РП_билогия 10-11 класс профиль

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012г. №413) данная рабочая программа для 10-11 классов
направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов по биологии

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения углубленного курса биологии должны включать
требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях,
законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и
системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать
последствия значимых биологических исследований;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих
биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни,
глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы
экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов,
описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и
экологических требований при проведении биологических исследований.
Биология" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения
базового курса биологии должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной
научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение,
проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов,
решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам
и путям их решения.
2.Содержание учебного предмета

10 класс (3 часа в неделю, 105 часов в год)
Раздел 1. Введение в курс биологии (15 часов)
1.Биология как наука и ее прикладное значение . Биологическое разнообразие.
Практическая биология и ее значение. Биотехнология и бионика. Биология- наука о
живом. Отрасли биологии , ее связи с другими науками. Роль биологических знаний в
формировании современной естественнонаучной картины мира.
Экскурсия в природу. «Сезонные изменения в природе»
2.Основные биологические явления и методы их исследования. Основные свойства
жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого и
неживого. Определение понятия «жизнь». Биосистема как объект изучения биологии и
как структурная единица живого. Структурные уровни организации живой природы.
Молекулярный, клеточный, организменный ,популяционно-видовой, биогеоценотический,
биосферный.
Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, и
определение видов- биологические методы изучения природы. и мониторинг. видов
растений и животных.
Лабораторная работа 1 «Методика работы с определителями растений и животных».
Раздел 2.Биосферный уровень жизни (26 часов)
3.Учение о биосфере .
Понятие о биосфере. Граница и структура биосферы. Учение В.И Вернадского о живом
веществе и его особенностях. Функции живого вещества в биосфере.
4.Происхождение живого вещества.
Гипотезы происхождения живого вещества на Земле. Их анализ и оценка. Современные
гипотезы происхождения жизни. А.И.Опарин, Дж.Холдейн. Физико-химическая эволюция
и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции
органического мира и ее значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на
Земле. Эволюция биосферы.
5.Биосфера как глобальная биосистема.
Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения
биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический
круговорот и его значение. Биогеохимические круговороты Биогенная миграция атомов.
Механизмы устойчивости биосферы.
6.Условия жизни в биосфере.
Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Абиотические ,
биотические и антропогенные факторы. Комплексное действие факторов среды на
организм. Общие закономерности влияние экологических факторов на организм. Закон
оптимума и минимума. Биологические ритмы и фотопериодизм. Человек как житель
биосферы. Глобальные изменения в жизни биосферы , вызванные деятельностью
человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и
природы. Живой мир и культура. Особенности биосферного уровня жизни.
Лабораторная работа 2.»Определение загрязнения воды в водоемах с помощью
биоиндикаторов»

Раздел3.Биогеоценотический уровень организации жизни (28 часов)
7.Природные сообщества как биогеоценоз и экосистема.
Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные компоненты
биосферы. Понятия «биогеоценоз», биоценоз и экосистема. Понятия экотоп и биотоп.
Строение и свойства биогеоценозов ( экосистемы). Структура экосистемы.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к
совместной жизни в биогеоценозе. Функциональные компоненты в биогеоценозе. Типы
связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник – жертва» и «паразит- хозяин»
Пищевые связи в биогеоценозе. Экологические ниши и жизненные формы организмов в
биогеоценозе.
Трофические уровни .Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правило экологической
пирамиды. Круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в
экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов.
Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в
биогеоценозе. Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.
8.Многообразие биогеоценозов и их значение.
Водные экосистемы и сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы или
агроценозы. Сравнительная характеристика естественных биогеоценозов и
агроэкосистем.
Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы.
Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы
природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.
Лабораторная работа 2. «Приспособленность организмов к совместной жизни в
биогеоценозе леса»
Раздел 4.Популяционно- видовой уровень организации жизни (36 часов)
9.Вид и видообразование .
Вид ,его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как структурная
единица вида и как форма его существования. Популяция как структурный компонент
биогеоценозов. Типы популяций.
Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции.
Исследования С.С. Четверикова. Понятие о микроэволюции - образовании видов.
Элементарные факторы эволюции. Движущие факторы эволюции. Естественный отборглавный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь
движущих сил эволюции. Видообразование – процесс увеличения видов на Земле.
10. Происхождение и этапы эволюции человека.
Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды»
.Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы
эволюции человека. История изучения антропогенеза. Особенности эволюции человека.
Человек как уникальный вид живой природы. Политипический характер вида Человек
разумный. Расселение человека по всему земному шару. Человеческие расы и гипотезы
происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.
11.Учение об эволюции и е го значение.

Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К.Линнея ,
Ж.Б.Ламарка и эволюционной теории Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль
эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.
Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Результаты
эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых
видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция.
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого
сходства.
Основные направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. А.Н.
Северцов. И.И Шмальгаузен. Причины биологического прогресса и регресса. Основные
ароморфозы в эволюции растительного и животного мира. Система живых организмов на
земле. Сохранение многообразия видов – основа устойчивости биосферы. Особенности
популяционно - видового уровня жизни.
12.Сохранение биологического разноообразия – насущная задача человечества.
Проблема сохранения биологического разнообразия видов. Генофонд и охрана редких и
исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Лабораторная работа 3.Характеристика вида.

11 класс(3часа в неделю, 102 часа в год)
Раздел 5. Организменный уровень жизни (43 ч)
13.Живой организм как биологическая система.Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности
многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы ж и з недеятелыюсти
одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи
организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и
фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
14. Размножение и развитие организмов. Воспроизведение организмов, его значение.
Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и
его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное
оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений.
Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и
постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека.
Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов».
1.Наблюдение за передвижением животных: инфузории-туфельки, дождевого червя,
улитки, аквариумной рыбки.
2.Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.
15. Основные закономерности наследования признаков.Наследственность и
изменчивость — свойства организмов. Изменчивость признаков организма и еѐ типы.
Генетика. Истории развития генетики.

Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая
терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки.
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы.
Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования.
Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе.
Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности.
Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные
болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы,
формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в
жизни человека и общества.
Практические работы:
№1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».
№2 . Решение элементарных задач по генетике « Дигибридное скрещивание».
№3. Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».
№4. Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».
№5. Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».
16.Основные закономерности изменчивости. Изменчивость признаков организма и еѐ
типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость.
Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды
мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды
от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость».
1. Построение вариативной кривой (на примере размеров листьев).
2. Построение вариативной кривой (на примере размеров плодов пастушьей сумки).
17.Селекция и биотехнология на службе человечества. Селекция и еѐ задачи. Вклад
Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения
культурных растений. Закон гомологически рядов наследственной изменчивости. Методы
селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.
Биотехнология, еѐ направления. Этические аспекты применения генных технологий.
Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
18.Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических
организмов, их разнообразие и значение в природе .Царства эукариотических организмов,
их значение в природе. Царство неклеточных организмов — вирусов, их разнообразие,
строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика
вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений» (на примере культурных
растений (гербарий) и по справочной литературе).
Раздел 6. Клеточный уровень организации жизни (23 ч)

19.Строение живой клетки. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. М.
Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения
клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие
клеток и тканей.
Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки.
Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, еѐ органоиды; их
строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строения и функций
частей и органоидов клетки.
Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства
числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической
клетки.
20.Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка
клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы.
Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые
клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.
Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка — основная структурная и
функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка — единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование
тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в
живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа № 4«Изучение многообразия в строении клеток» (на примере
одноклеточных и многоклеточных организмов).
1. Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, водоросли) и эукариот (растения,
животного, гриба).
2. Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного организмов
(хламидомонады, листа элодеи, эпидермиса лука).
Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки».
1.Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня.
2. Исследование проницаемости растительных и животных клеток.
3. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
Практические работы:
№6 Решение задач «Мейоз, митоз».
Раздел 7. Молекулярный уровень организации жизни(36ч)
21.Молекулярный состав живых клеток. Органические и
неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки.
Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные
молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических
веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и
нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в
клетке.
Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной
информации. Репликация ДНК.

22. Химические процессы в молекулярных системах.Биосинтез в живых клетках.
Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и
темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные
процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического
обмена. Брожение и дыхание.
Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных
процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство
родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в
окружающей среде.
Молекулярный уровень жизни и его особенности.
13.Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как
глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности
жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура
— важная задача человечества.
Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки».
1.Выявление активности процесса фотосинтеза с помощью пероксида водорода и
фермента каталазы, содержащейся в клетках зелѐных растений.
2.Обнаружение органических веществ (крахмала, белков, жира) в тканях растений.
Лабораторная работа №7. «Ферментативные процессы в клетке».
1.Обнаружение фермента каталазы в клетках зеленых растений.
2. Обнаружение фермента каталазы в сырыхъ и вареных продуктах питания.
Практические работы:
№7. Решение задач «Молекулярная биология».

Тематическое планирование (10 класс 3 часа в неделю, углубленное обучение)

Разделы, темы

Характеристика
Кол
основных видов
-во
деятельности
часо
в

Раздел 1.ВВЕДЕНИЕ В КУРС
БИОЛОГИИ

1
2
3
4
5
6

Глава 2.Биология как наука и ее
прикладное значение
Биологическое разнообразие.
Практическая биология и ее значение
Биотехнология и бионика.
Отрасли биология и ее связи с
другими науками
Экскурсия Сезонные изменения в
природе.
Роль биологических знаний в
формировании современной

15
6
1
1
1
1
1
1

аргументировать свою
точку зрения в ходе
дискуссии по
обсуждению
особенностей
структурных уровней
организации жизни;

7
8
9

10
11
12

13
14
15

16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27

28
29

естественнонаучной картины мира
Общие биологические явления и
методы их исследования
Отличительные признаки живого и
неживого .
Определение понятия «жизнь»
Биосистема как объект изучения
биологии и как структурная единица
живого.
Лабораторная работа № 1
«Наблюдение за живой клеткой»
Структурные уровни организации
живой природы.
Молекулярный, клеточный,
организменный ,популяционновидовой, биогеоценотический,
биосферный.
Методы биологических исследований
Методы биологических исследований
Лабораторная работа № 2 «Методика
работы с определителями видов
растений и животных»
Раздел П.Биосферный уровень
организации жизни .
Учение В.И.Вернадского о биосфере.
Понятие о биосфере, границы
Функциональная структура биосферы
Составление карты границ биосферы.
Практическая работа №1
Учение В.И.Вернадского о живом
веществе и его особенностях
Функции живого вещества в биосфере
Происхождение живого вещества на
Земле.
Гипотезы происхождения живого
вещества на Земле
А.И.Опарин, Дж.Холдейн
Физико-химическая эволюция и
развитие биосферы.
Этапы возникновения жизни на Земле
Этапы эволюции органического мира
и ее значение в развитии биосферы.
Хронология развития жизни на Земле
Практическая работа № 2 Выход
живых организмов на сушу,
переходные форм
Эволюция биосферы.
Обобщение по теме «Происхождение
живого вещества»

9
1
1
1
1
1

характеризовать этапы
становления и развития
биосферы Земли;

1
1
1
1
26
5
1
1
1

характеризовать
этапы становления и
развития биосферы
Земли;

1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5

раскрывать условия
устойчивости и
неустойчивости
биосферы

30
31
32
33
34

Биосфера как глобальная биосистема.
Функциональная неоднородность
живого вещества.
Круговорот веществ и потоки энергии
в биосфере.
Биологический круговорот и его
значение.
Биохимические круговороты.
Механизмы устойчивости биосферы

1
1
1

аргументировать свою
точку зрения в ходе
дискуссии о возможных
последствиях
деятельности человека в
биосфере.

1
1

7
Условия жизни вбиосфере.
35
Среды жизни на Земле
1
36
Экологические факторы и их значение
1
37
Человек как житель биосферы
1
раскрывать условия
38
Лабораторная работа №3 «Условия
устойчивости и
1
жизни в биосфере»
неустойчивости
39
Роль взаимоотношения человека и
биосферы;
1
природы
40
Особенности биосферного уровня
1
жизни.
41
Обобщение по теме «Условия жизни в
1
биосфере»
Раздел Ш.Биогеоценотический уровень организации жизни
28 часов
Природное сообщество как
18
биогеоценоз и экосистем
42
Биогеоценозы как структурные
1
компоненты биосферы.
43
Понятие экотоп и биотоп
1
44
Структура экосистем.
1
45
Пространственная и видовая структура
1
биогеоценоза.
46
Типы связей и зависимостей в
1
биогеоценозе.
47
Пищевые связи в биогеоценозах.
1
48
Трофические уровни.
1
составлять
49
Типы пищевых цепей.
1
элементарные схемы
50
Правило экологической пирамиды
1
переноса веществ и
51
Практическая работа №3 Решение
энергии в экосистемах
задач по составлению экологических
1
(цепи питания);
пирамид в различных биогеоценозах
52
Приспособления организмов к
1
совместной жизни в биогеоценозе
53
Лабораторная работа №4
Приспособления к совместной жизни
1
видов в биогеоценозе леса.
54
Саморегуляция в экосистеме.
1
55
Устойчивость и динамика экосистем.
Лабораторная работа №5 «Свойства
1
экосистем»
56
Зарождение и смена биогеоценозов
1
57
Суточные и сезонные изменения в
1

58
59

60
61
62

63

64
65
66
67

68
69

70

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

биогеоценозе
Биогеоценоз как особый уровень
1
организации жизни
Обобщение «Природное сообщество
1
как биогеоценоз и экосистем»
Многообразие биогеоценозов и их
10
значение
Водные экосистемы и сухопутные
1
биогеоценозы.
Искусственные биогеоценозы или
1
агроценозы
Сравнительная характеристика
естественных биогеоценозов и
1
агроэкосистем.
лабораторная работа № 6 Оценка
применять знания об
экологического состояния территории,
1
экологической нише и
прилегающей к школе
жизненной форме
Сохранение разнообразия экосистем.
1
организмов в суждениях
о коадаптации и
Влияние деятельности человека на
1
коэволюции организмов;
биогеоценозы.
Экологические законы
1
природопользования
Практическая работа № 4
«Структура и устойчивость
1
агробиоценозов»
Живая культура в литературе и
1
народном творчестве.
Обобщение «Многообразие
1
биогеоценозов и их значение»
Раздел 1У. Популяционно-видовой уровень жизни
36 часов
Вид и видообразование
11
Вид , его критерии и структура .
1
Лабораторная работа №7
«Характеристика вида»
Критерии вида.
1
Популяция как структурная единица
1
вида и как форма его существования
Популяция как структурный
1
находить
компонент биогеоценоза
биологическую
Популяция как элементарная единица
1
информацию в учебной,
эволюции
научно-популярной,
Понятие о микроэволюции –
справочной литературе и
1
образовании вида.
Интернете о популяции,
Движущие факторы эволюции
1
эволюции, оценивать еѐ
Формы естественного отбора
1
и переводить из одной
Лабораторная работа № 8 «Значение
формы в другую;
1
искусственного отбора»
Видообразование – процесс
1
увеличения видов на Земле
Обобщение «Вид и видообразование»
1
Происхождение и этапы эволюции

81
82
83
84
85
86
87
88

человека
Место человека в системе живого
мира.
Этапы эволюции человека.
История изучения антропогенеза.
Особенности эволюции человека
Человек как уникальный вид живой
природы
Человеческие расы и гипотезы
происхождения
рас.
Находки палеонтологического
человека на территории России
Обобщение «Происхождение и этапы
эволюции человека
Учение об эволюции и его значение

8
1
аргументировать свою
точку зрения при
обсуждении движущих
сил эволюции;

1
1
1
1
1
1
1

11

89
90
91
92

93
94
95

96
97
98
99

100
101
102
103
104

Развитие эволюционных идей в
истории биологии.
Учение Ч.Дарвина об эволюции.
Современное учение об эволюции
Роль эволюционной теории в
формировании естественнонаучной
картины мира.
Основные закономерности эволюции
Основные направления эволюции.
Лабораторная работа № 9
«Выявление ароморфозов и
идиоадаптаций у организмов,
Причины биологического прогресса и
биологического регресса.
Сохранение многообразия видов –
основа устойчивости биосферы.
Особенности популяционно-видового
уровня жизни
Обобщение по теме» Учение об
эволюции и его значение»
Сохранение биоразнообразия –
насущная задача человечества
Проблема сохранения биологического
разнообразия видов
Генофонд и охрана редких и
исчезающих видов .
Генофонд и охрана редких и
исчезающих видов
Лабораторная работа№10.
Характеристика вида.
Всемирная стратегия сохранения

1
1
1
1
1
1

проявлять ключевые
компетентности при
объяснении
особенностей
биологического
прогресса и регресса;

1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1

аргументировать свою
точку зрения в ходе
дискуссии по
обсуждению проблемы
сохранения природных
видов;

105

природных видов
Подведение итогов года
ИТОГО

1
105

Тематическое планирование (11 класс 3 часа в неделю, углубленное обучение)

Разделы, темы

Характеристика
Кол-во
основных видов
часов
деятельности

Раздел 5.Организменный уровень
организации жизни
Живой организм как биологическая система .
1
2
3
4
5

6

7

8
9
10
11
12

13
14
15
16
17

Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Лабораторная работа№1 «Свойства живых
организмов».
Гомеостаз .
Основные процессы жизнедеятельности
одноклеточных и многоклеточных организмов.
Типы питания и способы добывания пищи
организмами: : гетеротрофы (сапротрофы,
паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и
фототрофы).
Типы питания и способы добывания пищи
организмами: : гетеротрофы (сапротрофы,
паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и
фототрофы).
Регуляция процессов жизнедеятельности
организмов.
Размножение и развитие организмов
Типы размножения.
Оплодотворение и его значение
Двойное оплодотворение у цветковых
растений.
Индивидуальное развитие многоклеточного
организма
Причины нарушений развития организмов.
Основные закономерности наследования
признаков
Генетика . История развития генетики.
Методы генетики.
Закономерности наследования установленные
Г.Менделем, их цитологические основы.
Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Закономерности сцепленного наследования.

43
7
аргументировать
свою точку зрения
при обсуждении
особенностей
организменного
структурного
уровня жизни;

1
1
1
1
1

1

1
5
1
1

1

применять
коммуникативные
компетентности
работы в паре и в
группе при
выполнении
лабораторной
работы;

1
12
решать
элементарные
генетические
задачи;

18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
37
38

39

40
41
42
43

Хромосомная теория наследственности.
Решение задач по генетике. Практическая
работа № 1
Генетика пола и наследование сцепленное с
полом
Наследственные болезни, и их профилактика.
Этические аспекты медицинской генетики
Факторы , определяющие здоровье человека
Образ жизни и здоровье человека.
Основные закономерности изменчивости

8

Изменчивость признаков организма и ее типы.
Наследственная изменчивость:
комбинированная и мутационная.
Лабораторная работа №2 Модификационная
изменчивость .
Норма реакции.
Мутации , их материальная основа- изменение
генов и хромосом.
Виды мутаций и их причины.
Меры защиты среды от загрязнения
мутагенами.
Меры профилактики наследственных болезней
человека.
Селекций и биотехнология на службе
Человечества

1
1
1
1
1

решать
элементарные
генетические
задачи;

1
1
1
6

Селекция и ее задачи.
Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции
Учение о центрах многообразия и
происхождения культурных растений.
Методы селекции, их генетические основы.
Биотехнология , ее направления.
Этические аспекты применения генных
технология.
Царство Вирусы, его разнообразие и значение.

1
1
1

Царство неклеточных организмов – вирусов, их
разнообразие ,строение и функционирование в
природе.
Вирусные заболевания
Профилактика вирусных заболеваний.
Лабораторная работа № 3.Вирусные
заболевания растений .
Организменный уровень жизни и его роль в
природе.
Повторение по теме «Организменный уровень
жизни»
Раздел 6.Клеточный уровень
организации жизни
Строение живой клетки.

1

1
1
1

применять
коммуникативные
компетентности
работы в паре и в
группе при
выполнении
лабораторной
работы;

5

1
1
1
1

23
15

соблюдать правила
работы в кабинете,
обращения с
лабораторным
оборудованием

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

59
60
61
62
63
64
65
66

67
68
69
70

71

Цитология -науки о клетке
Методы изучения клетки.
Основные положения клеточной теории.
Многообразие клеток и тканей.
Основные части клетки
Строение клеток и внутреклеточных
образований.
Поверхностный комплекс клетки ,его строение
и функции.
Цитоплазма ,ее органоиды ,их строение и
функции.
Ядро ,его строение и функции.
Взаимосвязи строения и функций частей и
органоидов клетки.
Хромосомы ,их химический состав , структура
и функции.
Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Особенности клеток прокариот и эукариот..
Гипотезы о происхождении эукариотической
клетки
Лабораторная работа № 4.»Изучения
многообразия в стороении клеток.»
Процессы жизнедеятельности клетки.

1
1
1
1
1
1

Деление клетки : митоз и мейоз.
Фазы митоза.
Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств
клетки.
Мейоз и его фазы.
Соматические и половые клетки.
Развитие половых клеток у растений и
животных
Практическая работа №6 Решение
задач.»Мейоз,митоз»
Повторение материала по теме:»Клеточный
уровень
организации жизни»
Раздел 7. Молекулярный уровень
организации жизни
Молекулярный состав живых клеток

1
1
1

Органические и неорганические вещества в
клетке.
Химическая организация клетки.
Макро и микроэлементы. Их роль вклетке.
Особенности строения молекул органических
веществ: белков,углеводов, липидов,
нуклеиновых кислот.
Особенности строения молекул органических
веществ: белков,углеводов, липидов,

анализировать
признаки
клеточною уровня
организации жизни;
аргументировать
свою точку зрении
в ходе дискуссии о
биосистемной
сущности живой
клетки;

1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

применять
комуникативные
компетентности
работы в паре и
группе при
выполнении
лабораторной
работе

1
1

1
1

36
14
1
1
1
1

1

аргументировать
свою точку зрения
при обсуждении

72
73
74
75
76
77
78
79
80

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93

94
95
96

нуклеиновых кислот.
Лабораторная работа № 6.Органические
вещества клетки .
. Лабораторная работа №7.ферментативные
процессы вклетке.
Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их
строения и функций, значение в клетке.
Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их
строения и функций, значение в клетке.
Практическая работа №2.Решение задач на
определение строение ДНК и РНК.
Строение и свойства ДНК как носителя
наследственной информации.
Химический состав хромосом.
Практическая работа №.3Наследственная
информация. Решение задач.
Репликация ДНК.
Химические процессы в молекулярных
системах
Биосинтез в живых клетках.
Матричное воспроизводство белков.
Фотосинтез ,его роль в природе.
Световые и темновые реакции фотосинтеза.
Световые и темновые реакции фотосинтеза.
Хемосинтез и его роль в природе.
Молекулярные процессы расщепления веществ
в элементарных биосинтезах.
Стадии энергетического обмена.
Брожение и дыхание.
Лабораторная работа № 8.Ферментативные
процессы в клетке .
Преобразование энергии в клетке.
Роль ферментов как регуляторов
биомолекулярных процессов.
Сходство химического состава молекул живых
систем как доказательство родства разных
организмов.
Роль естественных и искусственных
биополимеров в окружающей среде.
Молекулярный уровень организации жизни
Обобщение по теме « Химические процессы в
молекулярных системах
Время экологической культуры

Химическое загрязнение окружающей среды
как глобальная экологическая проблема.
98 Осознание человеком непреходящей ценности
жизни.
99 Гуманистическое сознание и благоговение
перед жизнью.
100 Экологическая культура –важная задача
97

особенностей
молекулярного
структурного
уровня жизни;

1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1

использовать
речевые средства
для дискуссии и
аргументации своих
представлений о
современной
естественнонаучной
картине мира;

1
1
1
1
1
1

1
1
1
6
1
1
1
1

выдвигать гипотезы
о возможных
результатах
деятельности
человека на
молекулярном
уровне жизни.

человечества.
101 Глобальные экологические проблемы.. Семинар 1
102 Обобщение по теме: «Молекулярный уровень
1
организации жизни»
Итого
102ч.

СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественно-научного
цикла СОШ № 6
от
2020года № 1
__________Петряник Т.С.
подпись руководителя МО

Ф.И.О.

Заместитель директора по УВР
_______________ Канцидал Т.С.
подпись

от_

Ф.И.О.

2020 года


Наверх

Объявление для родителей будущих первоклассников о приёме документов на 2024-2025 год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
программма воспитания 2023-2024 учебный год.pdf (скачать)
Положение о приёме в школу.pdf (скачать)
форма заявления.doc (скачать)
Приказ о порядке приёма в школу.pdf (скачать)
o-prieme-dokumentov-v-1-klass-s-1aprelya-2024-goda.pdf (скачать)
о приёме документов в 1 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».