Музыка 1-4

Краснодарский край Абинский район станица Мингрельская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Кубани
атамана Мингрельского хуторского казачьего общества С. А. Осьминина
муниципального образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №6 МО Абинский район
от _30.08_ 2021_ года протокол № 1
Председатель _________ О. В. Парфенова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

музыке

Уровень образования – начальное общее, 1-4 классы
Количество часов – 135 часов
Учитель Демченко Елена Николаевна, учитель начальных классов
МБОУСОШ №6
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО
с учетом примерной основной
начального общего образования

образовательной

с учетом Е.Д.Критская, Москва «Просвещение», 2011.

программы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая
программа для 1- 4 классов направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов по музыке.
Личностные результаты по начальному общему образованию:
Гражданско-патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской идентичности;
- знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных
символов и традиций республик Российской Федерации;
- проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;
- уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
- стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
Эстетическое воспитание:
- восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и
творчеству своего и других народов;
- умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
- первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и
научной картины мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде;
- бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным
в
музыкально-исполнительской
деятельности
(дыхание,
артикуляция,
музыкальный слух, голос);
- профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии.
Трудовое воспитание:
- установка на посильное активное участие в практической деятельности;
- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

- интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-,
видеои
графическим
сопровождением;
соблюдать
нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня
культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений, в импровизации.
2. Содержание учебного предмета.
1 класс.
Мир музыкальных звуков.
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр,
длительность, громкость, высота.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем
многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные.

Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство
со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски
(просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах).
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков
окружающего мира.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые
опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения,
тембрам.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных
песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из
мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование
правильной певческой установки и певческого дыхания.
Ритм – движение жизни
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и
длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические
игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы
и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая
система озвучивания длительностей и их графическое изображение;
ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».
Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы
к музыкальным произведениям.
Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки,
треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к
инструментальным пьесам (примеры:Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»;
М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.).
Чередование коротких и длинных звуков; формирование устойчивой способности к
равномерной пульсации; формирование ощущения сильной доли; чередование
сильных и слабых долей. Использование «звучащих жестов» в качестве
аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые
ритмические аккомпанементы к пройденным песням.
Мелодия – царица музыки
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в
речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки.
Выразительные
свойства
мелодии.
Типы
мелодического
движения.
Аккомпанемент.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного
содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая
утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40
(начало).
Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и
исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями.
Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.

Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ.
Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь
точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется
на лугу?»).
Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне.
Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение
элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим
аккомпанементом.
Музыкальные краски.
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие
контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес
различного ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального
содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы»,
«Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый
крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л.
Бетховен «Весело-грустно».
Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку
разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального
образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку
контрастного характера.
Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового
чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных
образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах.
Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес
контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение
элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Формирование
первичных
аналитических
навыков.
Определение
особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную
жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для
прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала):
восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку
с использованием простых танцевальных и маршевых движений.
Сочинение
простых
инструментальных аккомпанементов
как
сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня, танец,
марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор
инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям
разных жанров.
Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных
жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного
исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных
жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.

Музыкальная азбука или где живут ноты.
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с
фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот
первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой
связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты:
нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце,
диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе
клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательной связи
между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий,
средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.
Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной
графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и
динамических оттенков. Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе
прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим
рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в
элементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и
т.д.).
Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам.
Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных
ранее песен по нотам.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые
навыки игры по нотам.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».
Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных
музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул;
импровизация-вопрос,
импровизация-ответ;
соревнование
солистов
–
импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев
музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с
использованием пройденного хорового и
инструментального материала.

Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в
музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев,
подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций,
костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение
ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
2 класс.
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой
круг календарных праздников
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование
народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек,
потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой
традиционной
народной
культуре:
народные
игры
с
музыкальным
сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры
народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних
хороводов – «змейка», «улитка» и др.).
Игра на народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой.
Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободное дирижирование
ансамблем
одноклассников.
Исполнение
песен
с
инструментальным
сопровождением: подражание «народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли,
шаркунки). Народные инструменты разных регионов.
Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов.
Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей,
хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль «Зоренька»,
Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и
др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и
профессиональных ансамблей (пример:Государственный ансамбль народного
танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).
Широка страна моя родная
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня
народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка.
Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторымелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение
гимна своей республики, города, школы. Применение знаний о способах и
приемах выразительного пения.
Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ
особенностей мелодии. Прослушивание произведений с яркой выразительной
мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский
Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов
«Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в
прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная,
настойчивая и т.д.).

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным
(поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в
упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие
приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и
нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен;
освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра
элементарных инструментов.
Музыкальное время и его особенности
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках.
Ритмоформулы. Такт. Размер.
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Составление
ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета,
ритмическое эхо, простые ритмические каноны.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение
простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах
малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель,
барабан, треугольник, реко-реко и др.
Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с
разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и
инструментальных мелодий по нотам.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах.
Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи
пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по
нотам с тактированием.
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты:
расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения
длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые),
размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые
интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном
музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание
двухголосных хоровых произведений
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое
остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с
использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с
приемами игры на синтезаторе.
«Музыкальный конструктор»

Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые
песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма
в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й.
Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и
др.).
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и вариативной
повторности в музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой
двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в
простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского
альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев
«Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые
вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма
(песни и хоровые произведения).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Исполнение пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах
в инструментальном музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из
элементов создания контрастных образов.
Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным
мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов.
«Музыкальная эстафета»: игра на элементарных инструментах сочиненного
мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным повтором по эстафете.
Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах.
Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы
дружим с музыкой» и др.
Жанровое разнообразие в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и
инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки.
Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о
музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание,
театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание классических музыкальных произведений с определением их
жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности,
формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок,
мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т.
Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С.
Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).
Пластическое интонирование: передача в движении характерных
жанровых признаков различных классических музыкальных произведений;
пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет,
опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и
создание элементарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам
известных сказок, мультфильмов и др.

Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера.
Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать»,
А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение
пьес различных жанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой
по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра,
ансамбля элементарных инструментов.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества,
Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие),
подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных
музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с
использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование
солистов – импровизация простых аккомпанементов и мелодико-ритмических
рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы во втором классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев
музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с
использованием пройденного хорового и инструментального материала.
Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и
разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых
произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в
музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев,
подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций,
костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение
ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
3 класс.
Музыкальный проект «Сочиняем сказку».

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческоисполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами
обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков
ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов
музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе
работы над творческим проектом.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с
участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания:
сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор
музыкального материала. Разучивание и показ.
Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация,
пригласительные билеты и т.д.).
Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового
материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и
хорового пения в процессе работы над целостным музыкально-театральным
проектом.
Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты.
Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых
партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы
над творческим проектом.
Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические каноны в
сопровождении музыкального проекта. Усложнение метроритмических структур с
использованием пройденных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4;
сочинение ритмоформул для ритмического остинато.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре):
исполнение оркестровых партитур для различных составов (группы ударных
инструментов различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора).
Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Широка страна моя родная
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и
поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде.
Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских
народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных
республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен
народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.
Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные,
хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов. Пение acapella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на
народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки,
трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и
аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей.

Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям.
Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России.
Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании
музыкального образа.
Хоровая планета
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские,
мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование
музыкально-исполнительской культуры.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание
произведений
в
исполнении
хоровых
коллективов:
Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.
Александрова, Государственного академического русского народного хорап/у А.В.
Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е.
Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида
хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный. Определение
типа хора по характеру исполнения: академический, народный.
Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых
навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений.
Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений
классической и современной музыки с элементами двухголосия.
Мир оркестра
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах
симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты
для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с
яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей,
исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров
инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с
выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для
молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего
инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование
на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение
инструментальных
миниатюр
«соло-тутти»
оркестром
элементарных
инструментов.
Исполнение
песен
в
сопровождении
оркестра
элементарного
музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием.
Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий.

Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах
октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и
трезвучий с использованием ручных знаков.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне,
ксилофоне, синтезаторе.
Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и
мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся
рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых
аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий.
Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к
пройденным песням, в партии синтезатора.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам
оркестровых партитур различных составов.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений
хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.
Формы и жанры в музыке
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном
материале. Форма рондо.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и
жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров. Примеры:
Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен
«Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание оркестровых
произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И. Глинка
«Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с элементами
пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной
и простой трехчастной формах и др.
Музыкально-игровая деятельность. Форма рондо и вариации в
музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти
и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и
др.).
Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный
аккомпанемент с применением ритмического остинато, интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных
формах и жанрах с применением пройденных мелодико-ритмических формул,
интервалов, трезвучий, ладов.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества,
Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники
церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.

Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе
музыку народов России.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных
музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с
использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование
солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы в третьем классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев
музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с
использованием пройденного хорового и инструментального материала.
Рекомендуемые темы: «Моя Родина», «Широка страна моя родная», «Сказка в
музыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и другие. Театрализованные
формы проведения открытых уроков, концертов.Подготовка и разыгрывание
сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с
включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкальнотеатрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке
музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание
музыкально-театрального
коллектива:
распределение
ролей:
«режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
4 класс.
Песни народов мира.
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира.
Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические
особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового
разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов
развития (повтор, вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими
рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения
(поступенное, по звукам аккорда, скачками).

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по
ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия,
дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии –
ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио;
соревнование малых исполнительских групп.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух
знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов.
Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков).
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с
применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по
нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и
простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах.
Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение простых
интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным
хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора).
Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых
интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
Оркестровая музыка
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый,
эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства
и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные
инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых
возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового,
народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В.
Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых
оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для
баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра
оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями.
Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов,
трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на
синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
Музыкально-сценические жанры
Балет, опера, мюзикл.Ознакомление с жанровыми и структурными
особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и
мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических
произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкальносценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство
художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К.
Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизация
отдельных
фрагментов
музыкально-сценических
произведений. Драматизация песен. Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р.
Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня
«Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Музыка кино
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к
мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским
фильмам и мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ
функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:

характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и
среды действия;

создание эмоционального фона;

выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор
Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор
А.Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные
характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В.
Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А.
Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди»
(А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н.
Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над
выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с
аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных
кинофильмов и мультфильмов.
Учимся, играя
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по
слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление
результатов освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования
на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи.
Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху
простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме
командного соревнования.

Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества,
Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники
церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментальноритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих
полноту тематики освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле,
оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах,
инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных
мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –
оркестр».
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового,
инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь
период обучения.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат
освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев
музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с
использованием пройденного хорового и инструментального материала.
Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкальнодраматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок,
опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкальнотеатрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке
музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание
музыкально-театрального
коллектива:
распределение
ролей:
«режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
3. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности учащихся.

№
п/
п

№
п/р

Разделы, темы уроков

Ко
лво
час
.

Основные виды учебной
деятельности (УУД)

Рабочая
программа

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности

Рабочая программа по
классам
1

2

3

4

1.

Музыка в жизни человека.

35 ч.

9 ч.

13 ч.

4 ч.

4 ч.

2.

Основные закономерности
музыкального искусства

66 ч.

14 ч.

17 ч.

24 ч.

23 ч.

3.

Музыкальная картина мира.

34 ч.

10 ч.

4 ч.

6 ч.

7 ч.

ИТОГО:

135 ч

33 ч

34 ч

34 ч

34ч

1 КЛАСС

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1
2
3
4
5
6
7

8.
9.

8
9

Музыка
в
жизни 9
человека.
«И Муза вечная со мной!»
Хоровод муз.
Повсюду музыка слышна .
Душа музыки – мелодия .
Музыка осени.
Сочини мелодию.
«Азбука, азбука каждому
нужна...»
Музыкальная азбука.
Музыкальные
инструменты. Народные
инструменты .

Основы закономерности 14
музыкального
искусства.

10. 1
11. 2
12. 3

«Садко» ( из русского
былинного сказа).
Музыкальные
инструменты.
Звучащие картины.

Наблюдать за использованием
музыки в жизни человека.
Воспринимать звуки природы,
сравнивать их с музыкальными
звуками.
Различать настроения, чувства и
характер человека, выраженные в
музыке.
Размышлять
об
истоках
возникновения
музыкального
искусства.
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение при восприятии и
исполнении
музыкальных
произведений.
Исполнять песни, играть на
детских
элементарных
и
электронных
музыкальных
инструментах.
Сравнивать
музыкальные
и
речевые интонации, определять
их сходство и различие.
Участвовать
в
совместной
деятельности при воплощении
различных музыкальных образов.
Знакомиться
с
элементами
нотной записи.
Выявлять сходство и различие
музыкальных и живописных
образов.
Подбирать стихи и рассказы,
соответствующие
настроению
музыкальных пьес и песен.
Исследовать
интонационнообразную природу музыкального
искусства.
Распознавать выразительные и
изобразительные
особенности
музыки
и
эмоционально
откликаться на них.
Сравнивать
музыкальные
и
речевые интонации, определять
их сходство и различие.
Выявлять различные по смыслу
музыкальные интонации.

Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Физическое
воспитание,
формировани
е культуры
здоровья.
Трудовое
воспитание.
Экологическо
е воспитание.

Гражданскопатриотическ
ое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.

13. 4

Разыграй песню .

14. 5

Пришло Рождество, начинается торжество
Родной обычай старины .
Добрый праздник среди
зимы.
Музыкальный
театр:
балет.
Край, в котором ты живешь.
Поэт, художник, композитор.
Музыка утра.
Музыка вечера .

15. 6
16. 7
17. 8
18. 9
19. 10
20.
21.
22.
23.

11
12
13
14

Музыкальные портреты .
Разыграй сказку. «Баба
Яга» - русская народная
сказка .

Музыкальная картина
мира.
24. 1

У каждого свой музыкальный инструмент.

25. 2
26. 3

Музы не молчали.
Музыкальные
инструменты .
Мамин праздник.

27. 4

10

Определять жизненную основу
музыкальных интонаций.
Воплощать
эмоциональные
состояния в различных видах
музыкально-творческой
деятельности.
Анализировать и соотносить
выразительные
и
изобразительные
интонации,
свойства
музыки
в
их
взаимосвязи и взаимодействии.
Применять знания основных
средств
музыкальной
выразительности при анализе
прослушанного
музыкального
произведения
и
в
исполнительской деятельности.
Передавать
в
собственном
исполнении
различные
музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии
с заданным либо самостоятельно
выбранным
музыкальным
образом.
Участвовать
в
совместной
деятельности при воплощении
различных музыкальных образов.
Исполнять и инсценировать
песни, танцы, фрагменты из
произведений
музыкальнотеатральных жанров. Подбирать
изображения
знакомых
музыкальных инструментов к
соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы
полюбившихся
героев
музыкальных произведений и
представлять их на выставках
детского творчества.
Наблюдать
и
оценивать
интонационное
богатство
музыкального мира.
Участвовать
в
музыкальной
жизни страны, школы, города.
Узнавать по звучанию и называть
выдающихся исполнителей
и
исполнительские коллективы.

Физическое
воспитание,
формировани
е культуры
здоровья .
Трудовое
воспитание.
Экологическо
е воспитание.

Гражданскопатриотическ
ое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое

28. 5
29. 6
30. 7
31. 8

32. 9

Музыка в кино.

33. 10

Афиша. Программа.
Коллективный проект.

ИТОГО
ПРОЕКТЫ

№ №
п/п п/р

1.
2.

1.
2.

3.
4.

3.
4.

5.

5.

6.
7.

6.
7.

8.

8.

Осуществлять
коллективную
музыкально-поэтическую
деятельность,
корректировать
собственное исполнение.
Моделировать
варианты
интерпретации
музыкальных
произведений.
Оценивать
собственную
музыкально-творческую
деятельность.
Участвовать
в
хоровом
исполнении
гимна
России.
Участвовать в инсценировках
традиционных обрядов народов
мира на основе полученных
знаний.
Воплощать
художественнообразное
содержание
музыкального
творчества
в
песнях, играх, действах.
Узнавать
изученные
музыкальные
сочинения
и
называть их авторов.

Музыкальные
инструменты.
«Чудесная лютня»
Звучащие картины.
Музыка в цирке .
Музыкальный театр:
опера.

Содержание
(разделы, темы).

Музыка в жизни
человека.
Мелодия.
Здравствуй, Родина моя!
Музыкальные
образы
родного края.
Гимн России.
Музыкальные
инструменты
(фортепиано).
Природа
и
музыка.
Прогулка.
Танцы, танцы, танцы…
Эти
разные
марши.
Звучащие картины.
Расскажи сказку.

воспитание.
Ценности
научного
познания.
Трудовое
воспитание.
Экологическо
е воспитание.

33
1
2 КЛАСС
Ко
Основные виды учебной
лдеятельности (УУД).
во
ча
со
в
10 Наблюдать за использованием
музыки в жизни человека.
Участвовать
в
хоровом
исполнении гимна России.
Воспринимать звуки природы,
сравнивать их с музыкальными
звуками.
Размышлять об истоках
возникновения
музыкального искусства.
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение при восприятии и
исполнении
музыкальных
произведений.
Импровизировать в пении, игре,

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельности
Гражданскопатриотическ
ое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Физическое
воспитание,

9.
10.

9.
10.

Колыбельные. Мама.
Обобщающий урок по
теме « Музыка в жизни
человека».

Основы закономерности
музыкального
искусства.
Великий
колокольный
звон. Звучащие картины.

11.

1.

12.

2.

Русские
инструменты.

13.

3.

Святые земли русской.
Князь Александр Невский.
Сергий Радонежский.

14.
15.

4.
5.

Молитва.
С
Христовым!

16.

6.

Музыка на Новогоднем
празднике.

17.

7.

Обобщающий урок
по
теме: « О России петь что стремиться в храм».

18.

8.

Плясовые
наигрыши.
Разыграй песню.

19.

9.

Музыка в народном стиле.
Сочини песенку.

20.

10.

Проводы зимы. Встреча
весны.

21.

11.

Детский
музыкальный
театр. Опера.

22.

12.

Балет.

народные

Рождеством

16

пластике.
Осуществлять первые опыты
сочинения.
Сравнивать специфические
особенности
произведений
различных жанров.
Разучивать и исполнять образцы
музыкально
–
поэтического
творчества.
Разыгрывать народные песни,
участвовать в коллективных
играх-драматизациях.
Сравнивать различные образцы
народной и профессиональной
музыки.
Распознавать выразительные и
изобразительные
особенности
музыки
и
эмоционально
откликаться на них.
Сравнивать
музыкальные
и
речевые интонации, определять
их сходство и различие.
Применять знания основных
средств
музыкальной
выразительности при анализе
прослушанного
музыкального
произведения
и
в
исполнительской деятельности.
Импровизировать в соответствии
с заданным либо самостоятельно
выбранным
музыкальным
образом.
Участвовать
в
совместной
деятельности при воплощении
различных музыкальных образов.
Исполнять и инсценировать
песни, танцы, фрагменты из
произведений
музыкальнотеатральных жанров.
Импровизировать:
передавать
опыт
музыкально-творческой
деятельности
в
сочинении,
исполнении,
инсценировать
песни, танцы, фрагменты из
произведений
музыкальнотеатральных жанров.
Воплощать
музыкальное
развитие образа в собственном
исполнении.
Исследовать: определять форму

формировани
е культуры
здоровья .
Трудовое
воспитание.
Экологическо
е воспитание.

Гражданскопатриотическ
ое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Физическое
воспитание,
формировани
е культуры
здоровья.
Трудовое
воспитание.
Экологическо
е воспитание.

23.

13.

Театр оперы и балета.
Волшебная
палочка
дирижера.

24.

14.

Опера
«Руслан
и
Людмила»
Сцены
из
оперы.
Какое
чудное
мгновенье.

25.
26.

15.
16.

Увертюра. Финал.
Симфоническая сказка. С.
Прокофьев «Петя и волк».
Музыкальная картина
мира.

27.

1.

Картинки с
Музыкальное
впечатление.

28.

2.

«Звучит
Моцарт».

29.

3.

Симфония № 40.
Увертюра.

30.

4.

Волшебный
цветиксемицветик. Музыкальные
инструменты (орган). И
все это – Бах.

31.

5.

Все в движении. Попутная
песня.
Музыка
учит
людей понимать друг
друга.

32.

6.

Два
лада.
Легенда.
Природа и музыка. Печаль
моя светла.

33.

7.

Мир композитора.
(П.Чайковский,
С.Прокофьев).

34.

8.

Итоговый урок
«Мелодия - душа
музыки».
Итого:

8

выставки.

нестареющий

построения
музыкального
произведения.
Импровизировать:
создавать
музыкальные композиции на
основе полученных знаний.
Анализировать
жанровостилистические
особенности
музыкальных произведений.
Общаться и взаимодействовать в
процессе
ансамблевого,
коллективного
воплощения
различных
художественных
образов.
Наблюдать
и
оценивать
интонационное
богатство
музыкального мира.
Участвовать
в
музыкальной
жизни страны, школы, города.
Оценивать
собственную
музыкально-творческую
деятельность.
Узнавать певческие голоса и
участвовать в коллективной,
ансамблевой
певческой
деятельности.
Исполнять
музыкальные
произведения разных форм и
жанров.
Воспринимать профессиональное
и
музыкальное
творчество
народов мира.
Соотносить
интонационномелодические
особенности
музыкального творчества своего
народа и народов других стран
мира.

34

3 КЛАСС

Гражданскопатриотическ
ое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Трудовое
воспитание.
Экологическо
е воспитание.

№ №
п/п п/р

Содержание
(разделы, темы уроков).

Ко
лво
ча
с.

Основные виды учебной
деятельности (УУД).

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельности

9

1.

1.

Музыка в жизни
человека.
Мелодия - душа музыки.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9.

9.

Наблюдать за использованием
музыки в жизни человека.
Воспринимать звуки природы,
сравнивать их с музыкальными
звуками. Различать настроения,
чувства и характер человека,
выраженные в музыке.
Размышлять
об
истоках
возникновения
музыкального
искусства.
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение
при
восприятии
и
исполнении
музыкальных
произведений.
Исполнять песни, играть на
детских
элементарных
и
электронных
музыкальных
инструментах.
Сравнивать
музыкальные
и
речевые
интонации,
определять
их
сходство и различие.Участвовать
в совместной деятельности при
воплощении
различных
музыкальных
образов.
Знакомиться
с
элементами
нотной
записи.
Выявлять
сходство
и
различие
музыкальных и живописных
образов. Подбирать стихи и
рассказы,
соответствующие
настроению музыкальных пьес и
песен.
Исследовать
интонационнообразную природу музыкального
искусства.
Распознавать выразительные и
изобразительные
особенности
музыки
и
эмоционально
откликаться на них.
Сравнивать
музыкальные
и
речевые интонации, определять
их сходство и различие.
Выявлять различные по смыслу
музыкальные интонации.
Определять жизненную основу
музыкальных интонаций.
Воплощать
эмоциональные

Гражданскопатриотическ
ое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Физическое
воспитание,
формировани
е культуры
здоровья .
Трудовое
воспитание.
Экологическо
е воспитание.

Природа и музыка.
Звучащие картины.
«Виват, Россия!» (кант).
«Наша слава – русская
держава».
Кантата Прокофьева
«Александр Невский».
Опера «Иван Сусанин».
Образы природы в
музыке. Утро.
Портрет в музыке. В
каждой интонации
спрятан человек.
«В детской». Игры и
игрушки. На прогулке.
Вечер.
Обобщающий урок
четверти.

Основы закономерности
музыкального
искусства.
10.

1.

11.

2.

12.

3.

13.

4.

Древнейшая песнь
материнства «Радуйся,
Мария!»
Образ матери в музыке,
поэзии, изобразительном
искусстве.
Образ праздника в
искусстве. Вербное
воскресенье.
Святые земли Русской.
Княгиня Ольга. Князь

14

Гражданскопатриотическ
ое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Физическое

Владимир.

20.

«Настрою гусли на
старинный лад» (былины).
Былина о Садко и
Морском царе.
6. Певцы русской старины.
«Лель, мой Лель…»
7. Обобщающий урок
четверти.
8. Звучащие
картины.
«Прощание
с
Масленицей».
9. Опера
«Руслан
и
Людмила».
10. Опера
«Орфей
и
Эвридика».
11. Опера «Снегурочка».

21.

12.

14.

15.
16.
17.

18.
19.

22.
23.

5.

Опера «Садко». «Океан –
море синее».
13. Балет «Спящая
красавица».
14. В современных ритмах
(мюзиклы).

24.

1.

25.

2.

26.

3.

27.
28.

4.
5.

29.

6.

Музыкальная картина
мира.
Музыкальное состязание
(концерт).
Музыкальные
инструменты (флейта).
Звучащие картины.
Музыкальные
инструменты (скрипка).
Обобщающий урок
четверти.
Сюита «Пер Гюнт».
«Героическая»
(симфония). Мир
Бетховена.
«Чудо-музыка». Острый

11

состояния в различных видах
музыкально-творческой
деятельности.
Анализировать и соотносить
выразительные
и
изобразительные
интонации,
свойства
музыки
в
их
взаимосвязи и взаимодействии.
Применять знания основных
средств
музыкальной
выразительности при анализе
прослушанного
музыкального
произведения
и
в
исполнительской деятельности.
Передавать
в
собственном
исполнении
различные
музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии
с заданным либо самостоятельно
выбранным
музыкальным
образом.
Участвовать
в
совместной
деятельности при воплощении
различных музыкальных образов.
Исполнять и инсценировать
песни, танцы, фрагменты из
произведений
музыкальнотеатральных жанров. Подбирать
изображения
знакомых
музыкальных инструментов к
соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы
полюбившихся
героев
музыкальных произведений и
представлять их на выставках
детского творчества.
Наблюдать
и
оценивать
интонационное
богатство
музыкального мира.
Участвовать
в
музыкальной
жизни страны, школы, города.
Узнавать по звучанию и называть
выдающихся исполнителей
и
исполнительские коллективы.
Осуществлять
коллективную
музыкально-поэтическую
деятельность,
корректировать
собственное исполнение.
Моделировать
варианты
интерпретации
музыкальных
произведений.
Оценивать
собственную
музыкально-творческую

воспитание,
формировани
е культуры
здоровья.
Трудовое
воспитание.
Экологическо
е воспитание.

Гражданскопатриотическ
ое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Физическое
воспитание,
формировани
е культуры

30.

7.

ритм – джаза звуки.
«Люблю я грусть твоих
просторов». Мир
Прокофьева.

31.

8.

Певцы родной природы
(Э.Григ, П.Чайковский).

32.

9.

Прославим радость на
земле.

33.

10. «Радость к солнцу нас
зовет».

34.

11. Обобщающий урок 4
четверти.
Заключительный урок –
концерт.
Итого:

деятельность.
здоровья.
Участвовать
в
хоровом
исполнении
гимна
России.
Участвовать в инсценировках
традиционных обрядов народов
мира на основе полученных
знаний.
Воплощать
художественнообразное
содержание
музыкального
творчества
в
песнях, играх, действах.
Узнавать
изученные
музыкальные
сочинения
и
называть их авторов.

34

4 КЛАСС
№ №
п/п п/р

Содержание
(разделы, темы).

Ко
лво
ч.

Основные виды учебной
деятельности (УУД).

Музыка в жизни
человека.

12

Знать понятия народная и
композиторская
музыка,
народная песня, гимн. Уметь
проводить
интонационнообразный
и
сравнительный
анализ музыки. Знать жанры
народных
песен
и
их
особенности.
Знать понятия: народная и
композиторская музыка, кантата,
опера. Знать имена святых, их
житие, подвиги русских святых;
понятия:
былинный
напев,
величание,
былина.
Уметь
проводить
интонационнообразный анализ музыки. Знать
понятия лад (мажор, минор).
Уметь сопоставлять поэтические
и музыкальные произведения.

1.

1.

Россия-Родина моя.

2.

2.

«Ты
откуда,
русская
зародилась музыка».

3.

3.

Мелодия. Ты запой мне ту
песню.

4.

4.

«На великий праздник
собралася Русь!».

5.

5.

Святые земли Русской.

6.

6.

Родной обычай старины.
Светлый праздник.

7.

7.

«Приют
спокойствия,
трудов и вдохновения…».

8.

8.

Проект:
«Что
за
прелесть эти сказки…».
Три чуда.

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельности
Гражданскопатриотическ
ое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Физическое
воспитание,
формировани
е культуры
здоровья. .
Трудовое
воспитание.
Экологическо
е воспитание.

9.

9.

Музыка
гуляний.

ярмарочных

10.

10.

Святогорский монастырь.
Былинность в русской
музыке.

11.

11.

«Приют, сиянием
одетый…».

муз

12.

12.

Композитор—имя
народ.

ему

13.

1.

14.

2.

Основные
закономерности
музыкального
искусства.
Музыкальные
инструменты
России.
Оркестр
русских
народных инструментов.
Музыкант-чародей.
О
музыке и музыкантах.

15.

3.

Проект: «Музыкальные
инструменты».

16.

4.

Старый замок. «Счастье в
сирени живёт».

17.

5.

«Не
молкнет
сердце
чуткое Шопена…».

18.

6.

Л.В. Бетховен.
Симфония.

19.

7.

Зимнее
вечер.

20.

8.

Опера М.И.Глинки «Иван
Сусанин».

21.

9.

22.

10.

Опера М.И.Глинки «Иван
Сусанин».
«Исходила
младшенька…».

23.

11.

Русский Восток. Проект:
«Восточные мотивы».

24.

12.

Балет
И.Стравинского
«Петрушка».

25.

13.

Театр музыкальной
комедии.

утро.

1.
2.

Знать понятия: тембр, регистр.
Уметь на слух различать тембры
скрипки и виолончели.
Знать понятия сюита, романс.
Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки.
Знать
многообразие
танцевальных жанров.
Уметь на слух определять
трёхчастную
музыкальную
форму.
Знать
понятие
симфония,
симфонический оркестр.
Уметь на слух определять
музыкальную форму.
Знать понятие: выразительность
и изобразительность музыки,
лад.
Уметь проводить интонационнообразный
и
сравнительный
анализ музыки.

Гражданскопатриотическ
ое
воспитание.
Духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Физическое
воспитание,
формировани
е культуры
здоровья .
Трудовое
воспитание.
Экологическо
е воспитание.

9

Знать понятия: прелюдия и этюд.
Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки.
Знать
понятия:
композитор,
исполнитель,
слушатель,
интонация.

Гражданскопатриотическ
ое
воспитание.
Духовно-

Зимний

Музыкальная картина
мира.
26.
27.

13

Исповедь души.
Мастерство исполнителя.

28.

3.

«Праздников
праздник,
торжество из торжеств».

29.

4.

Светлый праздник.

30.

5.

31.

6.

Создатели
славянской
письменности Кирилл и
Мефодий.
Праздник
русского
народа.

32.

7.

Музыкальные
инструменты.

33.

8.

Проект: «Музыкальный
сказочник».

34.

9.

Рассвет на Москве-реке.

Итого:
Проекты:

нравственное
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Физическое
воспитание,
формировани
е культуры
здоровья .
Трудовое
воспитание.
Экологическо
е воспитание.

34
4

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №6 МО Абинский район
от __августа 2021_г. №1
___________
Крупская С. В.
подпись руководителя МО

Знать
понятия:
тропарь,
волочебники.
Уметь проводить интонационнообразный
и
сравнительный
анализ музыки.
Знать понятия: сюита, трезвон.
Уметь
проводить
интонационно—образный анализ
музыки.
Знать «Житие» и дела святых
Кирилла и Мефодия; понятия:
гимн, величие.
Знать содержание и значение
народного праздника.
Знать историю инструмента
гитара. Понятия: обработка,
импровизация.
Знать художественное единство
музыки и живописи.
Знать понятие изобразительность
в музыке.

Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Пенчук Д. В.
подпись

Ф.И.О.

__ августа 2021_г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Объявление для родителей будущих первоклассников о приёме документов на 2024-2025 год

программма воспитания 2023-2024 учебный год.pdf (скачать)
Положение о приёме в школу.pdf (скачать)
форма заявления.doc (скачать)
Приказ о порядке приёма в школу.pdf (скачать)
o-prieme-dokumentov-v-1-klass-s-1aprelya-2024-goda.pdf (скачать)
о приёме документов в 1 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».