РП_география_10-11

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы
среднего
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012г. №413) данная рабочая программа для 10-11 классов
направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов по географии.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613);
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645);
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении
важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о
динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.
2. Содержание учебного предмета:
Раздел I. Человек и ресурсы Земли (16 часов)
Освоение человеком планеты Земля. Познание глубокой связи между человечеством
и природой - миссия географической науки. Эволюция природы до появления человека.
Географическая оболочка Земли - сфера взаимопроникновения и взаимодействия
литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы и среда жизни человека.
Взаимоотношения людей с природой на разных этапах развития цивилизации.
Индустриализация и природопользование. Возрастание антропогенного давления на
Землю в
ХХ -XXI вв. Техногенез, его нынешние и будущие возможные последствия.
Учение о ноосфере - В. И. Вернадский.
Стремительное расширение границ ойкумены. Освоение пустынных и полупустынных
районов Африки, Азии, Австралии. Вовлечение в хозяйственный оборот арктических и
субарктических районов - освоение предгорных и горных районов мира. Освоение
шельфовых акваторий Мирового океана. Естественный, антропогенный, культурный
ландшафты.
Природные ресурсы и развитие стран. Многозначность понятия «ресурсы». Связь
природных и экономических ресурсов. Человек как связующее звено между природными
и экономическими ресурсами. Роль природных ресурсов в жизни общества. Виды
природных ресурсов, ресурсообеспеченность. Возобновляемые и невозобновляемые
ресурсы. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами - нефтью, газом, ураном,
рудными ископаемыми и др. Природно - ресурсный потенциал России.
Земельный фонд мира, его структура. Обеспеченность человечества пресной водой,
понятие о «водном голоде» на планете. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их
использования. Лесные ресурсы, их размещение по природным зонам и странам;
масштабы обезлесения. Роль природных ресурсов Мирового океана в жизни человечества;
марикультура.
Другие
виды
природных
ресурсов.
Истощение
природных
ресурсов.
Ресурсосберегающая, малоотходная и энергосберегающая технологии. Утилизация
вторичного сырья. Возможности России в развитии прогрессивных технологий.
Практические работы:
1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами
ресурсов.
2. Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив
развития альтернативной энергетики.
3. Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
4. Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Раздел II. Политическая карта мира (10 часов)
Формирование политической карты мира. Современная политическая карта мира как
итог нескольких тысячелетий еѐ формирования. Изменения политического облика мира на
рубеже XX-XXI вв. Распад СССР. Количественные и качественные сдвиги на карте мира.
Государство - главный объект политической карты. Территория и границы
государства. Делимитация и демаркация границ. Международные территории и
территории с неопределѐнным статусом. Формы правления государств - монархическая и

республиканская. Формы государственного устройства - унитарные и федеративные
государства. Основные типы стран; критерии их выделения.
Политическая география и геополитика. Территориальная дифференциация
политических явлений и процессов. Основные политические и военные союзы в
современном мире. Организация Объединѐнных Наций, еѐ структура и роль в
современном мире. Специфика России как евразийской страны.
Практические работы:
1. Характеристика политико-географического положения страны.
2. Характеристика экономико-географического положения страны.
3. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
4. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты
мира.
5 Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
6. Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
7. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей
промышленности.
Раздел III. Население мира (12 часов)
Современная демографическая ситуация. Рост населения Земли - от медленного до
ускоренного. Воспроизводство населения. Суть и причины «демографического взрыва» в
ХХ в. Численность и размещение населения в разных регионах и странах мира.
Депопуляционные процессы в развитых странах. Демографическая ситуация в России.
Демографическая политика.
Структура населения. Возрастно-половой состав населения мира. Расовый,
этнический, религиозный, языковой, социальный состав населения мира, крупных стран и
регионов. Особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах
мира. Индекс развития человеческого потенциала (ИЧРП).
Миграции. Миграции населения - внутренние и внешние. Современные миграционные
процессы в мире. Острая проблема социальной адаптации иммигрантов (Западная Европа,
Россия и т.д.). Понятие мультикультурализма.
Занятость и расселение. Занятость населения мира, крупных стран и регионов.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы
урбанизации различных стран и регионов мира. Судьба мегалополисов.
Практические работы:
1. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
2. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
3. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и
тематических карт мира.
4. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Раздел IV. Культурная география мира (8 часов)
География культуры. Сущность культуры и многообразие еѐ определений.
Характеристики культуры как региональные (географические) индикаторы. Ландшафт и
культура. Климат и образ жизни. Этническая мозаика и география культуры. Богатство и
разнообразие мировой культуры. Всемирное культурное и природное наследие, место
России в нѐм.
География религий. Взаимосвязь культур и религий. Территориальное
распространение христианства, ислама, буддизма, крупных национальных религий.
Современные цивилизации. Географические рубежи современных цивилизаций.
Цивилизации Запада и цивилизации Востока. Культурные районы мира. Глобализация и
судьбы локальных культур. Вклад России в мировую культуру.
Практические работы:

1. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия,
Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
2. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Раздел V. География мировой экономики (16 часов)
Мировая экономика. Понятие о научно-технической революции (НТР); еѐ характерные
черты и составные части. Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура
мировой экономики. Динамика и тенденции еѐ развития в начале XXI в. Четыре сектора
мировой экономики.
Социально-экономические модели стран. Государства аграрные, аграрно-сырьевые,
индустриальные, постиндустриальные. Развитые и развивающиеся страны. Государства центры экономической мощи и «аутсайдеры»; «полюсы» бедности; высокоразвитые
страны Западной Европы; страны переселенческого типа; новые индустриальные страны;
страны внешнеориентированного развития.
География важнейших отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленность.
Сельское хозяйство. Транспорт. Сфера услуг. Информационная, консалтинговая и научная
деятельность. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной
специализации стран и регионов мира.
Экономическая интеграция в современном мире. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные союзы в экономической сфере (ЕС, НАФТА и др.).
Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи экономические, научно-технические. Производственное сотрудничество, создание
свободных экономических зон (СЭЗ). Международная торговля - основные направления и
структура.
Главные центры мировой торговли. Глобализация мировой экономики. Место России в
глобальной экономике.
Практические работы:
1. Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и
нематериальной сферы.
2. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении
труда.
3. Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны,
города.
Раздел VI. Регионы и страны мира (35 часов)
Географические регионы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты
регионального деления мира. Культурно - исторические регионы мира, их основные
характеристики.
Многообразие стран. Различия стран современного мира по размерам территории,
численности населения, особенностям населения, особенностям географического
положения. Экономические и социальные контрасты.
Географические особенности стран и регионов. Специфические и типологические
черты стран и регионов, играющие видную роль в функциональном механизме мировой
политики и экономики.
Зарубежная Европа: территория, границы, географическое положение, природные
условия и ресурсы, население. Хозяйство: место в мире, различия между странами.
Географический рисунок расселения и хозяйства. Регионы Западной Европы и
Центрально-Восточной Европы. Германия, Великобритания, Франция.
Общая характеристика зарубежной Азии. Межэтнические и религиозные конфликты.
Роль региона в мировом хозяйстве. КНР, Япония. Регионы Юго-Восточной, Южной
(Индия), Юго-Западной Азии.

Общая характеристика Африки. Континентальный тип отраслевой структуры хозяйства.
Монокультурная специализация хозяйства. Субрегионы Северной и Тропической Африки.
ЮАР - страна с двойной экономикой.
Общая
характеристика
США.
Городские
агломерации
и
мегалополисы.
Североамериканский тип транспорт ной системы. Промышленные районы и пояса США.
Макрорегионы США. Канада.
Общая характеристика Латинской Америки. Латиноамериканский тип города. Понятие
«ложная урбанизация». Страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика).
Австралия и Океания.
Российская Федерация и постсоветский регион. Общие географические характеристики
стран (по выбору).
Практические работы:
1. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
2. Анализ международных экономических связей страны.
3. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и
геоэкономического положения России.
4. Определение основных направлений внешних экономических, политических,
культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
5. Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных
проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.
Раздел VII. Глобальные проблемы человечества (10 часов)
Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные,
региональные, зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о
глобальных проблемах современности - естественно - научных и общественных. Старые и
новые глобальные проблемы.
Приоритетные глобальные проблемы. Энергетическая, сырьевая, продовольственная,
демографическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости. Характер, масштабы,
острота, региональные проявления глобальных проблем.
Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические
экологические проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем
человечества, наиболее прочные звенья, связывающие их воедино. Возможные пути
решения («смягчения») глобальных проблем. Место и роль России в появлении,
обострении и возможном решении (смягчении) отдельных глобальных проблем.
Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся экономических,
политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль географии в исследовании
глобальных проблем человечества.
Практические работы:
1. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем
человечества.
2. Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
3. Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме.
4. Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм,
картосхем.
Так как на каждом уроке географии в рамках деятельного подхода осуществляется
практическая направленность, все предложенные практические работы будут выполнены,
но в тематическое планирование будут внесены следующие практические работы:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Объявление для родителей будущих первоклассников о приёме документов на 2024-2025 год

программма воспитания 2023-2024 учебный год.pdf (скачать)
Положение о приёме в школу.pdf (скачать)
форма заявления.doc (скачать)
Приказ о порядке приёма в школу.pdf (скачать)
o-prieme-dokumentov-v-1-klass-s-1aprelya-2024-goda.pdf (скачать)
о приёме документов в 1 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».