Краснодарский край, Абинский район, станица Мингрельская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя Кубани атамана
мингрельского хуторского казачьего общества С.А. Осьминина
муниципального образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _______2023 года протокол № 1
Председатель
_________________________________
подпись руководителя ОУ
Ф.И.О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
изобразительному искусству
Уровень образования (класс) среднее общее, 7-8 классы (1 час)
Количество часов
Учитель:
68
Луговая Наталья Викторовна
Программа разработана на основе
Федеральной
рабочей
программы по
учебному предмету
«Изобразительное искусство» с учетом авторской рабочей программы
«Изобразительное искусство» предметная линия учебников под редакцией
Б.М. Неменского 5-8 классы, 4 издание, М.: Просвещение, 2015г. (учебники
УМК включены в действующий
Федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию), в соответствии с основной
образовательной программы МБОУ СОШ №6.
1
Пояснительная записка
Основная
цель изобразительного
искусства
–
развитие
визуально-пространственного мышления
обучающихся
как
формы
эмоционально-ценностного, эстетического
освоения
мира,
формы
самовыражения
и ориентации в художественном
и
нравственном
пространстве культуры.
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение
художественной
культуры
как формы
выражения
в
пространственных формах
духовных ценностей, формирование представлений о
месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование
у
обучающихся
навыков
эстетического
видения
и
преобразования мира;
приобретение опыта
создания
творческой
работы
посредством
различных
художественных материалов в
разных
видах
визуальнопространственных искусств:
изобразительных
(живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного
творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии,
работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
формирование
пространственного
мышления
и
аналитических
визуальных способностей;
овладение
представлениями о
средствах
выразительности
изобразительного искусства
как способах
воплощения в
видимых
пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций
человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
2
1. Содержание обучения в 7-8 классе.
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» (7 класс, 34 часа)
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах
искусства и художественная фотография» (8 класс, 34 часа).
Содержание обучения в 7 классе.
«Архитектура и дизайн».
Архитектура и дизайн –
искусства художественной постройки –
конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметнопространственной среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней
мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей
в разные исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения
культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития.
Единство функционального и художественного – целесообразности и красоты.
Графический дизайн.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой
деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах. Элементы
композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания
геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и
асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент,
замкнутость или открытость композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным
ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.
Роль
цвета
в
организации
композиционного
пространства.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.
Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм
цветовых форм, доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как
изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика.
Понимание
типографской
строки
как
элемента
плоскостной композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква –
изобразительный элемент композиции».
Логотип
как
графический
знак,
эмблема
или
стилизованный
графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении
текста и изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката.
Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной
открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы,
составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на
основе компьютерных программ.
3
Макетирование объёмно-пространственных композиций.
Композиция
плоскостная
и пространственная.
Композиционная
организация
пространства.
Прочтение
плоскостной
композиции как
«чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его
обозначения на макете.
Выполнение
практических
работ
по
созданию
объёмнопространственных композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых
объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний
на образный характер постройки.
Понятие
тектоники
как выражение
в художественной форме
конструктивной
сущности
сооружения
и
логики
конструктивного
соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении
архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция –
архитектура сводов, каркасная каменная архитектура, металлический каркас, железобетон и
язык современной архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её
форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через
выявление сочетающихся объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции
предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов. Творческое
проектирование предметов быта с определением их
функций и материала изготовления.
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение
цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры
и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с
использованием цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. Образ и
стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции
образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных
возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка
архитектуры как этапов духовной,
художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура
народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в
предметно-пространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде
аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и
другим видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная
и
градостроительная
революция
XX
в.
Её
технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект
«перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материальностроительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта,
безликости и агрессивности среды современного города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской
среды и их связь с образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
4
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.
Выполнение
практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля
будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего. Индивидуальный
образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного
наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные
формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации
городской среды и индивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных
зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и прочие), киосков,
информационных блоков, блоков локального озеленения и другое.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов
городской
среды»
в виде
создания
коллажнографической
композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение
его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Образностилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение
стиля жизни его хозяев.
Зонирование
интерьера
–
создание
многофункционального
пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Выполнение
практической и аналитической работы по теме «Роль вещи
в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной
композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с
ландшафтно-парковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской
усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции
графического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в
виде схемы-чертежа.
Единство
эстетического
и
функционального
в
объёмно пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образноличностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн
предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания
собственного костюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы.
Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и
в качестве манипулирования массовым сознанием.
Характерные
особенности
современной
одежды.
Молодёжная
субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль.
Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн
Современной одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и
карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения,
рекламой, общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и
строительства нового мира.
5
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография»
Синтетические – пространственно-временные виды
искусства. Роль
изображения в синтетических искусствах в соединении со словом, музыкой, движением.
Значение развития технологий в становлении новых видов искусства. Мультимедиа
и объединение множества воспринимаемых человеком
информационных средств на экране цифрового искусства. Художник и искусство
театра.
Рождение театра в древнейших обрядах. История развития искусства театра.
Жанровое многообразие театральных представлений, шоу, праздников и их
визуальный облик.
Роль художника и виды профессиональной деятельности художника в
современном театре.
Сценография и создание сценического образа. Сотворчество художникапостановщика с драматургом, режиссёром и актёрами.
Роль
освещения
в визуальном
облике
театрального
действия.
Бутафорские, пошивочные, декорационные и иные цеха в театре.
Сценический костюм, грим и маска. Стилистическое единство в решении
образа спектакля. Выражение в костюме характера персонажа.
Творчество художников-постановщиков в истории отечественного
искусства (К. Коровин, И. Билибин, А. Головин и других художниковпостановщиков). Школьный спектакль и работа художника по его подготовке. Художник в
театре кукол и его ведущая роль как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания
образа персонажа.
Условность и метафора в театральной постановке как образная и авторская
интерпретация реальности.
Художественная фотография.
Рождение фотографии как технологическая революция запечатления реальности.
Искусство и технология. История фотографии: от дагеротипа до компьютерных
технологий.
Современные возможности художественной обработки цифровой фотографии.
Картина мира и «Родиноведение» в фотографиях С.М. Прокудина-Горского.
Сохранённая история и роль его фотографий в современной отечественной культуре.
Фотография – искусство светописи. Роль света в выявлении формы и фактуры
предмета. Примеры художественной фотографии в творчестве профессиональных
мастеров.
Композиция кадра, ракурс, плановость, графический ритм.
Умения наблюдать и выявлять выразительность и красоту окружающей жизни с
помощью фотографии.
Фотопейзаж в творчестве профессиональных фотографов. Образные возможности
чёрно-белой и цветной фотографии.
Роль тональных контрастов и роль цвета в эмоционально-образном восприятии
пейзажа.
Роль освещения в портретном образе. Фотография постановочная и
документальная.
Фотопортрет в истории профессиональной фотографии и его связь с
направлениями в изобразительном искусстве.
Портрет в фотографии, его общее и особенное по сравнению с живописным
и графическим портретом. Опыт выполнения портретных
фотографий.
Фоторепортаж.
Образ
события
в
кадре.
Репортажный
снимок
–
свидетельство истории и его значение в сохранении памяти о событии.
6
Фоторепортаж
– дневник
истории.
Значение
работы
военных
фотографов. Спортивные фотографии. Образ современности в репортажных фотографиях.
«Работать для жизни…» – фотографии Александра Родченко, их значение и
влияние на стиль эпохи.
Возможности
компьютерной
обработки
фотографий,
задачи
преобразования фотографий и границы достоверности.
Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных
компьютерных программ.
Художественная фотография как авторское видение мира, как образ времени и
влияние фотообраза на жизнь людей.
Изображение и искусство кино.
Ожившее изображение. История кино и его эволюция как искусства. Синтетическая
природа пространственно-временного искусства кино и
состав творческого коллектива. Сценарист – режиссёр – художник – оператор в
работе над фильмом. Сложносоставной язык кино.
Монтаж
композиционно
построенных
кадров
– основа
языка
киноискусства.
Художник-постановщик и его команда художников в работе по созданию
фильма. Эскизы мест действия, образы и костюмы персонажей, раскадровка, чертежи
и воплощение в материале. Пространство и предметы, историческая
конкретность и
художественный образ
–
видеоряд
художественного игрового фильма.
Создание видеоролика – от замысла до съёмки. Разные жанры – разные задачи в
работе над видеороликом. Этапы создания видеоролика.
Искусство анимации
и
художник-мультипликатор.
Рисованные,
кукольные мультфильмы и цифровая анимация. Уолт Дисней и его студия. Особое лицо
отечественной мультипликации, её знаменитые создатели.
Использование электронно-цифровых технологий в современном игровом
кинематографе.
Компьютерная
анимация
на занятиях
в школе.
Техническое
оборудование и его возможности для создания анимации. Коллективный характер
деятельности
по
созданию
анимационного
фильма.
Выбор технологии:
пластилиновые мультфильмы, бумажная перекладка, сыпучая анимация.
Этапы
создания
анимационного
фильма.
Требования
и
критерии
художественности.
Изобразительное искусство на телевидении.
Телевидение – экранное искусство: средство массовой информации,
художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга. Искусство
и технология. Создатель телевидения – русский инженер
Владимир Козьмич Зворыкин.
Роль телевидения в превращении мира в единое информационное
пространство. Картина мира, создаваемая телевидением. Прямой эфир и его значение.
Деятельность художника на телевидении: художники по свету , костюму, гриму,
сценографический дизайн и компьютерная графика.
Школьное телевидение и студия мультимедиа. Построение видеоряда и
художественного оформления.
Художнические роли каждого человека в реальной бытийной жизни. Роль искусства
в жизни общества и его влияние на жизнь каждого
человека.
7
2. Планируемые
результаты освоения
программы по
изобразительному искусству на уровне основного общего образования.
Личностные
результаты
освоения
федеральной
рабочей
программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
общего образования находится личностное развитие обучающихся,
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
социализация личности.
Программа
призвана
обеспечить
достижение
обучающимися
личностных результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся
основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые
качества личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение
обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию
и активному участию в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
народном,
прикладном
и
изобразительном
искусстве.
Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной
духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным
подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим
событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические
чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской
мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает
патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественнопрактической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному
восприятию и творческому созиданию художественного образа.
Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются
задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство
личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык,
развивающий коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства
происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства,
углубляются
интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных
эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих
художественных
проектах
создают
условия
для разнообразной совместной
деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности.
Духовно-нравственное воспитание.
В
искусстве
воплощена
духовная
жизнь
человечества,
концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой
опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания
направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание
его
эмоционально-образной,
чувственной
сферы.
Развитие творческого потенциала
способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена
общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по
8
изобразительному искусству способствует
освоению
базовых
ценностей
–
формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как
духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни.
Эстетическое
воспитание:
воспитание
чувственной сферы
обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное,
трагическое,
комическое,
высокое,
низменное.
Искусство понимается
как
воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды
постоянного
поиска
идеалов,
веры,
надежд, представлений о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития
социально
значимых
отношений обучающихся. Способствует формированию
ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям,
стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному
принципу человеческого общежития, к самому себе как само реализующейся и
ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях
интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных
эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих
художественных
проектах
создают
условия
для разнообразной совместной
деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности.
Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии
со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в
процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде,
формирование
нравственно-эстетического
отношения к природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой
работе.
Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое
развитие
обучающихся
обязательно
должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не
теоретиковиртуальной) работы своими
руками,
формирование
умений
преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение
от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства,
стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения
сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные
требования к определённым заданиям программы.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся
имеет значение организация пространственной среды общеобразовательной
9
организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только
потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с
задачами
общеобразовательной
организации,
среды,
календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам
образ предметно-пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает
активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных
ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся.
В результате освоения программы по изобразительному
искусству на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные
учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные
действия,
регулятивные универсальные учебные действия.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
пространственные
представления
и
сенсорные
способности
как
часть
универсальных познавательных учебных действий:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной
формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции;
анализировать
структуру
предмета,
конструкции,
пространства,
зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов
между собой;
абстрагировать
образ
реальности
в построении
плоской
или
пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
и
исследовательские действия как часть универсальных
познавательных учебных действий:
выявлять
и характеризовать
существенные
признаки
явлений
художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения
или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как
часть универсальных познавательных учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска
и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в
текстах, таблицах и схемах;
10
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в
различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах,
электронных презентациях.
У обучающегося будут
сформированы
следующие
универсальные коммуникативные действия:
понимать
искусство
в качестве
особого
языка
общения
–
межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие
окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение
к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
общих позиций и учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты
своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
У
обучающегося
будут
сформированы
умения
самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные
действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных,
познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и
опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение
к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
общих позиций и учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты
своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
У обучающегося будут
сформированы
умения
самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
11
учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные
действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных,
познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и
опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение
к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
общих позиций и учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты
своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
соответствующих целям критериев.
У
обучающегося
будут
сформированы
умения
эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к
пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия
искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и
межвозрастном взаимодействии.
Предметные
результаты
освоения
программы
по
изобразительному искусству сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
«Архитектура и дизайн»:
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства,
то есть искусства художественного построения предметно-пространственной среды
жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки
и поведение человека;
12
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует
деятельность человека и представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре,
предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка
конструктивных искусств;
объяснять основные средства – требования к композиции;
уметь
перечислять
и объяснять
основные
типы
формальной
композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости
от поставленных задач;
выделять
при
творческом
построении
композиции
листа
композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа; объяснять роль
цвета в конструктивных искусствах;
различать
технологию
использования
цвета
в живописи
и в
конструктивных искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту,
объединённые одним стилем;
определять
шрифт
как
графический
рисунок
начертания
букв,
объединённых
общим
стилем,
отвечающий
законам
художественной
композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста,
различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур, иметь опыт
творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической
композиции;
объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой
марки, различать шрифтовой и знаковый виды логотипа, иметь практический опыт
разработки логотипа на выбранную тему;
иметь
творческий
опыт
построения
композиции
плаката,
поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала,
иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального
разворотов.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека: иметь опыт
построения объёмно-пространственной композиции как
макета архитектурного пространства в реальной жизни;
выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его
чертежу;
выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и
их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию
жизнедеятельности людей;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций
и изменении облика архитектурных сооружений;
иметь
представление,
как
в
архитектуре
проявляются
мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет
на характер организации и жизнедеятельности людей;
иметь
знания
и
опыт
изображения
особенностей
архитектурнохудожественных
стилей
разных
эпох,
выраженных
в постройках
13
общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации
городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре
новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов,
рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской
среды и поисках путей их преодоления;
знать о значении сохранения исторического облика города для современной
жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической
памяти и понимания своей идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку
города как способ организации образа жизни людей;
знать различные виды планировки города, иметь опыт разработки построения
городского пространства в виде макетной или графической схемы; характеризовать
эстетическое и
экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры,
иметь представление о традициях
ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайнаачестве
графических композиций.
установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании»
городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и образного
в построении формы предметов, создаваемых людьми, видеть образ времени и характер
жизнедеятельности человека в предметах его быта;
объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении
предметного мира, объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком
формы объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных
задач жизнедеятельности человека;
объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и
конкретные намерения действий, объяснять, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох,
характеризовать понятие моды в одежде;
объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные
ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; иметь представление о
конструкции костюма и применении законов
композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать
функциональные
особенности
современной
одежды
с
традиционными функциями одежды прошлых эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн
современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных
задач (спортивной, праздничной, повседневной и других); различать задачи искусства
театрального грима и бытового макияжа, иметь представление об имидж-дизайне, его
задачах и социальном бытовании, иметь опыт создания эскизов для макияжа
театральных образов и опыт бытового макияжа, определять эстетические и этические
границы применения
макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.
«Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная
фотография» (вариативный):
знать о синтетической природе – коллективности творческого процесса в
синтетических искусствах, синтезирующих выразительные средства разных видов
художественного творчества;
понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах;
иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых
14
видов художественного творчества и их развитии параллельно с традиционными
видами искусства.
Художник и искусство театра:
иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии
театральных представлений;
знать о роли художника и видах профессиональной художнической
деятельности в современном театре;
иметь представление о сценографии и символическом характере сценического
образа;
понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом
театрального персонажа, воплощающим характер героя и его эпоху в единстве всего
стилистического образа спектакля;
иметь представление о творчестве наиболее известных художниковпостановщиков в истории отечественного искусства (эскизы костюмов и декораций
в творчестве К. Коровина, И. Билибина, А. Головина и других художников);
иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной
пьесе, иметь применять полученные знания при постановке школьного спектакля;
объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и
актёра в процессе создания образа персонажа;
иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых
предметов;
понимать необходимость зрительских знаний и умений – обладания зрительской
культурой для восприятия произведений художественного творчества и понимания
их значения в интерпретации явлений жизни.
Художественная фотография:
иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении прогресса
технологий и развитии искусства запечатления реальности в зримых образах;
уметь
объяснять
понятия
«длительность
экспозиции»,
«выдержка»,
«диафрагма»;
иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью
компьютерных графических редакторов;
уметь
объяснять
значение
фотографий
«Родиноведения»
С.М. Прокудина-Горского для современных представлений об истории жизни в нашей
стране;
различать и характеризовать различные жанры художественной фотографии;
объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии;
понимать, как в художественной фотографии проявляются средства
выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их применению в своей
практике фотографирования;
иметь
опыт
наблюдения
и
художественно-эстетического
анализа
художественных
фотографий
известных
профессиональных
мастеров
фотографии;
иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к
композиции кадра при самостоятельном фотографировании окружающей жизни;
обретать
опыт
художественного
наблюдения
жизни,
развивая
познавательный интерес и внимание к окружающему миру, к людям;
уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины,
графического
рисунка
и
фотоснимка,
возможности
их
одновременного
существования и актуальности в современной художественной культуре;
понимать значение репортажного жанра, роли журналистов-фотографов в истории
ХХ в. и современном мире;
иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том, как его фотографии
15
выражают образ эпохи, его авторскую позицию, и о влиянии его фотографий на стиль
эпохи;
иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий.
Изображение и искусство кино:
иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как искусства;
уметь объяснять, почему экранное время и всё изображаемое в фильме, являясь
условностью, формирует у людей восприятие реального мира;
иметь
представление
об
экранных
искусствах
как
монтаже
композиционно построенных кадров;
знать и объяснять, в чём состоит работа художника-постановщика и
специалистов его команды художников в период подготовки и съёмки игрового
фильма;
объяснять роль видео в современной бытовой культуре;
иметь опыт создания видеоролика, осваивать основные этапы создания видеоролика
и планировать свою работу по созданию видеоролика;
понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров:
видеорепортажа, игрового короткометражного фильма, социальной рекламы,
анимационного фильма, музыкального клипа, документального фильма;
иметь начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе
соответствующих компьютерных программ;
иметь навык критического осмысления качества снятых роликов;
иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры
использования
электронно-цифровых
технологий
в
современном
игровом
кинематографе;
иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в лучших
отечественных мультфильмах; осознавать многообразие подходов, поэзию
и
уникальность
художественных
образов
отечественной
мультипликации;
осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в
соответствующей компьютерной программе;
иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию
анимационного фильма.
Изобразительное искусство на телевидении:
объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как экранного
искусства и средства массовой информации, художественного и научного просвещения,
развлечения и организации досуга;
знать о создателе телевидения – русском инженере Владимире Зворыкине;
осознавать
роль
телевидения
в превращении
мира
в единое
информационное пространство;
иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях
художника на телевидении;
применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения
и студии мультимедиа;
понимать
образовательные
задачи
зрительской
культуры
и
необходимость зрительских умений;
осознавать значение художественной культуры для личностного духовнонравственного развития и самореализации, определять место и роль художественной
деятельности в своей жизни и в жизни общества.
16
3.Тематическое планирование
Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов
искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже
сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Целевые установки для 7 класса: развитие у учащихся понимания архитектуры и дизайна как виды искусства и как часть духовной культуры
общества.
№
Содержание ( разделы, темы)
урока
Кол-во
час
1
Художник- дизайн- архитектура. 8
Искусство композиции - основа
дизайна и архитектуры
1
Архитектура и дизайн конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств.
Мир, который создает человек.
Основы композиции в конструктивных
искусствах
Гармония, контраст и выразительность
плоскостной композиции, или «Внесем
порядок в хаос!». Прямые линии и
организация пространства. Цвет –
элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые
пятна.
Буква-строка- текст. Искусство
шрифта.
2
3
4
5
6
7
8
Когда текст и изображение вместе.
Композиционные основы
макетирования в графическом
дизайне.
В бескрайнем море книг и
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных
действий
-Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объемнопространственных композиций. Выбирать способы компоновки композиции и
составлять различные плоскостные композиции из 1—4 и более простейших форм
(прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического
равновесия. Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе),
применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов.
Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный
ритм.
-Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства.
Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое
композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное
пространство при помощи линий
-Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию
использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в
графических композициях как акцент или доминанту
-Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать
«архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное
слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции
-Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и
изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу в материале
17
журналов. Многообразие форм
графического дизайна.
2
1
2
3
4
5
6
7
8
В мире вещей и зданий. 8
Художественный
язык
конструктивных искусств.
Объект и пространство. От
плоскостного изображения к
объемному макету.
Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание
как сочетание различных объемов.
Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные
элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь
как сочетание объемов и образ
времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Роль цвета в формотворчестве
- Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление
книги, журнала. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного
и журнального разворота. Создавать практическую творческую работу в материале.
-Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как
возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху.
Осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка — вертикаль,
круг — цилиндр, шар и т. д. Применять в создаваемых пространственных композициях
доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы.
-Анализировать композицию объемов, составляющих общий облик, образ
современной постройки. Осознавать взаимное влияние объемов и их сочетаний на
образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и
целесообразности конструкции. Овладевать способами обозначения на макете рельефа
местности и природных объектов. Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов
для поиска композиционной выразительности.
- Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять
модульные элементы в создании эскизного макета дома.
- Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания,
их изменениях в процессе исторического развития. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
-Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять
сочетание объемов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно
как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять
вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать
творческие работы в материале.
- Понимать и объяснять, в чем заключается взаимосвязь формы и материала.
Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные
функции для старых вещей.
- Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять коллективную творческую
работу по теме.
- Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры
и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в
18
живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять коллективную творческую работу по теме.
3
Город и человек. Социальное 11
значение дизайна и архитектуры в
жизни человека
1
2
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры
прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной
архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн
пространственно - вещной среды
интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно –
ландшафтного пространства
3
4
5
6
7
8
9
10
11
4
- Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурных
художественных стилей разных эпох. Понимать значение архитектурнопространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. Создать
образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе.
- Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в
архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве
архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в
процессе реконструкции городов. Выполнять в материале разнохарактерные
практические творческие работы.
- Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации
образа жизни людей. Создавать практические творческие работы, развивать чувство
композиции.
- Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в
установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского
пространства. Иметь представление об историчности и социальности интерьеров
прошлого. Создавать практические творческие работы в техниках коллажа, дизайнпроектов. Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно
оценивать ситуацию в процессе работы.
- Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного
пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также
индивидуальных помещений. Создавать практические творческие работы с опорой на
собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными
художественными материалами.
- Понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и
архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов
(лес , водоем, дорога ит.д.)
- Совершенствовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной
композицией. Развивать и реализовывать в макете свое чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой.
Ты – архитектор!
Замысел архитектурного проекта и
его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и
архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование
7
19
1
2
3
4
5
6
7
Мой дом – мой образ жизни.
Скажи мне, как ты живешь, и я
скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или… под шепот
фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные
принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируй себя – моделируешь
мир
-Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и
фантазийные представления о своем будущем жилище. Учитывать в проекте
инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи. Проявлять знание законов
композиции и умение владеть художественными материалам.
- Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ
зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной
комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел.
- Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Совершенствовать
приемы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового
участка. Применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икэбаны.
-Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать как
применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон),
использовать эти законы на практике. Осознавать двуединую природу моды как
нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым
сознанием.
- Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных комплектов одежды. Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы.
- Понимать и объяснять, в чем разница между творческими задачами, стоящими перед
гримером и перед визажистом. Ориентироваться в технологии нанесения и снятия
бытового и театрального грима. Уметь воспринимать и понимать макияж и прическу
как единое композиционное целое. Вырабатывать четкое ощущение эстетических и
этических границ применения макияжа и стилистики прически в повседневном быту.
Создавать практические творческие работы в материале.
- Понимать имидж-дизайн как сферу деятельности, объединяющую различные аспекты
моды, визажистику, парикмахерское дело, ювелирную пластику, фирменный стиль и т.
д., определяющую поведение и контакты человека в обществе. Объяснять связи
имидж-дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой,
общественной деятельностью и политикой. Создавать творческую работу в материале,
активно проявлять себя в коллективной деятельности.
Понимать и уметь доказывать, что человеку прежде всего нужно «быть», а не
«казаться». Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие
работы, созданные в течение учебного года.
20
Тема 8 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием, так и принципиальным расширением
курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии
их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связанные с изобразительными и являются
сегодня господствующими.
Целевые установки для 8 класса: – осознание учащимися развития изобразительного искусства в современном мире. Помочь учащимся
получить представление: о роли искусства и художника в постиндустриальном обществе; о роли в культуре современного мира визуальных
синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств; о
сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах; о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных
искусств; об относительности процесса в искусстве и истинной ценности художественного наследия.
№
Содержание ( разделы, темы)
урока
Кол-во
час
1
Художник и искусство театра. 8
Роль
изображения
в
синтетических искусствах.
1
Искусство зримых образов.
Изображение в театре и кино.
Природа и магия театра. Театральное
искусство и художник.
Безграничное пространство сцены.
Сценография – особый вид
художественного творчества.
Сценография – искусство и
производство.
Тайны актерского перевоплощения.
Костюм, грим, маска, или магическое
«если бы».
2
3
4
5
6
7
8
Привет от Карабаса - Барабаса!
Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль – от
замысла к воплощению.
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных
действий
Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и
на киноэкране. Приобретать представления о синтетической природе и
коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в
содружестве драматурга, режиссера и актера. Узнавать о жанровом многообразии
театрального искусства.
- Понимать соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии
спектакля. Узнавать, что актер — основа театрального искусства и носитель его специфики. Представлять значение актера в создании визуального облика спектакля. Понимать соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии
спектакля. Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актера, благодаря его игре. Получать представление об
истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены
(от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены).
- Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его
персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника.
Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.
Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов.
Приобретать представление об исторической эволюции театральнодекорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески
21
использовать в своей сценической практике. Представлять многообразие типов
современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических
профессий людей, участвующих в их оформлении.
- Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет,
чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами,
пошивочными, декорационными и иными цехами. Уметь применять полученные
знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля.
- Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от
бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа
и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актера (наряду
с гримом, прической и др.). Уметь применять в практике любительского театра
художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из
доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа.
Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства
со сценографией спектакля, частью которого он является.
- Понимать и объяснять, в чем заключается ведущая роль художника кукольного
спектакля как соавтора режиссера и актера в процессе создания образа персонажа.
Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь
пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля,
участвуя в нем в качестве художника, режиссера или актера.
- Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля.
Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь
и сейчас, т. е. на глазах у зрителя — равноправного участника сценического зрелища.
Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания
спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления — катарсиса.
2
1
2
3
Эстафета искусств: от рисунка к 8
фотографии.
Эволюция
изобразительных
искусств
и
технологий.
Фотография – взгляд, сохраненный
навсегда. Фотография – новое
изображение реальности.
Грамота фитокомпозиции и съемки.
Основа операторского
фотомастерства: умение видеть и
выбирать.
- Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность,
несмотря на все его правдоподобие. Различать особенности художественнообразного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознавать, что
фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в
изображении мира на картине и на фотографии.
- Владеть элементарными основами грамоты фотосъемки, осознанно осуществлять
выбор объекта и точки съемки, ракурса и крупности плана как художественновыразительных средств фотографии. Уметь применять в своей съемочной практике
22
4
5
6
7
8
3
Фотография искусство «светописи».
Вещь : свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается
семейство». Искусство
фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии.
Операторское мастерство
фотооператора.
Событие в кадре. Искусство
фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ
для фальсификации: факт и его
компьютерная трактовка
ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины
пространства и т. д. Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии
лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни ее
неповторимость в большом и малом.
- Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве
фотографии. Уметь работать с освещением (а также с точкой съемки, ракурсом и
крупностью плана) для передачи объема и фактуры вещи при создании художественновыразительного фотонатюрморта. Приобретать навыки композиционной
(кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.)
обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.
- Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную
неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы
операторского мастерства при выборе момента съемки природного или
архитектурного пейзажа с учетом его световыразительного состояния.
Анализировать и сопоставлять художественную ценность черно-белой и цветной
фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в
живописи.
- Приобретать представления о том, что образность портрета в фотографии
достигается не путем художественного обобщения, а благодаря точности выбора и
передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой
операторского мастерства при съемке фотопортрета Снимая репортажный портрет,
уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определенного
душевно-психологического состояния человека. При съемке постановочного
портрета уметь работать с освещением (а также точкой съемки, ракурсом и
крупностью плана) для передачи характера человека.
- Понимать и объяснять значение информационно – эстетической и историкодокументальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной
съемки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в
жизненной практике. Уметь анализировать работы мастеров отечественной и
мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех
фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству.
- Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его
отдельных недочетов и случайностей переходит в искажение запечатленного реального
события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией. Постоянно
овладевать новейшими
компьютерными
технологиями, повышая
свой
профессиональный уровень. Развивать в себе художнические способности,
используя для этого компьютерные технологии и Интернет.
Фильм – творец и зритель. Что мы 12
знаем об искусстве кино?
23
1-3
4-6
7-9
10-12
Многоголосый язык экрана.
Синтетическая природа фильма и
монтаж. Пространство и время в
кино.
Художник – режиссер – оператор.
Художественное творчество в
игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео.
Азбука киноязыка. Фильм –
«рассказ в картинках». Воплощение
замысла. Чудо движения: увидеть и
снять.
Бесконечный мир кинематографа.
Искусство анимации, или Когда
художник больше, чем художник.
Живые
рисунки
на
твоем
компьютере
- Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря
многообразию выразительных средств, используемых в нем, существованию в
композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и
слова. Приобретать представление о кино как о пространственно-временном
искусстве, в котором экранное время и все изображаемое в нем являются условностью
(несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь ее художественное отображение).
Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение
изобразительного ряда фильма. Иметь представление об истории кино и его
эволюции как искусства.
- Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором
участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты
многих иных профессий. Понимать и объяснять, что современное кино является
мощнейшей индустрией. Узнавать, что решение изобразительного строя фильма
является результатом совместного творчества режиссера, оператора и художника.
Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о
творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в
современном кино.
- Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блок-бастере и
домашнем видеофильме. Приобретать представление о значении сценария в
создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать
начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его
простейшие формы. Излагать свой замысел в форме сценарной записи или
раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и
«кинофразы».
- Приобретать представление о творческой роли режиссера в кино, овладевать азами
режиссерской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами.
- Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и
уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра.
Овладевать азами операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа,
чтобы эффективно их применять в работе над своим видео. Уметь смотреть и
анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства
фильмы мастеров кино, чтобы повышать багаж своих знаний и творческих умений.
-Приобретать представления об истории и художественной специфике
анимационного кино (мультипликации). Учиться понимать роль и значение
художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические
навыки и знания при съемке. Узнавать технологический минимум работы на
компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и ее
монтаж.
- Приобретать представления о различных видах анимационных фильмов и этапах
работы над ними. Уметь применять сценарно-режиссерские навыки при
24
построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей
компьютерной анимации. Давать оценку своим творческим работам и работам
одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.
4
1
2
3
4
5
6-7
Телевидение – пространство,
7
культуры? Экран – искусство –
зритель
Мир на экране: здесь и сейчас.
Информационная и художественная
природа телевизионного
изображения.
Телевидение и документальное
кино. Телевизионная
документалистика : от видеосюжета
до телерепортажа.
Жизнь в врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет…
Что дальше? Современные формы
экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или
Вечные истины искусства
- Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации,
транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений
искусства, не будучи при этом новым видом искусства. Понимать
многофункциональное назначение телевидения как средства не только
информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т.д. Узнавать, что
неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. «сиюминутное»
изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном
времени. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра,
выбирая самое важное и интересное, а не проводить все время перед экраном.
- Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной
передачи и кинодокументалистики. Приобретать и использовать опыт
документальной съемки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для
формирования школьного телевидения.
- Понимать, что кинонаблюдение - это основа документального видеотворчества как
на телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь
как можно более правдиво, без нарочитой подготовленности человека к съемке.
- Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности
изображения в нем человека и природы. Учиться реализовывать сценарнорежиссерскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда.
Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа,
портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей
полнотой передать специфику киноизображени.
- Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и
особенности изображения в нем события и человека. Уметь реализовывать
режиссерско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съемки
видеосюжета. Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и
организационную работу по подготовке к съемке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а
наблюдением и «видеоохотой» за фактом.
- Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих
сообщений в Интернете. Получать представление о развитии формикиноязыка
25
современных экранных произведений на примере создания авторского
видеоклипа и т.п. Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда,
экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении. В
полной мере уметь пользоваться архивами Интернета и спецэффектами
компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучивании видеоклипа.
Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.
- Узнавать, что телевидение, прежде всего, является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и
произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства.
Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и
негативное влияния на психологию человека, культуру и жизнь общества.
Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для
личностного духовно-нравственного развития и своей творческой самореализации.
Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать
собственное мнение о просмотренном и прочитанном. Понимать и объяснять,
что новое и модное не значит лучшее и истинное. Рассуждать, выражать свое
мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников. Оценивать
содержательное наполнение и художественные достоинства произведений
экранного искусства.
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Заместитель директора по УВР
МО учителей искусства и технологии
МБОУ СОШ№6
МБОУ СОШ№6
________ ________________
от ________ 2023 года № 1
подпись
________
______________
«___» _________ 2023
подпись
расшифровка подписи
26
расшифровка подписи
г.
27
28
29