание.
Трудовое
воспитание.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
30
13
Годовой
исследовательский проект
сезонных изменений. Часть
4: «Здравствуй, лето!».
Духовные истоки Кубани
31
1
32
2
33
3
Родная земля. Родина.
Поклонные кресты.
Духовные родники жизни.
Религиозные традиции
моих земляков
Красный угол. Икона.
Творческий проект "Нет
больше той любви, чем
жизнь отдать за други
своя»
34
4
ремёсла,
распространённые
в
своей
местности,
профессии своих
земляков, характеризовать
их
деятельность.
Анализировать
занятия земляков
весной.
Слушать рассказы
о
Великой
Отечественной
войне.
Рассказывать
о
своей
семье,
используя план.
Анализировать
изученные темы,
перечислять темы,
особо
заинтересовавшие.
Духовнонравственное
воспитание.
Трудовое
воспитание.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья.
4
Познакомиться с
темами: «Любовь
к ближнему. Залог
успеха детей –
послушание
родителям
и
уважение
старших.
Выполнять
заповеди
о
семейных
ценностях
"Почитай отца и
матерь
твою...".
понять,
какой
должна
быть
семья.
Понять
значение
слова
"благословение".
Характеризовать
понятие
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Духовнонравственное
воспитание.
Трудовое
воспитание.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
"традиция".
Рассказывать
о
православных
традициях
в Ценности
казачьих семьях. научного
Объяснять,
что познания.
такое воскресная
школа. Называть
отличия традиций
воскресной
и
светской школы.
Объяснять,
что
такое
духовные
святыни.
Рассказывать
о
святых
местах
Кубани.
Итого
34
Проектов
6
Экскурсий
5
3 класс
№
п/п
№
по
р.
Содержание
(разделы, темы).
Ко
лво
Основные виды
учебной
деятельности (УУД)
ча
с.
Введение.
1.
1.
Изучаем родной край.
Нет в мире краше
Родины нашей.
2.
3.
1.
2.
Рельеф Краснодарского
края.
Природные явления и
стихийные бедствия.
Правила безопасного
поведения.
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Работать в группах
Гражданскопатриотическое
и самостоятельно с
воспитание.
источниками
информации
об
окружающем мире.
10 Называть
Ценности научного
окружающие
познания
предметы и их
признаки.
1
Различать
предметы
выделять
признаки.
Оценивать
Ценности научного
познания.
и
их
с
Духовнонравственное
воспитание.
4.
3.
Водоёмы Краснодарского
края. Экскурсия.
5.
4.
Водоёмы района, станицы.
6.
5.
Растительный мир Кубани.
7.
6.
Животный мир Кубани.
7.
Кубань – территория
здоровья. Курорты
Краснодарского края.
Спорт, туризм.
8.
9.
10.
8.
Красота окружающего
мира. Тема родного края в
творчестве талантливых
людей.
9.
Творческий проект «Нет в
мире краше Родины
нашей».
10.
опорой на личный
Эстетическое
опыт воздействие
воспитание.
природы
в
определённое
Трудовое
время
года
на
воспитание
настроение
человека,
его
состояние
и
Физическое
здоровье.
воспитание,
Анализировать
формирование
народные приметы. культуры здоровья.
Сравнивать
и
различать разные
группы животных
организмов
по
признакам.
Эстетическое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Группировать
по
Ценности
научного
названиям
познания.
известные растения
и животных.
Приводить
примеры
съедобных
и
ядовитых грибов.
Презентация проекта.
Проводить диспут
и
анализ
жизненных
ситуаций.
11.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Оценивать
Ценности научного
конкретные
познания.
примеры поведения
в природе.
Без прошлого нет
настоящего.
12.
13.
1.
2.
Прошлое и настоящее.
«Лента времени».
Древние города.
9
Работать в группах
и самостоятельно с
Ценности научного
различными
познания.
источниками
информации.
Извлекать
необходимую
14.
3.
Историческая карта,
история на карте.
15.
4.
Переселение казаков на
Кубань.
16.
5.
С верою в сердце.
6.
Символика Краснодарского
края: история и
современность.
18.
7.
Добрые соседи. Майкоп –
столица Республики
Адыгея.
19.
8.
Проектная работа «Без
прошлого нет настоящего».
20.
9.
Презентация проекта.
17.
информацию
из Ценности научного
познания.
дополнительных
источников знаний
о
переселении
Эстетическое
казаков, основании
воспитание.
городов и других
Трудовое
населённых
воспитание
пунктов,
символики
Ценности научного
Краснодарского
познания.
края.
Подготавливать
доклады
обсуждать
полученные
сведения.
Физическое
воспитание,
и
формирование
культуры здоровья.
Эстетическое
воспитание
Казачьему роду
нет переводу.
21.
1.
Твоя родословная. История
твоей семьи.
22.
2.
Ты и твоё имя, имена в
твоей семье.
23.
3.
Из истории кубанских
фамилий.
Экскурсия в музей.
24.
4.
Семейные ценности. Мама.
25.
5.
Твои земляки - труженики.
26.
6.
Кубанские умельцы.
7.
Народные обычаи и
традиции. Экскурсия в
школьный музей.
27.
Ценности научного
познания.
10
Исследовать свою
родословную, своё
имя и историю
возникновения
кубанских
фамилий.
Приводить доводы
в
доказательство
своих
теорий
возникновения
фамилий.
Извлекать
необходимую
информацию
из
дополнительных
источников знаний
о
народных
обычаях,
традициях,
кубанских
Духовнонравственное
воспитание.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Трудовое
воспитание
Гражданскопатриотическое
воспитание
8.
Казачий фольклор.
умельцах.
29.
9.
Проектная работа
«Казачьему роду нет
переводу».
30.
10.
Презентация проекта.
Подготавливать
доклады
обсуждать
полученные
сведения.
28.
Духовные истоки
Кубани.
31.
32.
33.
1.
Святые источники Кубани.
2.
Храмы. Внутреннее и
внешнее устройство.
Экскурсия в храм.
3.
4
Именины.
Подвиг материнства.
34.
4.
Итого:
34
Проектов
3
Экскурсий
4
и
Понимать
духовный
смысл
православных
праздников.
Извлекать
необходимую
информацию
о
Крещение
Господнем,
о
крещенских
традициях. Читать
карту
святых
источников края.
Сравнивать
и
различать
особенности
архитектуры.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание
Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание
Гражданскопатриотическое
воспитание.
4 класс
№
п/п
№
п/
р
Содержание
(разделы, темы)
Введение
1
1
Краснодарский край
на карте России.
Колво
часов
Основные виды
учебной
деятельности
(УУД)
1
Определять
месторасположение
Краснодарского края
по отношению к
другим регионам,
странам. Определять
регионы - соседей
Краснодарского края.
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Знать виды связи
(железнодорожной и
воздушной) с другими
регионами нашей
страны.
2
1
Берегите землю
родимую, как мать
любимую
Природные зоны
Краснодарского края.
Природные зоны.
3
2
4
Кавказский
биосферный
заповедник.
4 Роль водоемов в
природе и жизни
человека.
Использование и
охрана водоемов.
5 Типы почв. Защита и
охрана почв.
6 Полезные
ископаемые
Краснодарского края.
7 Использование
полезных
ископаемых.
8 Значение природных
богатств
Краснодарского края
для жителей России.
9 Проектная работа
«Берегите землю
родимую, как мать
любимую».
10 Защита проекта.
5
6
7
8
9
10
11
Работать в группах и
самостоятельно с
источниками
информации об
окружающем мире.
Оценивать личную
роль в охране
растительного и
животного мира
3
12
1
13
2
14
3
Земля отцов - моя
земля
История Кубани в
архитектуре.
Жилища различных
эпох.
Вещественные
Гражданскопатриотическое
воспитание.
10
Наблюдать связи
человека с природой.
Различать полезные
ископаемые.
Ценности
научного
познания.
Трудовое
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания
Духовнонравственное
воспитание.
Пользоваться картой
Краснодарского края.
Экологическое
воспитание.
Подготавливать
доклады и обсуждать
полученные сведения.
Ценности
научного
познания.
Трудовое
воспитание.
12
Извлекать
необходимую
информацию
из
дополнительных
источников
знаний
(словари,
энциклопедии,
справочники)
о
переселении казаков,
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
–
15
16
17
18
19
20
21
22
23
основании городов и
других
населённых
пунктов, символики
Краснодарского края.
Подготавливать
доклады и обсуждать
полученные сведения.
Использовать
приобретённые
знания в
повседневной жизни.
Соблюдать приёмы
безопасного и
рационального
использования
природных богатств.
Организовывать свою
деятельность.
исторические
источники. Вещи
рассказывают о
прошлом.
4 Народные ремесла и
промыслы на
Кубани..
5 Одежда жителей
Кубани в прошлом и
настоящем.
6 Письменные
источники.
7 Устная история
родного края.
8 Обычаи и традиции
народов, живущих на
Кубани.
9 Города и районы
Краснодарского края.
10 ЕкатеринодарКраснодар.
Краснодарадминистративный
центр
Краснодарского края.
Глава администрации
края (губернатор).
11 Проектая работа
«Земля отцов - моя
земля».
12 Защита проекта
24
1
25
2
26
3
27
4
Жизнь дана на
добрые дела
Просветители земли
кубанской.
Защитники
Отечества.
Труженики полей.
Радетели земли
кубанской. Наши
земляки – гордость
страны.
Трудовое
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания
Эстетическое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
–
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
7
Ценности
Оценивать
вклад научного
познания.
своих земляков,
соотечественников в
Духовно–
сохранение
нравственное
российского
историко-культурного воспитание.
наследия. Объяснять
символический смысл
основных
Гражданскоизображений
патриотическое
28
5
29
6
30
7
Наследники земли
отцов.
Проектная работа
«Жизнь дана на
добрые дела».
Защита проекта.
31
1
Духовные истоки
Кубани
Библия. Библиотеки.
32
2
33
3
34
4
4
Культурное наследие
Кубани.
Музеи - хранители
материальной и
духовной культуры
Я как хранитель
духовного наследия
Кубани. 10
заповедей.
Итого
34
проектов
3
экскурсий
5
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
от ___ августа 20___ г. №1
Руководитель МО
________________ Крупская С. В.
подпись руководителя МО
Ф.И.О.
Государственного
reр6a России, цветов
флага. Рассказывать о
соотечественниках,
прославивших
кубанскую землю.
воспитание.
Слушать рассказ об
Евангелие – главной
книге казаков.
Рассказывать о
возникновении
библиотек при храмах
и монастырях, о
православных
традициях в
музыкальных,
художественных,
литературных
произведения
известных,
талантливых
земляков. Описывать
духовные сокровища
краеведческих,
художественных
музеев. Посетить
литературный музей г.
Краснодара –
сокровищницу
старинных духовных
и исторических книг.
Духовнонравственное
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Гражданскопатриотическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Пенчук Д.В.
___.08. 20__ г.
–