I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения "Информатика" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать: 1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; 2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; 3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; 4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; 5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; 6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных; 7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы . В ней соблюдается преемственность с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи. Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом и углубленном уровнях среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. Базовый уровень Введение. Информация и информационные процессы Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Математические основы информатики Тексты и кодирование Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Системы счисления Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. Дискретные объекты Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево. Алгоритмы и элементы программирования Алгоритмические конструкции Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины (массивы). Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Составление алгоритмов и их программная реализация Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач: – алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); – алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; – алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.); – алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца). Постановка задачи сортировки. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных. Математическое моделирование Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. Использование программных систем и сервисов Компьютер – универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. Подготовка текстов и демонстрационных материалов Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. Работа с аудиовизуальными данными Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. Электронные (динамические) таблицы Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования). Базы данных Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Автоматизированное проектирование Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов. 3D-моделирование Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. Аддитивные технологии (3D-принтеры). Системы искусственного интеллекта и машинное обучение Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве Компьютерные сети Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Деятельность в сети Интернет Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Социальная информатика Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная безопасность Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема 10 класс ВВЕДЕНИЕ. СТРУКТУРА ИНФОРМАТИКИ 1. ИНФОРМАЦИЯ 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ 11 класс ИНФОРМАЦОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ 5. ДАННЫХ 6. ИНТЕРНЕТ 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 8. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 10 класс № Темы Кол-во часов Колво часов 35 1 11 5 18 34 10 10 12 2 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Предметные Метапредметные универсальные учебные действия Введение. Структура информатики (1ч). 1 Введение. Структура информатики. 1 – Знать: в чем – Познавательные: уметь состоят цели и задачи работать с учебником и с изучения курса 10 класса; электронным приложением к Правила ТБ. из каких разделов состоит учебнику; анализировать объекты предметная область окружающей действительности, информатики, ТБ указывая их признаки: свойства, действия, поведение, состояния. – Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. – Коммуникативные: задавать нужные вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Раздел 1. Информация (11 часов) 2 Понятие информации. 1 – Знать: основные задачи теоретической информации, программные и технические средства информатизации. Три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации; – Уметь: приводить примеры использования ПК в профессии 3 Представление 1 информации, языки, кодирование. 4 Практическая работа №1.1. Шифрование данных. 1 – Знать: что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятие кодирование и декодирование информации; примеры технических систем кодирования информации: азбуку Морзе, телеграфный код Бодо; понятие шифрование и дешифрование – Уметь: переводить информацию из одной знаковой системы в – другую; определять длину кода, количество различных – комбинаций; – Знать: что такое криптография; – Уметь: пользоваться простейшими приемами шифрования и дешифрования. 5 Измерение информации. Алфавитный 1 – Познавательные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. – Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства ее осуществления. – Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать иную точку зрения, готовность изменить свое собственное мнение. – Познавательные: планировать собственную деятельность. – Регулятивные: определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в том числе в своем задании). – Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. – Познавательные: планировать собственную деятельность; находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. – Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. – Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. – Знать: сущность – Познавательные: находить (в алфавитного подхода к учебниках и других источниках, в том измерению информации; числе используя ИКТ) достоверную подход. 6 Содержательный подход. Практическая работа №1.2. Измерение информации. 7 Представление чисел компьютере (§5) 8 Практическая работа №1.3. Представление чисел 9 Представление 1 текста, изображения и звука в компьютере (§6) 1 в 1 1 определение бита с алфавитной точки зрения; связь между размером алфавита и информационным весом символа; связь между единицами измерения информации – Уметь: решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов); выполнять пересчет – количества информации в разные – единицы; – Знать: сущность содержательного подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания образования – уметь решать несложные – задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный – подход (в равновероятном приближении); – иметь представление об универсальности цифрового представления информации; определения понятий дискретного представления информации, двоичного представления информации. – Уметь: реализовывать способы двоичного представления информации в компьютере – Знать: – существенные характеристики двоичной системы счисления – Уметь: получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; – Знать: представление текста; представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное представление звука; подходы к представлению графической информации информацию, необходимую для решения учебных задач; распознавать различные системы, выделять существенные признаки. – Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки. – Коммуникативные: слушать друг друга, выказывают собственную точку зрения. – Познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; проводить поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. – Регулятивные: выстраивать работу по заранее намеченному плану; проявлять целеустремленность и настойчивость – в достижении целей. – Коммуникативные: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. – Познавательные: осуществлять поиск – и выделение необходимой информации; структурировать свои знания. – Регулятивные: формулировать учебные цели при изучении темы. – Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимать роль и место информационных процессов в различных системах. – Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. – Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. 10 Практическая 1 работа №1.4. Представление текстов. Сжатие текстов 11 Практическая работа №1.5. Представление изображения и звука 1 12 Контрольная работа № «Информация». 1 13 Хранение и передача информации 1 1 – Уметь: использовать кодовые таблицы при обработке информации; представлять текстовую информацию в компьютере; вычислять размер; цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; – Уметь: кодировать и упаковывать текстовую информацию – Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания. – Знать: носитель информации; историю развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики; модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы – Познавательные: находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознавать различные системы, выделять существенные признаки. – Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки. – Коммуникативные: слушать друг друга, выказывать собственную точку зрения. – Познавательные: планировать собственную деятельность. – Регулятивные: определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в том числе в своем задании). – Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. – Уметь: кодировать – Познавательные: и упаковывать осуществлять поиск графическую и звуковую – и выделение необходимой информацию информации; структурировать свои знания. – Регулятивные: формулировать учебные цели при изучении темы. – Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимать роль и место информационных процессов в различных системах. – Познавательные: извлекать – Уметь: демонстрировать навыки информацию, ориентироваться в расширения и обобщения своей системе знаний и осознавать знаний о способах необходимость нового знания, делать измерения информации; предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. – Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства ее осуществления. – Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать иную точку зрения, готовность изменять свое собственное мнение. Раздел 2. Информационные процессы (5 часов) защиты от шума; – Уметь: сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам; рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи; – Знать: основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации; – Уметь: разрабатывать систему команд исполнителя для решения несложной задачи на обработку информации; 14 Обработка 1 информации и алгоритмы. Практическая работа №2.1. Управление алгоритмическим исполнителем 15 Автоматическая обработка информации. 1 – Знать: что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста; – Уметь: составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста; 16 Информационные 1 процессы в компьютере. Практическая работа №2.2. Автоматическая обработка данных – Уметь: составлять алгоритмы решения несложных задач для – управления машиной Поста; 17 Контрольная работа № «Хранение, передача обработка информации». – Уметь: демонстрировать – навыки расширения и обобщения знаний об основных информационных процессах; 1 2 и – Познавательные: осуществлять поиск – и выделение необходимой информации; структурировать свои знания. – Регулятивные: формулировать учебные цели при изучении темы. – Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимать роль и место информационных процессов в различных системах. – Познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; проводить поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. – Регулятивные: выстраивать работу по заранее намеченному плану; проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей. – Коммуникативные: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. – Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. – Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. – Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания. – Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. – Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. – Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания. Раздел 3. Программирование (18ч). 18 Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование 19 Программирование 1 линейных алгоритмов Практическая 1 работа №3.1. Программирование линейных алгоритмов 20 1 21 Логические 1 величины и выражения, программирование ветвлений 22 Практическая 1 работа №3.2. Программирование – Знать: этапы решения задачи на компьютере; – понятия исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; возможности компьютера как исполнителя алгоритмов; – систему команд компьютера; основные принципы структурного программирования; – систему типов данных в Паскале, операторы ввода и вывода, правила записи арифметических выражений на Паскале, оператор присваивания, структуру программы на Паскале – анализировать типы данных, логический тип данных, логические величины, логические операции; – правила записи и вычисления логических выражений; – различия между циклом с предусловием и циклом с постусловием; – различия между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом; – Знать: понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы, правила описания и использования подпрограмм-функций, правила описания и использования подпрограмм-процедур; правила описания массивов на Паскале, правила организации ввода и вывода значений массива, правила программной обработки массивов; правила описания символьных величин и символьных строк, – Уметь: определять этапы решения задачи на компьютере; – определять понятия исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; классифицировать – Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; осуществлять анализ исходных данных для решения алгоритмических – задач. – Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и на внутреннем плане; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. – Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером – Познавательные: оформляют алгоритм, предложенный в задаче в виде блок-схемы; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. – Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. – Коммуникативные: управляют поведением партнера: убеждают его, контролируют, корректируют и оценивают его действия; допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной – Познавательные: устанавливают причинноследственные связи; строят логическое рассуждение; подбирают алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации. – Регулятивные: проявляют – познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. – Коммуникативные: понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности – Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; 23 24 25 логических выражений Практическая 1 работа №3.3. Программирование ветвящихся алгоритмов Программирование 1 циклов. Практическая 1 работа №3.4. Программирование циклических алгоритмов 26 27 Подпрограммы 1 Практическая 1 работа №3.5. Программирование с использованием подпрограмм 28 29 Работа с массивами 1 Практическая 1 работа №3.6. Программирование обработки одномерных массивов Практическая 1 работа №3.7. Программирование обработки двумерных массивов 30 структуры алгоритмов; понимать основные принципы структурного программирования; понимать правила записи и вычисления логических выражений; различать операторы: условный оператор if, оператор выбора select case; различать операторы: операторы цикла while и repeat – until, оператор цикла с параметром for – понимать порядок выполнения вложенных циклов; – Уметь: описывать алгоритмы на языке блоксхем и на учебном алгоритмическом языке; составлять программы лин. вычислительных алгоритмов на Паскале; разрабатывать и отлаживать типовые программы, обрабатывающие числовые данные; разрабатывать и отлаживать простейшие программы, реализующие основные алгоритмические конструкции; – Уметь: разрабатывать и отлаживать типовые программы, реализующие основные методы и алгоритмы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива; – программировать циклы, выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы; – Знать: основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией. – – Уметь: описывать функции и процедуры на Паскале, записывать в программах обращения к функциям и процедурам; тестировать и отлаживать программы на языке Паскаль. – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. – Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. – Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания. – Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью компьютера; анализируют объекты с целью выделения признаков. – Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; различают способ и результат действия. – Коммуникативные: осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь; владеют диалогической формой речи – Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию; составляют алгоритмы и блок-схемы на основе анализа текста задачи; строят логическую цепочку рассуждений. – Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане. – Коммуникативные: с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия – Познавательные: анализируют условия и требования задачи; выполняют операции со знаками и символами; составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. – Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; определяют последовательность промежуточных – целей с учетом конечного результата. – Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции; обмениваются знаниями между членами группы для принятия 31 32 Работа с символьной 1 информацией. Практическая 1 работа № 3.8. Программирование обработки строк символов 34 Повторение, 1 решение задач Решение заданий 1 программирования из ЕГЭ 35 Итоговый урок 33 № Темы 1 Кол-во часов эффективных совместных решений – Познавательные: создают и преобразуют алгоритмы для решения задач; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. – Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимают оценку учителя. – Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов – Познавательные: анализируют условия и требования задачи; выбирают знаковосимволические средства для построения модели; составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. – Регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. – Коммуникативные: проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам – Познавательные: находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознавать различные системы, выделять существенные признаки. – Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки. – Коммуникативные: слушать друг друга, выказывать собственную точку зрения. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Предметные Метапредметные универсальные учебные действия 11 класс 1 Информационные системы и базы данных (10 часов) Введение. ТБ на уроках 1 Сформированность базовых информатики. Что такое навыков и умений по система. Модели соблюдению требований системы. Системный ТБ, гигиены и анализ. ресурсосбережения при работе со средствами информатизации. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать Модели систем. Практическая работа «Модели систем» 1 Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Владение компьютерными средствами представления и анализа данных. 3 Практическая работа «Проектные задания по системологии» 1 Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Владение компьютерными средствами представления и анализа данных. 4 База данных – основа информационной системы. 1 Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними. Использование готовых прикладных компьютерных программ для создания базы данных. 5 Практическая работа «Знакомство с СУБД LibreOffice Base» 1 Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними. Использование готовых 2 конфликты. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, прикладных компьютерных программ для создания базы данных. 6 Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных 1 Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними. Использование готовых прикладных компьютерных программ для создания базы данных. 7 Практическая работа «Создание базы данных «Приемная комиссия» 1 Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними. Использование готовых прикладных компьютерных программ для создания базы данных. 8 Запросы как приложение информационной системы. Логические условия выбора данных, 1 Использование готовых прикладных компьютерных программ для создания базы данных. 9 Практическая работа «Реализация простых запросов в режиме дизайна» Практическая работа «Расширение БД «Приемная комиссия». Работа с формой» 1 Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними. Использование готовых прикладных компьютерных программ для создания базы данных. 10 Практическая работа «Реализация сложных запросов к БД «Приемная комиссия» Практическая работа «Создание отчетов» 1 Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними. Использование готовых прикладных компьютерных программ для создания базы данных. учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Интернет (10 часов) 11 Организация глобальных сетей 1 Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, 12 Интернет как глобальная информационная система. 1 Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных. 13 World Wide Web всемирная паутина 1 Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных. 14 Практическая работа «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями» «Работа с браузером. Просмотр web-страниц» 1 Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных. 15 Практическая работа «Интернет. Сохранение 1 Сформированность представлений о способах включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Умение продуктивно общаться и загруженных страниц» «Работа с поисковыми системами» хранения и простейшей обработке данных. 16 Инструменты для разработки web-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница» 1 17 Практическая работа «Разработка сайта «Моя семья» 1 18 Создание таблиц и списков на webстранице. 1 19 Практическая работа «Разработка сайта «Животный мир» 1 20 Практическая работа «Разработка сайта «Наш класс» 1 21 Компьютерное ин формационное моделирование 1 взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Сформированность Умение продуктивно представлений о способах общаться и хранения и простейшей взаимодействовать в обработке данных. процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Сформированность Умение продуктивно представлений о способах общаться и хранения и простейшей взаимодействовать в обработке данных. процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Использование готовых Умение прикладных компьютерных самостоятельно программ для создания определять цели и таблиц и списков на webсоставлять планы; странице. самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность Использование готовых Умение продуктивно прикладных компьютерных общаться и программ для создания взаимодействовать в сайта процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Использование готовых Умение продуктивно прикладных компьютерных общаться и программ для создания взаимодействовать в сайта процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Информационное моделирование (11 часов) Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и Владение навыками познавательной рефлексии как осознания необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). 22 Моделирование зависимостей между величинами 1 Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). 23 Практическая работа «Получение регрессионных моделей» 1 Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). 24 Модели статистического 1 прогнозирования Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). 25 Практическая работа «Прогнозирование» 1 Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). Практическая работа «Проектные задания на получение регрессионных зависимостей» 1 Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и необходимости анализа совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). 26 Моделирование корреляционных зависимостей. 1 Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). 27 Практическая работа «Расчет корреляционных зависимостей» 1 Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). 28 Практическая работа «Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» 1 Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). 29 Модели оптимального планирования 1 Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). 30 Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования» 1 Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно (процесса). 31 32 Компьютерное ин формационное моделирование 1 Сформированность представлений о компьютерных математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). Социальная информатика (3 часа) 1 Информационные реСформированность сурсы. Информационное понимания основ правовых общество аспектов использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. 33 Правовое регулирование 1 в информационной сфере. Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. 34 Проблема информационной безопасности Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. 1 разрешать конфликты. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения СОГЛАСОВАНО протокол заседания МО учителей физико-математического цикла №1 от « » августа 2020 г ___________ СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ______________Т.П. Безуглая « » августа 2020 г