РП ИЗО 7-8

Краснодарский край, Абинский район, станица Мингрельская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя Кубани атамана
мингрельского хуторского казачьего общества С.А. Осьминина
муниципального образования Абинский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _______2023 года протокол № 1
Председатель
_________________________________
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

изобразительному искусству

Уровень образования (класс) среднее общее, 7-8 классы (1 час)
Количество часов
Учитель:

68

Луговая Наталья Викторовна

Программа разработана на основе
Федеральной
рабочей
программы по
учебному предмету
«Изобразительное искусство» с учетом авторской рабочей программы
«Изобразительное искусство» предметная линия учебников под редакцией
Б.М. Неменского 5-8 классы, 4 издание, М.: Просвещение, 2015г. (учебники
УМК включены в действующий
Федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию), в соответствии с основной
образовательной программы МБОУ СОШ №6.

1

Пояснительная записка
Основная
цель изобразительного
искусства
–
развитие
визуально-пространственного мышления
обучающихся
как
формы
эмоционально-ценностного, эстетического
освоения
мира,
формы
самовыражения
и ориентации в художественном
и
нравственном
пространстве культуры.
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение
художественной
культуры
как формы
выражения
в
пространственных формах
духовных ценностей, формирование представлений о
месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование
у
обучающихся
навыков
эстетического
видения
и
преобразования мира;
приобретение опыта
создания
творческой
работы
посредством
различных
художественных материалов в
разных
видах
визуальнопространственных искусств:
изобразительных
(живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного
творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии,
работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
формирование
пространственного
мышления
и
аналитических
визуальных способностей;
овладение
представлениями о
средствах
выразительности
изобразительного искусства
как способах
воплощения в
видимых
пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций
человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

2

1. Содержание обучения в 7-8 классе.
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» (7 класс, 34 часа)
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах
искусства и художественная фотография» (8 класс, 34 часа).
Содержание обучения в 7 классе.
«Архитектура и дизайн».
Архитектура и дизайн –
искусства художественной постройки –
конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметнопространственной среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней
мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей
в разные исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения
культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития.
Единство функционального и художественного – целесообразности и красоты.
Графический дизайн.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой
деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах. Элементы
композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания
геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и
асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент,
замкнутость или открытость композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным
ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.
Роль
цвета
в
организации
композиционного
пространства.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.
Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм
цветовых форм, доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как
изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика.
Понимание
типографской
строки
как
элемента
плоскостной композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква –
изобразительный элемент композиции».
Логотип
как
графический
знак,
эмблема
или
стилизованный
графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении
текста и изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката.
Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной
открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы,
составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на
основе компьютерных программ.

3

Макетирование объёмно-пространственных композиций.
Композиция
плоскостная
и пространственная.
Композиционная
организация
пространства.
Прочтение
плоскостной
композиции как
«чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его
обозначения на макете.
Выполнение
практических
работ
по
созданию
объёмнопространственных композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых
объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний
на образный характер постройки.
Понятие
тектоники
как выражение
в художественной форме
конструктивной
сущности
сооружения
и
логики
конструктивного
соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении
архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция –
архитектура сводов, каркасная каменная архитектура, металлический каркас, железобетон и
язык современной архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её
форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через
выявление сочетающихся объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции
предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов. Творческое
проектирование предметов быта с определением их
функций и материала изготовления.
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение
цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры
и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с
использованием цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. Образ и
стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции
образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных
возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка
архитектуры как этапов духовной,
художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура
народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в
предметно-пространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде
аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и
другим видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная
и
градостроительная
революция
XX
в.
Её
технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект
«перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материальностроительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта,
безликости и агрессивности среды современного города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской
среды и их связь с образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
4

Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.
Выполнение
практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля
будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего. Индивидуальный
образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного
наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные
формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации
городской среды и индивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных
зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и прочие), киосков,
информационных блоков, блоков локального озеленения и другое.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов
городской
среды»
в виде
создания
коллажнографической
композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение
его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Образностилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение
стиля жизни его хозяев.
Зонирование
интерьера
–
создание
многофункционального
пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Выполнение
практической и аналитической работы по теме «Роль вещи
в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной
композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с
ландшафтно-парковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской
усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции
графического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в
виде схемы-чертежа.
Единство
эстетического
и
функционального
в
объёмно пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образноличностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн
предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания
собственного костюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы.
Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и
в качестве манипулирования массовым сознанием.
Характерные
особенности
современной
одежды.
Молодёжная
субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль.
Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн
Современной одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и
карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения,
рекламой, общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и
строительства нового мира.
5

Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография»
Синтетические – пространственно-временные виды
искусства. Роль
изображения в синтетических искусствах в соединении со словом, музыкой, движением.
Значение развития технологий в становлении новых видов искусства. Мультимедиа
и объединение множества воспринимаемых человеком
информационных средств на экране цифрового искусства. Художник и искусство
театра.
Рождение театра в древнейших обрядах. История развития искусства театра.
Жанровое многообразие театральных представлений, шоу, праздников и их
визуальный облик.
Роль художника и виды профессиональной деятельности художника в
современном театре.
Сценография и создание сценического образа. Сотворчество художникапостановщика с драматургом, режиссёром и актёрами.
Роль
освещения
в визуальном
облике
театрального
действия.
Бутафорские, пошивочные, декорационные и иные цеха в театре.
Сценический костюм, грим и маска. Стилистическое единство в решении
образа спектакля. Выражение в костюме характера персонажа.
Творчество художников-постановщиков в истории отечественного
искусства (К. Коровин, И. Билибин, А. Головин и других художниковпостановщиков). Школьный спектакль и работа художника по его подготовке. Художник в
театре кукол и его ведущая роль как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания
образа персонажа.
Условность и метафора в театральной постановке как образная и авторская
интерпретация реальности.
Художественная фотография.
Рождение фотографии как технологическая революция запечатления реальности.
Искусство и технология. История фотографии: от дагеротипа до компьютерных
технологий.
Современные возможности художественной обработки цифровой фотографии.
Картина мира и «Родиноведение» в фотографиях С.М. Прокудина-Горского.
Сохранённая история и роль его фотографий в современной отечественной культуре.
Фотография – искусство светописи. Роль света в выявлении формы и фактуры
предмета. Примеры художественной фотографии в творчестве профессиональных
мастеров.
Композиция кадра, ракурс, плановость, графический ритм.
Умения наблюдать и выявлять выразительность и красоту окружающей жизни с
помощью фотографии.
Фотопейзаж в творчестве профессиональных фотографов. Образные возможности
чёрно-белой и цветной фотографии.
Роль тональных контрастов и роль цвета в эмоционально-образном восприятии
пейзажа.
Роль освещения в портретном образе. Фотография постановочная и
документальная.
Фотопортрет в истории профессиональной фотографии и его связь с
направлениями в изобразительном искусстве.
Портрет в фотографии, его общее и особенное по сравнению с живописным
и графическим портретом. Опыт выполнения портретных
фотографий.
Фоторепортаж.
Образ
события
в
кадре.
Репортажный
снимок
–
свидетельство истории и его значение в сохранении памяти о событии.
6

Фоторепортаж
– дневник
истории.
Значение
работы
военных
фотографов. Спортивные фотографии. Образ современности в репортажных фотографиях.
«Работать для жизни…» – фотографии Александра Родченко, их значение и
влияние на стиль эпохи.
Возможности
компьютерной
обработки
фотографий,
задачи
преобразования фотографий и границы достоверности.
Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных
компьютерных программ.
Художественная фотография как авторское видение мира, как образ времени и
влияние фотообраза на жизнь людей.
Изображение и искусство кино.
Ожившее изображение. История кино и его эволюция как искусства. Синтетическая
природа пространственно-временного искусства кино и
состав творческого коллектива. Сценарист – режиссёр – художник – оператор в
работе над фильмом. Сложносоставной язык кино.
Монтаж
композиционно
построенных
кадров
– основа
языка
киноискусства.
Художник-постановщик и его команда художников в работе по созданию
фильма. Эскизы мест действия, образы и костюмы персонажей, раскадровка, чертежи
и воплощение в материале. Пространство и предметы, историческая
конкретность и
художественный образ
–
видеоряд
художественного игрового фильма.
Создание видеоролика – от замысла до съёмки. Разные жанры – разные задачи в
работе над видеороликом. Этапы создания видеоролика.
Искусство анимации
и
художник-мультипликатор.
Рисованные,
кукольные мультфильмы и цифровая анимация. Уолт Дисней и его студия. Особое лицо
отечественной мультипликации, её знаменитые создатели.
Использование электронно-цифровых технологий в современном игровом
кинематографе.
Компьютерная
анимация
на занятиях
в школе.
Техническое
оборудование и его возможности для создания анимации. Коллективный характер
деятельности
по
созданию
анимационного
фильма.
Выбор технологии:
пластилиновые мультфильмы, бумажная перекладка, сыпучая анимация.
Этапы
создания
анимационного
фильма.
Требования
и
критерии
художественности.
Изобразительное искусство на телевидении.
Телевидение – экранное искусство: средство массовой информации,
художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга. Искусство
и технология. Создатель телевидения – русский инженер
Владимир Козьмич Зворыкин.
Роль телевидения в превращении мира в единое информационное
пространство. Картина мира, создаваемая телевидением. Прямой эфир и его значение.
Деятельность художника на телевидении: художники по свету , костюму, гриму,
сценографический дизайн и компьютерная графика.
Школьное телевидение и студия мультимедиа. Построение видеоряда и
художественного оформления.
Художнические роли каждого человека в реальной бытийной жизни. Роль искусства
в жизни общества и его влияние на жизнь каждого
человека.

7

2. Планируемые
результаты освоения
программы по
изобразительному искусству на уровне основного общего образования.
Личностные
результаты
освоения
федеральной
рабочей
программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
общего образования находится личностное развитие обучающихся,
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
социализация личности.
Программа
призвана
обеспечить
достижение
обучающимися
личностных результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся
основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые
качества личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение
обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию
и активному участию в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
народном,
прикладном
и
изобразительном
искусстве.
Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной
духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным
подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим
событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические
чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской
мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает
патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественнопрактической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному
восприятию и творческому созиданию художественного образа.
Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются
задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство
личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык,
развивающий коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства
происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства,
углубляются
интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных
эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих
художественных
проектах
создают
условия
для разнообразной совместной
деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности.
Духовно-нравственное воспитание.
В
искусстве
воплощена
духовная
жизнь
человечества,
концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой
опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания
направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание
его
эмоционально-образной,
чувственной
сферы.
Развитие творческого потенциала
способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена
общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по
8

изобразительному искусству способствует
освоению
базовых
ценностей
–
формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как
духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни.
Эстетическое
воспитание:
воспитание
чувственной сферы
обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное,
трагическое,
комическое,
высокое,
низменное.
Искусство понимается
как
воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды
постоянного
поиска
идеалов,
веры,
надежд, представлений о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития
социально
значимых
отношений обучающихся. Способствует формированию
ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям,
стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному
принципу человеческого общежития, к самому себе как само реализующейся и
ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях
интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных
эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих
художественных
проектах
создают
условия
для разнообразной совместной
деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности.
Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии
со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в
процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде,
формирование
нравственно-эстетического
отношения к природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой
работе.
Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое
развитие
обучающихся
обязательно
должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не
теоретиковиртуальной) работы своими
руками,
формирование
умений
преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение
от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства,
стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения
сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные
требования к определённым заданиям программы.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся
имеет значение организация пространственной среды общеобразовательной
9

организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только
потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с
задачами
общеобразовательной
организации,
среды,
календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам
образ предметно-пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает
активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных
ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся.

В результате освоения программы по изобразительному
искусству на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные
учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные
действия,
регулятивные универсальные учебные действия.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
пространственные
представления
и
сенсорные
способности
как
часть
универсальных познавательных учебных действий:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной
формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции;
анализировать
структуру
предмета,
конструкции,
пространства,
зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов
между собой;
абстрагировать
образ
реальности
в построении
плоской
или
пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
и
исследовательские действия как часть универсальных
познавательных учебных действий:
выявлять
и характеризовать
существенные
признаки
явлений
художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения
или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как
часть универсальных познавательных учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска
и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в
текстах, таблицах и схемах;
10

самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в
различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах,
электронных презентациях.
У обучающегося будут
сформированы
следующие
универсальные коммуникативные действия:
понимать
искусство
в качестве
особого
языка
общения
–
межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие
окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение
к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
общих позиций и учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты
своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
У
обучающегося
будут
сформированы
умения
самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные
действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных,
познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и
опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение
к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
общих позиций и учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты
своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
У обучающегося будут
сформированы
умения
самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
11

учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные
действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных,
познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и
опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение
к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
общих позиций и учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты
своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
соответствующих целям критериев.
У
обучающегося
будут
сформированы
умения
эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к
пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия
искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и
межвозрастном взаимодействии.
Предметные
результаты
освоения
программы
по
изобразительному искусству сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
«Архитектура и дизайн»:
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства,
то есть искусства художественного построения предметно-пространственной среды
жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки
и поведение человека;
12

рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует
деятельность человека и представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре,
предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка
конструктивных искусств;
объяснять основные средства – требования к композиции;
уметь
перечислять
и объяснять
основные
типы
формальной
композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости
от поставленных задач;
выделять
при
творческом
построении
композиции
листа
композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа; объяснять роль
цвета в конструктивных искусствах;
различать
технологию
использования
цвета
в живописи
и в
конструктивных искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту,
объединённые одним стилем;
определять
шрифт
как
графический
рисунок
начертания
букв,
объединённых
общим
стилем,
отвечающий
законам
художественной
композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста,
различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур, иметь опыт
творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической
композиции;
объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой
марки, различать шрифтовой и знаковый виды логотипа, иметь практический опыт
разработки логотипа на выбранную тему;
иметь
творческий
опыт
построения
композиции
плаката,
поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала,
иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального
разворотов.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека: иметь опыт
построения объёмно-пространственной композиции как
макета архитектурного пространства в реальной жизни;
выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его
чертежу;
выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и
их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию
жизнедеятельности людей;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций
и изменении облика архитектурных сооружений;
иметь
представление,
как
в
архитектуре
проявляются
мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет
на характер организации и жизнедеятельности людей;
иметь
знания
и
опыт
изображения
особенностей
архитектурнохудожественных
стилей
разных
эпох,
выраженных
в постройках
13

общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации
городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре
новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов,
рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской
среды и поисках путей их преодоления;
знать о значении сохранения исторического облика города для современной
жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической
памяти и понимания своей идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку
города как способ организации образа жизни людей;
знать различные виды планировки города, иметь опыт разработки построения
городского пространства в виде макетной или графической схемы; характеризовать
эстетическое и
экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры,
иметь представление о традициях
ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайнаачестве
графических композиций.
установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании»
городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и образного
в построении формы предметов, создаваемых людьми, видеть образ времени и характер
жизнедеятельности человека в предметах его быта;
объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении
предметного мира, объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком
формы объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных
задач жизнедеятельности человека;
объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и
конкретные намерения действий, объяснять, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох,
характеризовать понятие моды в одежде;
объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные
ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; иметь представление о
конструкции костюма и применении законов
композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать
функциональные
особенности
современной
одежды
с
традиционными функциями одежды прошлых эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн
современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных
задач (спортивной, праздничной, повседневной и других); различать задачи искусства
театрального грима и бытового макияжа, иметь представление об имидж-дизайне, его
задачах и социальном бытовании, иметь опыт создания эскизов для макияжа
театральных образов и опыт бытового макияжа, определять эстетические и этические
границы применения
макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.
«Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная
фотография» (вариативный):
знать о синтетической природе – коллективности творческого процесса в
синтетических искусствах, синтезирующих выразительные средства разных видов
художественного творчества;
понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах;
иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых
14

видов художественного творчества и их развитии параллельно с традиционными
видами искусства.
Художник и искусство театра:
иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии
театральных представлений;
знать о роли художника и видах профессиональной художнической
деятельности в современном театре;
иметь представление о сценографии и символическом характере сценического
образа;
понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом
театрального персонажа, воплощающим характер героя и его эпоху в единстве всего
стилистического образа спектакля;
иметь представление о творчестве наиболее известных художниковпостановщиков в истории отечественного искусства (эскизы костюмов и декораций
в творчестве К. Коровина, И. Билибина, А. Головина и других художников);
иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной
пьесе, иметь применять полученные знания при постановке школьного спектакля;
объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и
актёра в процессе создания образа персонажа;
иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых
предметов;
понимать необходимость зрительских знаний и умений – обладания зрительской
культурой для восприятия произведений художественного творчества и понимания
их значения в интерпретации явлений жизни.
Художественная фотография:
иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении прогресса
технологий и развитии искусства запечатления реальности в зримых образах;
уметь
объяснять
понятия
«длительность
экспозиции»,
«выдержка»,
«диафрагма»;
иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью
компьютерных графических редакторов;
уметь
объяснять
значение
фотографий
«Родиноведения»
С.М. Прокудина-Горского для современных представлений об истории жизни в нашей
стране;
различать и характеризовать различные жанры художественной фотографии;
объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии;
понимать, как в художественной фотографии проявляются средства
выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их применению в своей
практике фотографирования;
иметь
опыт
наблюдения
и
художественно-эстетического
анализа
художественных
фотографий
известных
профессиональных
мастеров
фотографии;
иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к
композиции кадра при самостоятельном фотографировании окружающей жизни;
обретать
опыт
художественного
наблюдения
жизни,
развивая
познавательный интерес и внимание к окружающему миру, к людям;
уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины,
графического
рисунка
и
фотоснимка,
возможности
их
одновременного
существования и актуальности в современной художественной культуре;
понимать значение репортажного жанра, роли журналистов-фотографов в истории
ХХ в. и современном мире;
иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том, как его фотографии
15

выражают образ эпохи, его авторскую позицию, и о влиянии его фотографий на стиль
эпохи;
иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий.
Изображение и искусство кино:
иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как искусства;
уметь объяснять, почему экранное время и всё изображаемое в фильме, являясь
условностью, формирует у людей восприятие реального мира;
иметь
представление
об
экранных
искусствах
как
монтаже
композиционно построенных кадров;
знать и объяснять, в чём состоит работа художника-постановщика и
специалистов его команды художников в период подготовки и съёмки игрового
фильма;
объяснять роль видео в современной бытовой культуре;
иметь опыт создания видеоролика, осваивать основные этапы создания видеоролика
и планировать свою работу по созданию видеоролика;
понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров:
видеорепортажа, игрового короткометражного фильма, социальной рекламы,
анимационного фильма, музыкального клипа, документального фильма;
иметь начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе
соответствующих компьютерных программ;
иметь навык критического осмысления качества снятых роликов;
иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры
использования
электронно-цифровых
технологий
в
современном
игровом
кинематографе;
иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в лучших
отечественных мультфильмах; осознавать многообразие подходов, поэзию
и
уникальность
художественных
образов
отечественной
мультипликации;
осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в
соответствующей компьютерной программе;
иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию
анимационного фильма.
Изобразительное искусство на телевидении:
объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как экранного
искусства и средства массовой информации, художественного и научного просвещения,
развлечения и организации досуга;
знать о создателе телевидения – русском инженере Владимире Зворыкине;
осознавать
роль
телевидения
в превращении
мира
в единое
информационное пространство;
иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях
художника на телевидении;
применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения
и студии мультимедиа;
понимать
образовательные
задачи
зрительской
культуры
и
необходимость зрительских умений;
осознавать значение художественной культуры для личностного духовнонравственного развития и самореализации, определять место и роль художественной
деятельности в своей жизни и в жизни общества.

16

3.Тематическое планирование
Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов
искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже
сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Целевые установки для 7 класса: развитие у учащихся понимания архитектуры и дизайна как виды искусства и как часть духовной культуры
общества.
№

Содержание ( разделы, темы)

урока

Кол-во
час

1

Художник- дизайн- архитектура. 8
Искусство композиции - основа
дизайна и архитектуры

1

Архитектура и дизайн конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств.
Мир, который создает человек.
Основы композиции в конструктивных
искусствах
Гармония, контраст и выразительность
плоскостной композиции, или «Внесем
порядок в хаос!». Прямые линии и
организация пространства. Цвет –
элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые
пятна.
Буква-строка- текст. Искусство
шрифта.

2
3
4
5
6
7
8

Когда текст и изображение вместе.
Композиционные основы
макетирования в графическом
дизайне.
В бескрайнем море книг и

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных
действий

-Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объемнопространственных композиций. Выбирать способы компоновки композиции и
составлять различные плоскостные композиции из 1—4 и более простейших форм
(прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического
равновесия. Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе),
применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов.
Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный
ритм.
-Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства.
Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое
композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное
пространство при помощи линий
-Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию
использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в
графических композициях как акцент или доминанту
-Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать
«архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное
слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции
-Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и
изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу в материале

17

журналов. Многообразие форм
графического дизайна.
2

1
2
3
4
5
6
7
8

В мире вещей и зданий. 8
Художественный
язык
конструктивных искусств.
Объект и пространство. От
плоскостного изображения к
объемному макету.
Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание
как сочетание различных объемов.
Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные
элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь
как сочетание объемов и образ
времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Роль цвета в формотворчестве

- Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление
книги, журнала. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного
и журнального разворота. Создавать практическую творческую работу в материале.

-Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как
возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху.
Осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка — вертикаль,
круг — цилиндр, шар и т. д. Применять в создаваемых пространственных композициях
доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы.
-Анализировать композицию объемов, составляющих общий облик, образ
современной постройки. Осознавать взаимное влияние объемов и их сочетаний на
образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и
целесообразности конструкции. Овладевать способами обозначения на макете рельефа
местности и природных объектов. Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов
для поиска композиционной выразительности.
- Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять
модульные элементы в создании эскизного макета дома.
- Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания,
их изменениях в процессе исторического развития. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
-Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять
сочетание объемов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно
как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять
вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать
творческие работы в материале.
- Понимать и объяснять, в чем заключается взаимосвязь формы и материала.
Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные
функции для старых вещей.
- Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять коллективную творческую
работу по теме.
- Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры
и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в

18

живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять коллективную творческую работу по теме.

3

Город и человек. Социальное 11
значение дизайна и архитектуры в
жизни человека

1
2

Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры
прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной
архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн
пространственно - вещной среды
интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно –
ландшафтного пространства

3
4
5
6
7
8

9
10
11

4

- Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурных
художественных стилей разных эпох. Понимать значение архитектурнопространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. Создать
образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе.
- Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в
архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве
архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в
процессе реконструкции городов. Выполнять в материале разнохарактерные
практические творческие работы.
- Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации
образа жизни людей. Создавать практические творческие работы, развивать чувство
композиции.
- Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в
установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского
пространства. Иметь представление об историчности и социальности интерьеров
прошлого. Создавать практические творческие работы в техниках коллажа, дизайнпроектов. Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно
оценивать ситуацию в процессе работы.
- Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного
пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также
индивидуальных помещений. Создавать практические творческие работы с опорой на
собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными
художественными материалами.
- Понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и
архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов
(лес , водоем, дорога ит.д.)
- Совершенствовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной
композицией. Развивать и реализовывать в макете свое чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой.

Ты – архитектор!
Замысел архитектурного проекта и
его осуществление.

Человек в зеркале дизайна и
архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование

7

19

1

2
3
4
5
6
7

Мой дом – мой образ жизни.
Скажи мне, как ты живешь, и я
скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или… под шепот
фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные
принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируй себя – моделируешь
мир

-Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и
фантазийные представления о своем будущем жилище. Учитывать в проекте
инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи. Проявлять знание законов
композиции и умение владеть художественными материалам.
- Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ
зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной
комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел.
- Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Совершенствовать
приемы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового
участка. Применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икэбаны.
-Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать как
применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон),
использовать эти законы на практике. Осознавать двуединую природу моды как
нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым
сознанием.
- Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных комплектов одежды. Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы.
- Понимать и объяснять, в чем разница между творческими задачами, стоящими перед
гримером и перед визажистом. Ориентироваться в технологии нанесения и снятия
бытового и театрального грима. Уметь воспринимать и понимать макияж и прическу
как единое композиционное целое. Вырабатывать четкое ощущение эстетических и
этических границ применения макияжа и стилистики прически в повседневном быту.
Создавать практические творческие работы в материале.
- Понимать имидж-дизайн как сферу деятельности, объединяющую различные аспекты
моды, визажистику, парикмахерское дело, ювелирную пластику, фирменный стиль и т.
д., определяющую поведение и контакты человека в обществе. Объяснять связи
имидж-дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой,
общественной деятельностью и политикой. Создавать творческую работу в материале,
активно проявлять себя в коллективной деятельности.
Понимать и уметь доказывать, что человеку прежде всего нужно «быть», а не
«казаться». Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие
работы, созданные в течение учебного года.

20

Тема 8 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием, так и принципиальным расширением
курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии
их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связанные с изобразительными и являются
сегодня господствующими.
Целевые установки для 8 класса: – осознание учащимися развития изобразительного искусства в современном мире. Помочь учащимся
получить представление: о роли искусства и художника в постиндустриальном обществе; о роли в культуре современного мира визуальных
синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств; о
сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах; о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных
искусств; об относительности процесса в искусстве и истинной ценности художественного наследия.
№

Содержание ( разделы, темы)

урока

Кол-во
час

1

Художник и искусство театра. 8
Роль
изображения
в
синтетических искусствах.

1

Искусство зримых образов.
Изображение в театре и кино.
Природа и магия театра. Театральное
искусство и художник.
Безграничное пространство сцены.
Сценография – особый вид
художественного творчества.
Сценография – искусство и
производство.
Тайны актерского перевоплощения.
Костюм, грим, маска, или магическое
«если бы».

2
3
4
5
6
7
8

Привет от Карабаса - Барабаса!
Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль – от
замысла к воплощению.

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных
действий

Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и
на киноэкране. Приобретать представления о синтетической природе и
коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в
содружестве драматурга, режиссера и актера. Узнавать о жанровом многообразии
театрального искусства.
- Понимать соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии
спектакля. Узнавать, что актер — основа театрального искусства и носитель его специфики. Представлять значение актера в создании визуального облика спектакля. Понимать соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии
спектакля. Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актера, благодаря его игре. Получать представление об
истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены
(от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены).
- Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его
персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника.
Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.
Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов.
Приобретать представление об исторической эволюции театральнодекорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески

21

использовать в своей сценической практике. Представлять многообразие типов
современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических
профессий людей, участвующих в их оформлении.
- Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет,
чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами,
пошивочными, декорационными и иными цехами. Уметь применять полученные
знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля.
- Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от
бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа
и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актера (наряду
с гримом, прической и др.). Уметь применять в практике любительского театра
художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из
доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа.
Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства
со сценографией спектакля, частью которого он является.
- Понимать и объяснять, в чем заключается ведущая роль художника кукольного
спектакля как соавтора режиссера и актера в процессе создания образа персонажа.
Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь
пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля,
участвуя в нем в качестве художника, режиссера или актера.
- Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля.
Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь
и сейчас, т. е. на глазах у зрителя — равноправного участника сценического зрелища.
Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания
спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления — катарсиса.

2

1

2

3

Эстафета искусств: от рисунка к 8
фотографии.
Эволюция
изобразительных
искусств
и
технологий.
Фотография – взгляд, сохраненный
навсегда. Фотография – новое
изображение реальности.
Грамота фитокомпозиции и съемки.
Основа операторского
фотомастерства: умение видеть и
выбирать.

- Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность,
несмотря на все его правдоподобие. Различать особенности художественнообразного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознавать, что
фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в
изображении мира на картине и на фотографии.
- Владеть элементарными основами грамоты фотосъемки, осознанно осуществлять
выбор объекта и точки съемки, ракурса и крупности плана как художественновыразительных средств фотографии. Уметь применять в своей съемочной практике

22

4

5
6
7
8

3

Фотография искусство «светописи».
Вещь : свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается
семейство». Искусство
фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии.
Операторское мастерство
фотооператора.
Событие в кадре. Искусство
фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ
для фальсификации: факт и его
компьютерная трактовка

ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины
пространства и т. д. Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии
лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни ее
неповторимость в большом и малом.
- Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве
фотографии. Уметь работать с освещением (а также с точкой съемки, ракурсом и
крупностью плана) для передачи объема и фактуры вещи при создании художественновыразительного фотонатюрморта. Приобретать навыки композиционной
(кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.)
обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.
- Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную
неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы
операторского мастерства при выборе момента съемки природного или
архитектурного пейзажа с учетом его световыразительного состояния.
Анализировать и сопоставлять художественную ценность черно-белой и цветной
фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в
живописи.
- Приобретать представления о том, что образность портрета в фотографии
достигается не путем художественного обобщения, а благодаря точности выбора и
передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой
операторского мастерства при съемке фотопортрета Снимая репортажный портрет,
уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определенного
душевно-психологического состояния человека. При съемке постановочного
портрета уметь работать с освещением (а также точкой съемки, ракурсом и
крупностью плана) для передачи характера человека.
- Понимать и объяснять значение информационно – эстетической и историкодокументальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной
съемки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в
жизненной практике. Уметь анализировать работы мастеров отечественной и
мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех
фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству.
- Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его
отдельных недочетов и случайностей переходит в искажение запечатленного реального
события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией. Постоянно
овладевать новейшими
компьютерными
технологиями, повышая
свой
профессиональный уровень. Развивать в себе художнические способности,
используя для этого компьютерные технологии и Интернет.

Фильм – творец и зритель. Что мы 12
знаем об искусстве кино?

23

1-3

4-6

7-9

10-12

Многоголосый язык экрана.
Синтетическая природа фильма и
монтаж. Пространство и время в
кино.
Художник – режиссер – оператор.
Художественное творчество в
игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео.
Азбука киноязыка. Фильм –
«рассказ в картинках». Воплощение
замысла. Чудо движения: увидеть и
снять.
Бесконечный мир кинематографа.
Искусство анимации, или Когда
художник больше, чем художник.
Живые
рисунки
на
твоем
компьютере

- Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря
многообразию выразительных средств, используемых в нем, существованию в
композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и
слова. Приобретать представление о кино как о пространственно-временном
искусстве, в котором экранное время и все изображаемое в нем являются условностью
(несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь ее художественное отображение).
Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение
изобразительного ряда фильма. Иметь представление об истории кино и его
эволюции как искусства.
- Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором
участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты
многих иных профессий. Понимать и объяснять, что современное кино является
мощнейшей индустрией. Узнавать, что решение изобразительного строя фильма
является результатом совместного творчества режиссера, оператора и художника.
Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о
творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в
современном кино.
- Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блок-бастере и
домашнем видеофильме. Приобретать представление о значении сценария в
создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать
начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его
простейшие формы. Излагать свой замысел в форме сценарной записи или
раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и
«кинофразы».
- Приобретать представление о творческой роли режиссера в кино, овладевать азами
режиссерской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами.
- Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и
уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра.
Овладевать азами операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа,
чтобы эффективно их применять в работе над своим видео. Уметь смотреть и
анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства
фильмы мастеров кино, чтобы повышать багаж своих знаний и творческих умений.
-Приобретать представления об истории и художественной специфике
анимационного кино (мультипликации). Учиться понимать роль и значение
художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические
навыки и знания при съемке. Узнавать технологический минимум работы на
компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и ее
монтаж.
- Приобретать представления о различных видах анимационных фильмов и этапах
работы над ними. Уметь применять сценарно-режиссерские навыки при

24

построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей
компьютерной анимации. Давать оценку своим творческим работам и работам
одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.

4

1
2
3

4
5
6-7

Телевидение – пространство,
7
культуры? Экран – искусство –
зритель
Мир на экране: здесь и сейчас.
Информационная и художественная
природа телевизионного
изображения.
Телевидение и документальное
кино. Телевизионная
документалистика : от видеосюжета
до телерепортажа.
Жизнь в врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет…
Что дальше? Современные формы
экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или
Вечные истины искусства

- Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации,
транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений
искусства, не будучи при этом новым видом искусства. Понимать
многофункциональное назначение телевидения как средства не только
информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т.д. Узнавать, что
неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. «сиюминутное»
изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном
времени. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра,
выбирая самое важное и интересное, а не проводить все время перед экраном.
- Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной
передачи и кинодокументалистики. Приобретать и использовать опыт
документальной съемки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для
формирования школьного телевидения.
- Понимать, что кинонаблюдение - это основа документального видеотворчества как
на телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь
как можно более правдиво, без нарочитой подготовленности человека к съемке.
- Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности
изображения в нем человека и природы. Учиться реализовывать сценарнорежиссерскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда.
Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа,
портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей
полнотой передать специфику киноизображени.
- Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и
особенности изображения в нем события и человека. Уметь реализовывать
режиссерско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съемки
видеосюжета. Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и
организационную работу по подготовке к съемке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а
наблюдением и «видеоохотой» за фактом.
- Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих
сообщений в Интернете. Получать представление о развитии формикиноязыка

25

современных экранных произведений на примере создания авторского
видеоклипа и т.п. Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда,
экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении. В
полной мере уметь пользоваться архивами Интернета и спецэффектами
компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучивании видеоклипа.
Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.
- Узнавать, что телевидение, прежде всего, является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и
произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства.
Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и
негативное влияния на психологию человека, культуру и жизнь общества.
Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для
личностного духовно-нравственного развития и своей творческой самореализации.
Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать
собственное мнение о просмотренном и прочитанном. Понимать и объяснять,
что новое и модное не значит лучшее и истинное. Рассуждать, выражать свое
мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников. Оценивать
содержательное наполнение и художественные достоинства произведений
экранного искусства.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Заместитель директора по УВР

МО учителей искусства и технологии

МБОУ СОШ№6

МБОУ СОШ№6

________ ________________

от ________ 2023 года № 1

подпись

________

______________

«___» _________ 2023

подпись

расшифровка подписи

26

расшифровка подписи
г.

27

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Объявление для родителей будущих первоклассников о приёме документов на 2024-2025 год

программма воспитания 2023-2024 учебный год.pdf (скачать)
Положение о приёме в школу.pdf (скачать)
форма заявления.doc (скачать)
Приказ о порядке приёма в школу.pdf (скачать)
o-prieme-dokumentov-v-1-klass-s-1aprelya-2024-goda.pdf (скачать)
о приёме документов в 1 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».