УТВЕРЖДЁН решением педагогического совета протокол №1 от 27 августа 2024 года Директор МБОУ СОШ № 6 __________ Т.Н. Канцидал Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 имени Героя Кубани атамана Мингрельского хуторского казачьего общества С.А. Осьминина муниципального образования Абинский район для 1,2,3,4 классов обучения учащихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения), реализующих ФГОС ОВЗ, на 2024 2025 учебный год (инклюзивное обучение) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи образовательной организации 1. Создание благоприятной развивающей среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей учащихся обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации в условиях современной жизни. 2. Разработка индивидуальной программы помощи ребенку с внедрением различных коррекционных и здоровьесберегающих технологий через предпрофильную подготовку и трудовое обучение. 3. Разработка системы типовых задач по формированию общеучебных умений учащихся на уроках с учетом уровневой дифференциации. Ожидаемые результаты В соответствии с адаптированной основной образовательной программой учреждения: - начальное общее образование (1-4) - достижение уровня элементарной грамотности, овладение универсальными учебными умениями; максимальное развитие познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Особенности и специфика образовательной организации МБОУ СОШ №6 осуществляет: - обучение, воспитание умственно отсталых детей школьного возраста и коррекцию их психофизического развития; - обучение, воспитание детей со сложной структурой дефекта и коррекцию их психофизического развития; - социально-трудовую адаптацию воспитанников и интеграцию их в общество; - диагностику отклонений психофизического развития обучающихся. Нормативная база разработки учебного плана Учебный план разработан на основе федеральных и региональных документов: - закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) - приказ Министерства просвещения российской федерации от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.364820. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 6157); - приказа МОН и МП КК от 29.05.2017г. № 2243 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях». Режим функционирования ОО. Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.3286-15 и Уставом МБОУ СОШ № 6: 1.Продолжительность учебного года для 1 класса – 3 учебные недели; продолжительность учебного года для 2, 3, 4 классов – 34 учебные недели. 2. Продолжительность учебной недели для 1, 2, 3, 4 классов – 5 дней; 3.Максимально допустимая нагрузка по классам: Классы 5 дневная учебная неделя 1 21 час 2, 3, 4 23 часа 4. Режим начала занятий, расписание звонков - в соответствии с КУГ. 5. Дополнительные требования к организации обучения в 1-ом классе. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 1-х классов – не превышает 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; -учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; -используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый); - организуется в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; -дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в т е ч е н и е н е д е л и о б у ч а ю щ и м с я установлен облегченный учебный день в четверг. Для обучающихся 2-3-4-х классов - не более 5 уроков. Перерыв между обязательными и факультативными занятиями – 40 минут. 6. Затраты времени на выполнение домашних заданий не превышает 1 часа– во 2, 3, 4 классах. В 1 классах выполнение домашнего задания не предусмотрено. Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана Изучение учебных предметов обязательной части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Также образовательная организация использует приобретённые до вступления в силу Приказа учебники из Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 с изменениями. Полный перечень учебников приведен в организационном разделе ООП НОО, в пункте «Материально-технические условия реализации ООП». Особенности учебного плана Обучение детей со сложной структурой дефекта нацелено на формирование и развитие у учащихся коммуникативных и социальнозначимых умений и навыков с помощью развития устной речи, чтения, письма, счета, природопонимания, безопасной жизнедеятельности и основ трудовой деятельности. Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных занятиях по развитию психомоторики с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Особенности программного обеспечения учебного плана следующие: - составляются адаптированные программы с учетом психологопедагогической характеристики обучающихся по всем предметам учебного плана; - уменьшается объем учебного материала; - делается акцент на четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков; - учебный материал максимально связывается с реальной жизнью; - увеличивается частота обращений к одной и той же учебной информации на разных учебных предметах; - планируется усиление использования межпредметных связей. Особенности учебного плана для 1,2,3,4 классов. 1. Часы части учебного плана для 1,2,3,4 классов, формируемой образовательной организацией распределены следующим образом: - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части: «Мир природы и человека» - 1 час в неделю, «Ручной труд» - 1 час в неделю; учебный курс «Русский язык» - 1 час в неделю. 2. Часы школьного компонента (коррекционные технологии) в 1,2,3,4 классах распределены следующим образом: Коррекционноразвивающая область Всего Ритмика Развитие психомоторики и сенсорных процессов 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 3 3 3 3 3 3 3 3 6 6 6 6 3. Часы внеурочной деятельности распределены следующим образом: Комплектование для занятий по ритмике, психо-коррекционным занятиям осуществляется с учётом решения РПМПК. Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия осуществляются педагогом-психологом на занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Их продолжительность 15-25 минут. 4.Таблица-сетка часов учебного плана для 1,2,3,4 классов приложение № 1. Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с «Положением об организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации». Промежуточная аттестация обучающихся 1 класса не проводится. Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам четверти, а также годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам учебного года. Во 2 – 4 классах: Годовая аттестация - оценка качества усвоения обучающихся всего объема содержания учебного предмета за учебный год (среднеарифметическая). Директор школы Т.Н. Канцидал УТВЕРЖДЕНА решением педагогического совета протокол №1 от 27 августа 2024 года Директор МБОУ СОШ № 6 __________Т.Н. Канцидал Сетка часов учебного плана для 1, 2, 3, 4 классов обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 имени Героя Кубани атамана Мингрельского хуторского казачьего общества С.А. Осьминина муниципального образования Абинский район на 2024-2025 учебный год (инклюзивное обучение) Предметные области Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая Русский язык практика Чтение 2. Математика Количество часов в неделю I II III IV Всего 3 4 4 4 15 3 4 4 4 15 Речевая практика 2 2 2 2 8 Математика 3 4 4 4 15 2 2 2 2 8 2 1 1 1 5 1 1 1 1 4 3 3 3 3 12 2 21 2 23 2 23 2 23 8 90 3.Естествознание Мир природы и человека 4. Искусство Музыка Изобразительное искусство 5.Физическая Физическая культура культура 6. Технологии Ручной труд Максимально допустимая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область: Развитие психомоторики и сенсорных процессов Ритмика 24 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12