1. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
программы должны отражать:
освоения
основной
образовательной
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся,
способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и
выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
Предметные результаты изучения предметной области "Искусство"
должны отражать:
Музыка:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой
части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах
музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов
мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№
Разделы, темы
1
2
Музыка и литература
Музыка и изобразительное
искусство
«Мир образов вокальной и
инструментальной музыки»
Мир образов камерной и
симфонической музыки
Особенности драматургии
сценической музыки
Мир образов камерной и
симфонической музыки
итого
3
4
5
6
Количество часов
Рабочая программа по классам
Примерная 5
6
7
программа
17
17
17
17
17
17
17
17
18
18
16
16
102
5 класс. «Музыка и другие виды искусства»
34
34
34
Тема I полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)
Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее
важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с
жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если
бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?Поэма,
былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие
искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и
музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой
окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в
картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности,
открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими
искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.
Урок 2. Вокальная музыка (1ч)
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство
музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа.
Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на
основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в
вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.
Урок 3. Вокальная музыка. ( 1ч)
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного
музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа
самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее
распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические
песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых
вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров.Календарные песни.
Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные,
хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни.
Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов.
По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и
патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные,
о животных и др.
Урок 4. Вокальная музыка.
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с
инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и
природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.
Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей
культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как
художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Основные жанры русской народной музыки.
Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической
сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе
различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов
и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части
общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как
художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия
музыкального фольклора своего народа и других народов мира. н.р.к.(1 ч)
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность
и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов
мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной
и инструментальной музыки Тверского края.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые
стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с
какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр
фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и
выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы.
Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и
произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.
Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов
к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных
истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные
интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает
музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и
осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.
Урок 9. Вторая жизнь песни (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов
к народной музыке: создание музыки в народном стиле.
Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным
искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
Урок 10. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности
русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической
музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием
развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности.
Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в
творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа
родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их
размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и
талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и
лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия,
этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и
писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов
– Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли,
но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность
человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как
композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен
утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в
развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от
художественной.
Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами
классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и
писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов
– В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих
чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя
внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события.
Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны
многогранных реальных характеров.
Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки.
Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения
как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров,
форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители
(певцы, дирижёр, оркестр).
Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с
жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого
являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов.
Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства:
литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты,
кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное
действие, костюмы, декорации).
Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и
телевидении.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в
театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства,
которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и
музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального
события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами
мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино,
короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и
временем получили отражение и в музыке к фильмам.
Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения
в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром
мюзикл.
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в
основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки
оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы
все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки
вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств
художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в
музыке и живописи
Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и
западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской
любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и
зарубежном искусстве.
Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического
развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих,
трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения
живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.
Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического
развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героикоэпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач.
Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических
эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях
композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления
через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души
человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные
музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических
эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного
композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской
музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных
в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия,
характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний
человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.
Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере
произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент
национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего
соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих
произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным
ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность
музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного
искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых
входят и музыкальные шедевры.
Урок 25. Волшебная палочка дирижера. (1ч)
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
6 класс.
тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического
развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки.
Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных
чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский
романс.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического
развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3.- Урок 4. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.
Картинная галерея
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической
школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального
образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической
школы – С.В.Рахманинов.
Лирические
образы
романсов
С.В.Рахманинова.
Мелодические
особенности
музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности
голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное
музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни).
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда
свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством
выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы
песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их
интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и
изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие
баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней
Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья:
знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической
партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное
музицирование.
Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в.
Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной
культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной
музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Урок 12. «Фрески Софии Киевской».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической
музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр
молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 13. «Перезвоны» Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической
музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр
молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 14.- Урок 15.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно
живое искусство, возвышающее душу человека).
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музы-ке Баха.
Полифония. Фуга. Хорал.
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности
органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл:
токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки
драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной
инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных
жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения
музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Тема II полугодия:
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения
«легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды.
Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления
авторской песни. Жанр сатирической песни.
Урок 18. Джаз – искусство 20 века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения
«легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства: джаз спиричуэл, блюз.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза
(спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов
камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и
специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные
черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
Урок 20. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие
жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как
основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип
развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра
инструментальной баллады.
Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная
инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика
особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и
драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и
построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе Расширение
представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в
синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и
настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура
концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка.
Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?»
Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и
изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации
восприятия
не
программного
произведения.
Выразительные
возможности
электромузыкального инструмента
Урок 24. - Урок 25. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные
иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической
музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности:
Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра
в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности
музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в
программной музыке.
Урок 26.- Урок 27. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел,
а в веселье печален». Связь времен.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов
камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности
музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные
принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды
контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний.
Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 28. - Урок 29.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов
камерной инструментальной музыки: увертюра.Классицизм в западноевропейской
музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной
музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение
противоборствующих сил.
Урок 30.- Урок 31. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития
(контраст,
конфликт)
в
вокальной,
вокально-инструментальной,
камерноинструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной
музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение
противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 32. - Урок 33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и
«серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных
жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие
слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных
сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия,
изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
7 класс.
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »16 часов.
Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие
«классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и
обработка классической музыки прошлого.Классика это тот опыт, который донесли до нас
великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают
отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им
осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является
прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика
жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской
музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его
драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий,
переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере.
Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения,
симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая
личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря.
Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов
драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её
героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими
образами русской истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».
Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны.
Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале,
раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста,
сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные
танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического
развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза
различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку
Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»;
сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического,
эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся,
актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит
отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение
интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к
произведениям изобразительного искусства.
Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая
американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов
(Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление
особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление
понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная
музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс»
и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ
Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных
эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных
сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ
Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического
способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о
современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов
оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете.
Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к
радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки,
познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов
( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова.
Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают
замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении
музыкального образа.
Урок 15 «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы.
Главные образы. (1ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в
жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы.
Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).
Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 16 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гогольсюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты.
Музыканты – извечные маги…». (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненномузыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление
контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных
героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия:
Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических,
театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием
музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого
произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях
воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия
– в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций,
тем, эпизодов.
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления
музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия
музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов
развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии
произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция». (2ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи
романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф.
Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической
концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции;
осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.
Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты
стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен» Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11»,
С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы:
экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван
Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр»)
Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о
жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об
ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 26 - 29. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна.
Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония
№5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1
В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7
(«Ленинградская») Д.Шостаковича».- (5ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму
музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма
композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых
судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного
образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и
частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений
(оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Урок 30. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать
музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов
драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить
музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 31. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром
А.Хачатуряна». (1ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный
строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание,
эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано»
А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 32. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического
развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 33 - 34. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Пусть музыка звучит!».(3ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и
исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся
о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре;
познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации
исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся,
применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
3Тематическое планирование
5 КЛАСС
№
урока
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Содержание (разделы, темы)
«Музыка и литература»
Что роднит музыку с литературой?
Сюжеты и темы искусства.
Образы искусства.
Фольклор в музыке русских
композиторов
Музыка русских композиторов
Жанры инструментальной и
вокальной музыки
Вторая жизнь песни.
Песня и жизнь
«Всю жизнь мою несу родину в
душе...».
Писатели о музыке и музыкантах.
Писатели и поэты о музыке и
музыкантах.
Первое путешествие в музыкальный
театр. Опера.
Опера-былина Н. А. РимскогоКорсакова «Садко»
Второе путешествие в музыкальный
театр. Балет
Музыка в театре, кино, на
телевидении
Третье путешествие в музыкальный
театр. Мюзикл.
Мир композитора.
Колво
час
17
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных
действий
Выявлять общность жизненных источников и взаимосвязь музыки и
литературы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к
музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;
понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных
произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении,
свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах,
пластике, в театрализации.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и
других видов искусства.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об
основной идее, средствах и формах ее воплощения.
Импровизировать в соответствии с представленным учителем или
самостоятельно выбранным литературным образом.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,
музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной
деятельности.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и
литературы.
Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.
Определять характерные признаки музыки и литературы.
Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные
произведения к изучаемой музыке.
Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды
музыкальных инструментов.
Определять характерные черты музыкального творчества народов России и
других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей
республики, края, региона и т.п.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении,
пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах —
элементарных и электронных).
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях.
Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и
родителями.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений
музыки и литературы.
Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.
II
1
2
3
4
5
6
7
«Музыка
и
изобразительное 17
искусство»
Что
роднит
музыку
с
изобразительным искусством?
«Небесное и земное» в звуках и
красках»
«Звать через прошлое
к
настоящему»
Музыкальная
живопись
и
живописная музыка.
Живописная музыка.
Колокольные звоны в музыке и
изобразительном искусстве.
Портрет
в
музыке
и
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным искусством как различными способами художественного
познания мира.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения
с формой его воплощения.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и
изобразительного искусства.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя
сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и
жанров.
Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижера.
Образы борьбы и победы в
искусстве
Застывшая музыка.
Полифония в музыке и в живописи
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и
живописи
«О подвигах, о доблести, о славе…»
«В каждой мимолетности вижу я
миры…»
«Мир композитора».
Итоговый урок за курс 5 класса.
Творческие проекты.
музыкальных образов.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения
изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.
Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе
осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы,
изобразительного искусства, театра, кино и др.).
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к
музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы
инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства.
Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений
изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом
движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию
произведений изобразительного искусства.
Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети
Интернет.
Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность
своих сверстников.
Защищать творческие исследовательские проекты
6 КЛАСС
№
урока
I
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Содержание (разделы, темы)
Колво
час
и 17
«Мир образов вокальной
инструментальной музыки»
Удивительный мир музыкальных
образов.
Образы романсов и песен русских
композиторов.
Два музыкальных посвящения.
Портрет в музыке и живописи.
«Уноси моё сердце в звенящую
даль…»
Музыкальный образ и мастерство
исполнителя.
Образы и обычаи в фольклоре и
творчестве композиторов.
Старинной песни мир. Баллада
«Лесной царь».
«Образы русской народной и
духовной
музыки».
Народное
искусство Древней Руси.
.Духовный концерт.
Высшее
проявление
красоты
человеческого духа
Воздействия на человека музыки
написанной в отдаленные времена
Дух
приближающихся
драматический событий в музыке
Обряды духовной музыки Западной
Европы. Полифония. Фуга. Хорал.
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных
действий
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной,
сценической музыки.
Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты).
Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений
различных жанров; различать лирические, эпические, драматические
музыкальные образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных
сочинений.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического
репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий
знакомых музыкальных сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играх- драматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении
литературно-музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые
литературные и зрительные образы.
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей,
включая музыкальные коллективы, и др.
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или
отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере
исполнения.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в
15
16
17
Образы скорби и печали. Фортуна
правит миром.
Авторская песня: прошлое и
настоящее.
Джаз – искусство 20 века.
Обобщение материала
освоении содержания музыкальных образов.
Анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.
Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе
взаимодействия различных видов искусства.
Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в
джазовом стиле.
Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приёмов
аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на
личном примере).
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и
современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных,
театральных и т. п.).
Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл.
Оценивать
и
корректировать
собственную
музыкально-творческую
деятельность.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей
республики, края, региона.
Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой
произведения.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть отдельных выдающихся
исполнителей и композиторов.
Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр,
обрядов, действ.
Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни
в стране и за ее пределами.
Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п.
Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных
спектаклей и др.
Выполнять задания из творческой тетради.
Защищать творческие исследовательские проекты
II
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
«Мир
образов
камерной
и 17
симфонической музыки»
Вечные темы искусства и жизни.
Образы камерной музыки.
Инструментальная баллада «Ночной
пейзаж».
Инструментальный
концерт
«Итальянский концерт»
«Космический пейзаж». «Быть
может вся природа- мозаика
цветов?»
Образы симфонической музыки.
Музыкальные
иллюстрации
к
повести А.С. Пушкина «Метель»
Симфоническое
развитие
музыкальных образов.
Красота, богатство и сила жизни
П.И. Чайковского
Концерт №1 для фортепиано П.И.
Чайковский.
Картинная галерея.
Образы симфонической музыки
Программная увертюра «Эгмонт».
Увертюра-фантазия
«Ромео и
Джульетта».
Образы киномузыки.
Исследовательский
проект.
Обобщение материала.
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические
особенности произведений разных жанров.
Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах,
музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства.
Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер.
Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить
примеры их произведений.
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных
произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая,
народная, религиозная, современная.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.
Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и
оценивать собственное исполнение.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.
Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки
самообразования).
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального
самообразования
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты.
№
урока
I
1
2
3
4
5
6
7-8
9
10
11
12
13
14
15
Содержание (разделы, темы)
Колво
час
«Особенности
драматургии 18
сценической музыки» -
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных
учебных действий
Классика и современность. Два
важнейших образа
В музыкальном театре. Опера М.
Глинки «Иван Сусанин». Образ
военных дорог
Опера.
Сусанин».
Большая
драматическая картина.
Опера А. П. Бородина «Князь
Игорь»
Опера А. Бородина «Князь Игорь».
Ария князя Игоря.
В музыкальном театре. Балет.
Балет. Б.И. Тищенко «Ярославна».
Героическая тема в русской музыке.
Урок – обобщение.
В музыкальном театре. «Мой народ
– американцы» опера «Порги и
Бесс».
В музыкальном театре.
Первая американская национальная
опера Дж. Гершвина «Порги и
Бесс».
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
Опера «Кармен» Ж. Бизе Образ
Хозе и Эскамильо.
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита»
Сюжеты и образы духовной
Определять роль музыки в жизни человека.
Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности
(композитор — исполнитель — слушатель).
Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей классической и современной музыки.
Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в
произведениях разных жанров и стилей.
Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной
драматургии, средства музыкальной выразительности.
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и
исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.
Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных
классических произведений.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя
приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения,
импровизации.
Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного
музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать в исследовательских проектах.
Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык
произведений мирового музыкального искусства.
Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной
16
17
18
II
1
2
3
4
5
6
7
8
9
музыки.
Рок-опера «Иисус Христос –
суперзвезда» Э. Уэббер.
Музыка
к
драматическому
спектаклю Кабалевского «Ромео и
Джульетта».
«Гоголь-сюита» из музыки А. Г.
Шнитке к спектаклю «Ревизская
сказка»
«Особенности
драматургии 16
камерной
и
симфонической
музыки» - 18 часов
Музыкальная
драматургия
–
развитие музыки.
Два направления музыкальной
культуры. Светская и духовная
музыка.
Камерная
инструментальная
музыка. Этюд.
Транскрипция.
Циклические
формы
инструментальной
музыки.
«Кончерто гроссо» А. Шнитке
«Сюита в старинном стиле» А.
Шнитке.
Соната «Патетическая» соната Л.
Бетховена
Соната № 11 В. Моцарта. Соната №
2 С. Прокофьева.
Симфония. Симфонии И. Гайдна, В
литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.
Самостоятельно
исследовать
творческие
биографии
композиторов,
исполнителей, исполнительских коллективов.
Собирать коллекции классических произведений.
Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных
конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального
самообразования.
Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими
школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в
процессе освоения содержания музыкальных произведений.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять
интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в
музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера,
музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации
культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы
и балета, концертные залы, музеи).
Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких
образов в произведениях разных форм и жанров.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных
произведений.
Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
(хорового и инструментального) воплощения различных художественных
образов.
Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных