МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ АБИНСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА МИНГРЕЛЬСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМЕНИ ГЕРОЯ КУБАНИ АТАМАНА МИНГРЕЛЬСКОГО ХУТОРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА С.А.ОСЬМИНИНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим объединением гуманитарного цикла Заместитель директора по УВР Директор ____________________ ________________________ Парфенова О.В. ________________________ Канцидал Т.Н. Приказ № 1 Петряник Т.С.. от «30» 08 2023 г. Протокол №1 от «28» 08 2023 г. МБОУ СОШ № 6 Приказ №1 от «31» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( ID 905863) учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6– 9 классов Ст. Мингрельская2023г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоенияосновной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандартеосновного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание»(2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль ввыполнениишколойфункцииинтеграциимолодёживсовременноеобщество:учебныйпредметпозволяетпоследовательн ораскрыватьучащимсяподростковоговозрастаособенностисовременногообщества,различныеаспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства игражданского общества,регулирующие этивзаимодействиясоциальные нормы. Изучениекурса«Обществознание»,включающегознанияороссийскомобществеи направленияхегоразвитиявсовременныхусловиях,обосновахконституционногостроянашейстраны,правахиобязанност яхчеловекаигражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении курса различных источников социальнойинформации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социальноэкономическойиполитическойкоммуникации,вноситсвойвкладвформированиеметапредметныхуменийизвлекатьнеоб ходимыесведения,осмысливать,преобразовыватьиприменятьих. Изучениеучебногокурса«Обществознание»содействуетвхождениюобучающихсявмиркультурыиобщественныхц енностейивтожевремяоткрытиюиутверждениюсобственного«Я»,формированиюспособностикрефлексии,оценке своих возможностей иосознаниюсвоегоместа вобществе. ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Целямиобществоведческогообразованиявосновнойшколеявляются: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности,правового самосознания,приверженности базовымценностям нашегонарода; развитиеуобучающихсяпониманияприоритетностиобщенациональныхинтересов,приверженностиправовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве РоссийскойФедерации; развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становлениееёдуховнонравственной,политическойиправовойкультуры,социальногоповедения,основанногонауважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;способностикличномусамоопределению,самореализации,самоконтролю;мотивацииквысокопроиз водительной,наукоёмкойтрудовой деятельности; формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний идоступнойпосодержаниюдляшкольниковподростковоговозраста;освоениеучащимисязнанийобосновныхсфе рахчеловеческойдеятельности,социальныхинститутах,нормах,регулирующихобщественныеотношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальныхролейчеловекаи гражданина; овладениеумениямифункциональнограмотногочеловека:получатьизразнообразныхисточниковикритическиос мысливатьсоциальнуюинформацию,систематизировать,анализироватьполученныеданные; освоениеспособовпознавательной,коммуникативной,практическойдеятельности,необходимыхдляучастиявжи зни гражданскогообществаи государства; созданиеусловийдляосвоенияобучающимисяспособовуспешноговзаимодействиясразличнымиполитическими ,правовыми,финансово-экономическимиидругимисоциальнымиинститутамидляреализацииличностного потенциалавсовременномдинамичноразвивающемсяроссийскомобществе; формированиеопытапримененияполученныхзнанийиуменийдлявыстраиванияотношениймеждулюдьмиразли чныхнациональностейивероисповеданийвобщегражданскойивсемейно-бытовойсферах;длясоотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,установленнымизаконом;содействияправовымиспособамиисредствамизащитеправопорядкавобще стве. МЕСТОУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ВУЧЕБНОМПЛАНЕ Всоответствиисучебнымпланомобществознаниеизучаетсяс6по9класс.Общееколичествовремениначетырегодаобучения составляет136 часов.Общаянедельнаянагрузкавкаждомгодуобучения составляет1 час. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА6 КЛАСС Человекиегосоциальноеокружение. Биологическоеисоциальноевчеловеке.Чертысходстваиразличиячеловекаиживотного.Потребностичеловека(биол огические,социальные,духовные).Способностичеловека. Индивид,индивидуальность,личность.Возрастныепериодыжизничеловекаиформированиеличности. Отношениямеждупоколениями.Особенностиподростковоговозраста. Людисограниченнымивозможностямиздоровья,ихособыепотребностиисоциальнаяпозиция. Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себякаквиддеятельности. Правочеловеканаобразование.Школьноеобразование.Праваиобязанностиучащегося. Общение.Целиисредстваобщения.Особенностиобщенияподростков.Общениевсовременныхусловиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения(деловые,личные). Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободноевремяподростка. Отношениясдрузьямиисверстниками.Конфликтывмежличностныхотношениях. Общество,вкотороммыживём. Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизниобществаиихвзаимодействие. Социальныеобщностиигруппы.Положениечеловекавобществе. Чтотакоеэкономика.Взаимосвязьжизниобществаиегоэкономическогоразвития.Видыэкономическойдеятельности .Ресурсыи возможностиэкономики нашей страны. Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в нашейстране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша странавначале XXIвека.Местонашей Родины среди современных государств. Культурнаяжизнь.Духовныеценности,традиционныеценностироссийскогонарода. Развитиеобщества.Усилениевзаимосвязейстранинародоввусловияхсовременногообщества. Глобальныепроблемысовременностиивозможностиихрешенияусилиями международногосообщества имеждународных организаций. 7 КЛАСС Социальныеценностиинормы. Общественныеценности.Свободаиответственностьгражданина.Гражданственностьипатриотизм.Гуманизм. Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальныхнорм.Традициии обычаи. Принципыинормыморали.Доброизло.Нравственныечувствачеловека.Совестьистыд. Моральныйвыбор.Моральнаяоценкаповедениялюдейисобственногоповедения.Влияниеморальныхнормнаобщес твои человека. Правоиегорольвжизниобщества.Право и мораль. Человеккакучастникправовыхотношений. Правоотношенияиихособенности.Правоваянорма.Участникиправоотношений.Правоспособностьидееспособност ь. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культураличности. Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений дляличностииобщества. Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека игражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Праваребёнкаи возможности ихзащиты. Основыроссийскогоправа. КонституцияРоссийскойФедерации–основнойзакон.Законыиподзаконныеакты.Отраслиправа. Основы гражданского права. Физические и юридические лицав гражданском праве. Право собственности,защитаправсобственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможностиих защиты.Несовершеннолетниекакучастникигражданско-правовыхотношений. Основысемейногоправа.Важностьсемьивжизничеловека,обществаигосударства.Условиязаключениябракав Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся безпопеченияродителей. Основытрудовогоправа.Сторонытрудовыхотношений,ихправаиобязанности.Трудовойдоговор.Заключениеипрек ращениетрудовогодоговора.Рабочеевремяивремяотдыха.Особенностиправовогостатусанесовершеннолетних приосуществлении трудовойдеятельности. Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность.Административные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарнаяответственность.Преступленияиуголовнаяответственность.Особенностиюридическойответственност инесовершеннолетних. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов РоссийскойФедерации.Функции правоохранительныхорганов. 8 КЛАСС Человеквэкономическихотношениях. Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.Экономическаясистема и её функции.Собственность. Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительностьтруда.Разделениетруда. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.Обмен.Деньги и ихфункции.Торговляи еёформы. Рыночнаяэкономика.Конкуренция.Спросипредложение.Рыночноеравновесие.Невидимаярукарынка. Многообразиерынков. Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.Заработнаяплата истимулированиетруда.Занятостьибезработица. Финансовыйрынокипосредники(банки,страховыекомпании,кредитныесоюзы,участникифондовогорынка). Услугифинансовыхпосредников. Основныетипыфинансовыхинструментов:акциииоблигации. Банковскиеуслуги,предоставляемыегражданам(депозит,кредит,платёжнаякарта,денежныепереводы,обменвалют ы). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.Экономическиефункциидомохозяйств.Потреблениедомашниххозяйств.Потребительскиетоварыитоварыдлител ьногопользования.Источникидоходовирасходовсемьи.Семейныйбюджет.Личныйфинансовыйплан. Способыиформысбережений. Экономическиецелиифункциигосударства.Налоги.Доходыирасходыгосударства.Государственныйбюджет.Госуд арственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика поразвитиюконкуренции. Человеквмирекультуры. Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современнаямолодёжнаякультура. Наука.Естественныеисоциально-гуманитарныенауки.Рольнауки вразвитииобщества. Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование вРоссийскойФедерации.Самообразование. ПолитикавсферекультурыиобразованиявРоссийскойФедерации. Понятиерелигии.Рольрелигиивжизничеловекаиобщества.Свободасовестиисвободавероисповедания. Национальныеимировыерелигии.РелигииирелигиозныеобъединениявРоссийскойФедерации. Чтотакоеискусство.Видыискусств.Рольискусствавжизничеловекаиобщества. Рольинформациииинформационныхтехнологийвсовременноммире.Информационнаякультураиинформационная безопасность.Правила безопасногоповедения вИнтернете. 9 КЛАСС Человеквполитическомизмерении. Политикаиполитическаявласть.Государство–политическаяорганизацияобщества.Признакигосударства. Внутренняяивнешняяполитика. Формагосударства.Монархияиреспублика– основныеформыправления.Унитарноеифедеративноегосударственно-территориальноеустройство. Политическийрежимиего виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.Участиеграждан вполитике.Выборы,референдум. Политическиепартии,ихрольвдемократическомобществе.Общественно-политическиеорганизации. Гражданинигосударство. Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовоегосударство с республиканской формой правления. Россия– социальное государство. Основные направления иприоритетысоциальнойполитики российского государства.Россия–светское государство. Законодательные,исполнительныеисудебныеорганыгосударственнойвластивРоссийскойФедерации.Президент– главагосударстваРоссийскаяФедерация.ФедеральноеСобраниеРоссийскойФедерации:Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в РоссийскойФедерации.КонституционныйСуд РоссийскойФедерации.ВерховныйСуд РоссийскойФедерации. Государственноеуправление.ПротиводействиекоррупциивРоссийскойФедерации. ГосударственнотерриториальноеустройствоРоссийскойФедерации.СубъектыРоссийскойФедерации:республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. КонституционныйстатуссубъектовРоссийской Федерации. Местноесамоуправление. КонституцияРоссийскойФедерацииоправовомстатусечеловекаигражданина.ГражданствоРоссийскойФедерации. Взаимосвязьконституционных прав,свободиобязанностейгражданинаРоссийскойФедерации. Человеквсистемесоциальныхотношений. Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.Социальнаямобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.Социализацияличности. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.Этносинация.Россия –многонациональноегосударство.Этносыинациивдиалогекультур. СоциальнаяполитикаРоссийскогогосударства.Социальныек онфликтыипутиих разрешения. Отклоняющеесяповедение.Опасностьнаркоманиииалкоголизмадлячеловекаиобщества.Профилактиканегативныхот клоненийповедения. Социальнаяи личнаязначимостьздоровогообразажизни. Человеквсовременномизменяющемсямире. Информационноеобщество.Сущностьглобализации.Причины,проявленияипоследствияглобализации,еёпротивореч ия.Глобальныепроблемыивозможностиихрешения.Экологическаяситуацияиспособыеёулучшения. Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.Профессиинастоящего ибудущего.Непрерывноеобразованиеикарьера. Здоровыйобразжизни.Социальнаяиличнаязначимостьздоровогообразажизни.Модаиспорт. Современныеформысвязиикоммуникации:какониизменилимир.Особенностиобщенияввиртуальномпространстве. Перспективыразвитияобщества. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознаниявосновной школе. Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения сучётомвходящихвкурссодержательныхмодулей(разделов)итребованийкрезультатамосвоенияосновнойобразовательн ойпрограммы,представленныхвФедеральномгосударственномобразовательномстандартеосновногообщегообразовани я,атакжесучётомфедеральнойрабочейпрограммывоспитания.Содержательныемодули(разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знаниеосновроссийскогоправа.Представленныйвпрограммевариантраспределениямодулей(разделов)погодамобучени яявляетсяодним извозможных. Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, прикотороммодуль(раздел)«Основы российскогоправа»замыкаетизучениекурсавосновной школе. ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностныерезультатывоплощаюттрадиционныероссийскиесоциокультурныеидуховно-нравственныеценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими вжизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единствеучебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практическихзадач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениямвоспитательнойдеятельности,втом числевчасти: Гражданскоговоспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законныхинтересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальныхинститутов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальныхнормахиправилахмежличностныхотношенийвполикультурномимногоконфессиональномобществе;предст авлениеоспособахпротиводействиякоррупции;готовностькразнообразнойсозидательнойдеятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность кучастиювгуманитарнойдеятельности (волонтёрство,помощьлюдям,нуждающимся вней). Патриотическоговоспитания: осознаниероссийскойгражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиональномобществе;проявлен ие интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народовРоссии; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам;историческому,природномунаследиюипамятникам,традициямразныхнародов,проживающихвроднойстра не. Духовно-нравственноговоспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своёповедение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётомосознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личностивусловияхиндивидуальногои общественногопространства. Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных формвреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасногоповедениявинтернет-среде; способностьадаптироватьсякстрессовымситуациямименяющимсясоциальным,информационнымиприроднымусл овиям,втом числеосмысляя собственныйопытивыстраиваядальнейшиецели; умениеприниматьсебяидругих,неосуждая; сформированностьнавыковрефлексии,признаниесвоегоправанаошибкуитакого жеправадругого человека. Трудовоговоспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,города,края)технологическойисоциальнойнаправленности,способностьинициировать,планироватьисамо стоятельновыполнятьтакогородадеятельность;интерескпрактическомуизучениюпрофессийитрударазличного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучениянапротяжениивсейжизнидляуспешнойпрофессиональнойдеятельностииразвитиенеобходимыхуменийдляэто го; уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности;осознанныйвыборипостроениеиндивидуальнойтраекторииобраз ованияижизненныхплановс учётомличныхи общественных интересовипотребностей. Экологическоговоспитания: ориентациянаприменениезнанийизсоциальныхиестественныхнаукдлярешениязадачвобластиокружающейсреды, планированияпоступковиоценкавозможныхпоследствийсвоихдействийдляокружающейсреды;повышениеуровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакгражданинаипотре бителя в условияхвзаимосвязи природной, технологическойисоциальнойсред;готовность кучастию впрактическойдеятельности экологической направленности. Ценностинаучногопознания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностяхразвития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладениеязыковойичитательскойкультуройкаксредствомпознаниямира;овладениеосновныминавыкамиисследовател ьскойдеятельности;установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствоватьпутидостиже нияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия. Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптациюобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальной иприроднойсреды: освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей,соответствующихведущейдеятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,включаясемью,группы,сформированныепопрофессиональнойдеятельности,атакжеврамкахсоциальногов заимодействияслюдьми издругойкультурной среды; способностьобучающихсявовзаимодействиивусловияхнеопределённости,открытостьопытуизнаниямдругих; способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровеньсвоей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать всовместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связыванияобразов,способностьформированияновыхзнаний,втомчислеспособностьформулироватьидеи,понятия,гипо тезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,планироватьсвоё развитие; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способностьформулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицитсобственных знанийи компетентностей,планироватьсвоё развитие; умениераспознаватьконкретныепримерыпонятияпохарактернымпризнакам,выполнятьоперациивсоответствиисо пределениемипростейшимисвойствамипонятия,конкретизироватьпонятиепримерами,использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперироватьтерминамии представлениямивобласти концепции устойчивого развития; умениеанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодолениявызовов,возможныхглобальныхпоследствий; способностьобучающихсяосознаватьстрессовуюситуацию,оцениватьпроисходящиеизмененияиихпоследствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формироватьопыт,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуации;бытьготовымдействоватьвотсутствиегарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметныерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы,формируемыеприизученииобществозна ния: 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.Базовыелогические действия: выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакисоциальныхявленийипроцессов; устанавливатьсущественныйпризнакклассификациисоциальныхфактов,основаниядляихобобщенияисравнения,крит ерии проводимогоанализа; сучётомпредложеннойзадачивыявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемыхфактах,данныхинаблюдени ях; предлагать критериидлявыявлениязакономерностейипротиворечий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;выявлятьпричинно-следственныесвязиприизучении явленийипроцессов; делатьвыводысиспользованиемдедуктивныхииндуктивныхумозаключений,умозаключенийпоаналогии,формулиров атьгипотезыовзаимосвязях; самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойзадачи(сравниватьнескольковариантоврешения,выбиратьнаиболее подходящийсучётом самостоятельно выделенныхкритериев). Базовыеисследовательскиедействия: использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания; формулироватьвопросы, фиксирующиеразрыв междуреальным и желательным состояниемситуации,объекта,самостоятельно устанавливатьискомоеи данное; формулироватьгипотезу обистинностисобственныхсужденийисужденийдругих,аргументироватьсвоюпозицию,мнение; проводитьпосамостоятельносоставленномупланунебольшоеисследованиепоустановлениюособенностейобъектаизу чения, причинно-следственных связейизависимостей объектовмеждусобой; оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходеисследования; самостоятельноформулироватьобобщенияивыводыпорезультатампроведённогонаблюдения,исследования,владетьи нструментами оценкидостоверности полученныхвыводови обобщений; прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиепроцессов,событийиихпоследствияваналогичныхилисходных ситуациях,выдвигатьпредположенияоб ихразвитиивновых условиях и контекстах. Работасинформацией: применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореинформацииилиданныхизисточниковс учётомпредложенной учебной задачии заданныхкритериев; выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличныхвидовиформпредставления; находитьсходныеаргументы(подтверждающиеилиопровергающиеоднуитужеидею,версию)вразличныхинформацио нныхисточниках; самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником илисформулированнымсамостоятельно; эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;выражатьсебя (своюточкузрения) вустных иписьменныхтекстах; распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциальныхзнаков,знатьираспознаватьпредпосылки конфликтныхситуаций исмягчатьконфликты,вестипереговоры; пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениексобеседникуивкорректнойформеформулироватьсво и возражения; входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьвопросыпосуществу обсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешение задачииподдержание благожелательности общения; сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций; публичнопредставлятьрезультатывыполненногоисследования,проекта; самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомзадачпрезентациииособенностейаудиторииивсоответствиисни мсоставлятьустныеиписьменныетекстысиспользованием иллюстративных материалов. Совместнаядеятельность: пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальнойработыприрешенииконкретнойпроблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленнойзадачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностейвсех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формахработы(обсуждения,обмен мнений,«мозговые штурмы»и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координироватьсвоидействия с другимичленами команды; оцениватькачествосвоеговкладавобщийпродуктпокритериям,самостоятельносформулированнымучастникамивз аимодействия;сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакомандывдостижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта передгруппой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.Самоорганизация: выявлятьпроблемыдлярешениявжизненныхиучебныхситуациях; ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуальное,принятиерешениявгруппе,принят иерешений вгруппе); самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиегочасть),выбиратьспособрешенияучебнойзадачисучётом имеющихсяресурсовисобственныхвозможностей,аргументироватьпредлагаемыевариантырешений; составлятьпландействий(планреализациинамеченногоалгоритмарешения),корректироватьпредложенныйалгоритмс учётом получения новыхзнанийобизучаемомобъекте; делатьвыбор ибратьответственностьзарешение. Самоконтроль: владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии; даватьадекватнуюоценкуситуациии предлагатьпланеёизменения; учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьприрешенииучебнойзадачи,адаптироватьрешен ие к меняющимсяобстоятельствам; объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкуприобретённомуопыту, уметьнаходитьпозитивное впроизошедшей ситуации; вноситькоррективывдеятельностьнаосновеновыхобстоятельств,изменившихсяситуаций,установленныхошибок,воз никшихтрудностей; оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям. Эмоциональныйинтеллект: различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциямииэмоциямидругих; выявлятьианализироватьпричиныэмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;регулироватьспособвыражения эмоций. Принятиесебяидругих: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;признавать своё право на ошибку и такое же право другого;приниматьсебяи других,неосуждая; открытостьсебеидругим; осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ6 КЛАСС Человекиегосоциальноеокружение осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельностичеловека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностяхвзаимодействиячеловека сдругими людьми; характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейныхтрадиций;характеризоватьосновныепотребностичеловека,показыватьихиндивидуальныйхарактер;о собенностиличностногостановленияисоциальнойпозициилюдейсограниченнымивозможностямиздоровья;дея тельностьчеловека;образованиеиегозначениедля человекаиобщества; приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях;малых групп, положениячеловекав группе; конфликтных ситуацийвмалойгруппе иконструктивныхразрешенийконфликтов;проявленийлидерства,соперничестваисотрудничествалюдей вгруппах; классифицироватьпоразнымпризнакамвидыдеятельностичеловека,потребностилюдей; сравниватьпонятия«индивид»,«индивидуальность»,«личность»;свойствачеловекаиживотных;видыдеятельно сти(игра,труд,учение); устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязилюдейвмалыхгруппах;целей,способовирезультатовдеятельности,целей исредствобщения; использоватьполученныезнаниядляобъяснения(устногоиписьменного)сущностиобщениякаксоциальногоявле ния, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования,значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе,семье,группе сверстников; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своёотношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения личнойиндивидуальности,кразличным формамнеформальногообщенияподростков; решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающиеособенностиотношений всемье,со сверстниками,старшими и младшими; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «ОбобразованиивРоссийскойФедерации»;составлятьнаихосновеплан,преобразовыватьтекстовуюинформаци ювтаблицу,схему; искать и извлекать информацию освязи поколений в нашем обществе, об особенностях подростковоговозраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебныхматериалов)ипубликацийСМИссоблюдениемправилинформационнойбезопасностиприработевИнтер нете; анализировать,обобщать,систематизировать,оцениватьсоциальнуюинформациюочеловекеиегосоциальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций вСМИ; оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия слюдьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному видудеятельности; приобретатьопытиспользованияполученныхзнанийвпрактическойдеятельности,вповседневнойжизнидлявыст раивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту,активного участия вжизни школыи класса; приобретатьопытсовместнойдеятельности,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойир елигиознойпринадлежностинаосновегуманистическихценностей,взаимопониманиямеждулюдьми разныхкультур. Общество,вкотороммыживём осваиватьиприменятьзнанияобобществеиприроде,положениичеловекавобществе;процессахиявленияхвэконо мическойжизниобщества;явленияхвполитическойжизниобщества,онародахРоссии,огосударственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальныхпроблемах; характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти вРоссийскойФедерации,традиционныероссийскиедуховнонравственныеценности,особенностиинформационного общества; приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальныхпроблем; классифицироватьсоциальныеобщностиигруппы; сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формыхозяйствования; устанавливатьвзаимодействияобществаиприроды,человекаиобщества,деятельностиосновныхучастниковэкон омики; использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество иобществанаприродусущностиивзаимосвязейявлений,процессовсоциальнойдействительности; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личныйсоциальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовныхценностейроссийскогонарода; решатьпознавательныеипрактическиезадачи(втомчислезадачи,отражающиевозможностиюногогражданинавн естисвойвкладврешение экологической проблемы); овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека иприроды,устройстваобщественнойжизни,основныхсфержизниобщества; извлекатьинформациюизразныхисточниковочеловекеиобществе,включаяинформациюонародахРоссии; анализировать,обобщать,систематизировать,оцениватьсоциальнуюинформацию,включаяэкономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;используяобществоведческие знания,формулироватьвыводы; оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовнымтрадициямобщества; использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности,направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), насоблюдениетрадицийобщества,вкотороммы живём; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальнойи религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознаватьценностькультуры и традицийнародовРоссии. 7 КЛАСС Социальныеценностиинормы осваиватьиприменятьзнанияосоциальныхценностях; осодержании и значениисоциальныхнорм,регулирующих общественные отношения; характеризоватьтрадиционныероссийскиедуховно-нравственныеценности(втомчислезащитачеловеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизниобщества; приводитьпримерыгражданственностиипатриотизма;ситуацийморальноговыбора;ситуаций,регулируемых различными видами социальныхнорм; классифицироватьсоциальныенормы,ихсущественныепризнакииэлементы; сравниватьотдельныевидысоциальныхнорм; устанавливатьиобъяснятьвлияниесоциальныхнормнаобществоичеловека; использоватьполученныезнаниядляобъяснения(устногоиписьменного)сущностисоциальныхнорм; определятьиаргументироватьсопоройнаобществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнииличныйсоци альныйопытсвоёотношениекявлениямсоциальнойдействительностисточкизрения социальныхценностей;ксоциальнымнормамкакрегуляторамобщественнойжизнииповедениячеловекавобществе; решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиедействиесоциальныхнормкакрегуляторовобществе ннойжизни и поведениячеловека; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся гуманизма,гражданственности,патриотизма; извлекатьинформациюизразныхисточниковопринципахинормахморали,проблемеморальноговыбора; анализировать,обобщать,систематизировать,оцениватьсоциальнуюинформациюизадаптированныхисточник ов(втомчислеучебныхматериалов)ипубликацийвСМИ,соотноситьеёссобственнымизнаниямио моральноми правовомрегулированииповедениячеловека; оцениватьсобственныепоступки,поведениелюдейсточкизренияихсоответствиянормамморали; использоватьполученныезнанияосоциальныхнормахвповседневнойжизни; самостоятельнозаполнятьформу(втомчислеэлектронную)исоставлятьпростейшийдокумент(заявление); осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьмиразных культур. Человеккакучастникправовыхотношений осваиватьиприменятьзнанияосущностиправа, оправоотношениикаксоциальномиюридическомявлении;правовыхнормах,регулирующихтипичныедлянесове ршеннолетнегоичленовегосемьиобщественныеотношения;правовомстатусегражданинаРоссийскойФедераци и(втомчисленесовершеннолетнего); правонарушенияхиихопасностидля личностии общества; характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и обязанностигражданинаРоссийскойФедерации,праваребёнка вРоссийской Федерации; приводитьпримерыимоделироватьситуации,вкоторыхвозникаютправоотношения,иситуации,связанныесправ онарушениямиинаступлениемюридическойответственности;способызащитыправребёнкавРоссийскойФедера ции;примеры,поясняющиеопасностьправонарушенийдляличностииобщества; классифицироватьпоразнымпризнакам(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификации)нор мыправа,выделяя существенные признаки; сравнивать(втомчислеустанавливатьоснованиядлясравнения)проступокипреступление,дееспособностьмало летних ввозрасте от6до14 лет и несовершеннолетнихввозрастеот14до18лет; устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязи,включаявзаимодействиягражданинаигосударства,междуправовым поведением и культурой личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего иего юридическойответственностью; использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимостиправомерногоповедения,включаяналоговоеповедениеипротиводействиекоррупции, различиймеждуправомернымипротивоправнымповедением,проступкомипреступлением;дляосмысленияличн огосоциального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи,учащегося,члена ученической общественнойорганизации); определятьиаргументироватьсопоройнаобществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнииличныйсоциа льный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведениячеловека; решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиедействиеправовыхнормкакрегуляторовобщественн ойжизнииповедениячеловека,анализироватьжизненныеситуациииприниматьрешения,связанные с исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося,членаученической общественнойорганизации); овладеватьсмысловымчтениемтекстовобществоведческойтематики:отбиратьинформациюизфрагментовКонс титуции Российской Федерации и других нормативных правовых актов, из предложенных учителемисточников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина вРоссийскойФедерации,оправахребёнкаиспособахихзащитыисоставлятьнаихосновеплан,преобразовыватьтек стовуюинформациювтаблицу,схему; искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре, огарантияхизащитеправисвободчеловекаигражданинавРоссийскойФедерации,выявлятьсоответствующиефак тыизразныхадаптированныхисточников(втомчислеучебныхматериалов)ипубликацийСМИссоблюдениемправ илинформационнойбезопасностиприработевИнтернете; анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированныхисточников(втомчислеучебныхматериалов)ипубликацийСМИ,соотноситьеёссобственнымиз наниямиоправовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческиезнания,формулироватьвыводы,подкрепляя их аргументами; оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовымнормам: выражатьсвоюточкузрения, участвоватьвдискуссии; использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности (выполнятьпроблемныезадания,индивидуальныеигрупповыепроекты),вповседневнойжизнидляосознанногов ыполнениягражданскихобязанностей(дляреализацииизащитыправчеловекаигражданина,правпотребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере с учётомприобретённыхпредставленийопрофессияхвсфереправа,включаядеятельностьправоохранительныхорг анов); публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включаяпроектнуюдеятельность),всоответствиистемойиситуациейобщения,особенностямиаудиториииреглам ентом; самостоятельнозаполнятьформу(втомчислеэлектронную)исоставлятьпростейшийдокументприполучениипас портагражданина РоссийскойФедерации; осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества:гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьмиразных культур. Основыроссийскогоправа осваиватьиприменятьзнанияоКонституцииРоссийскойФедерации,другихнормативныхправовыхактах,содер жании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные длянесовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном,административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности(гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной); о правоохранительных органах; обобеспечениибезопасностиличности,обществаигосударства,втомчислеоттерроризмаиэкстремизма; характеризоватьрольКонституцииРоссийскойФедерациивсистемероссийскогоправа;правоохранительныхор гановвзащитеправопорядка,обеспечениисоциальнойстабильностиисправедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных правоотношений; способы защитыинтересовиправдетей,оставшихсябезпопеченияродителей;содержаниетрудовогодоговора,видыправон арушенийи виды наказаний; приводитьпримерызаконовиподзаконныхактовимоделироватьситуации,регулируемыенормамигражданского ,трудового,семейного,административногоиуголовногоправа,втомчислесвязанныесприменениемсанкций за совершённыеправонарушения; классифицировать поразнымпризнакамвидынормативныхправовыхактов, видыправонарушений июридическойответственностипоотраслямправа(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификац ии); сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслейправа(гражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного),праваиобязанностиработ никаиработодателя,имущественные и личныенеимущественные отношения; устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязиправиобязанностейработникаиработодателя,правиобязанностейчлено всемьи; традиционныхроссийских ценностейиличныхнеимущественныхотношенийвсемье; использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для объяснения взаимосвязигражданскойправоспособностиидееспособности;значениясемьивжизничеловека,обществаигосуд арства;социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма,терроризма,коррупции и необходимостипротивостоятьим; определятьиаргументироватьсвоёотношениекзащитеправучастниковтрудовыхотношенийсопоройназнания вобластитрудовогоправа,кправонарушениям,формулироватьаргументированныевыводыонедопустимостинар ушения правовыхнорм; решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиетипичныевзаимодействия,регулируемыенормамиг ражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного права; овладеватьсмысловымчтениемтекстовобществоведческойтематики:отбиратьинформациюизфрагментовнор мативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс РоссийскойФедерации,ТрудовойкодексРоссийскойФедерации,КодексРоссийскойФедерацииобадминистрати вных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных учителемисточников оправовыхнормах,правоотношенияхиспецификеихрегулирования,преобразовыватьтекстовуюинформациювта блицу,схему; искатьиизвлекатьинформациюпоправовойтематикевсферегражданского,трудового,семейного,администрат ивногоиуголовногоправа:выявлятьсоответствующиефактыизразныхадаптированныхисточников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационнойбезопасностиприработе вИнтернете; анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированныхисточников(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниямиоботрасляхправа(гражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного)иличнымсоц иальнымопытом;используяобществоведческиезнания,формулироватьвыводы,подкрепляяихаргументами,опр именениисанкцийзасовершённыеправонарушения,оюридическойответственностинесовершеннолетних; оцениватьсобственныепоступкииповедениедругихлюдейсточкизренияихсоответствиянормамгражданского,т рудового,семейного,административного иуголовного права; использоватьполученныезнанияонормахгражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного прававпрактическойдеятельности(выполнятьпроблемныезадания,индивидуальныеигрупповыепроекты),впов седневнойжизнидляосознанноговыполненияобязанностей,правомерногоповедения,реализацииизащитысвоих прав;публичнопредставлятьрезультатысвоейдеятельности(врамкахизученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения,особенностямиаудиториии регламентом; самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявлениео приёме наработу); осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества:гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьмиразных культур. 8 КЛАСС Человеквэкономическихотношениях осваиватьиприменятьзнанияобэкономическойжизниобщества,еёосновныхпроявлениях,экономическихсисте мах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, ролигосударствавэкономике,видахналогов,основахгосударственнойбюджетнойиденежнокредитнойполитики,овлияниигосударственнойполитикина развитиеконкуренции; характеризоватьспособыкоординациихозяйственнойжизнивразличныхэкономическихсистемах;объектыспр осаи предложения нарынке труда ифинансовомрынке;функцииденег; приводитьпримерыспособовповышенияэффективностипроизводства;деятельностиипроявленияосновныхфу нкцийразличныхфинансовыхпосредников;использованияспособовповышенияэффективностипроизводства; классифицировать(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификации)механизмыгосударствен ногорегулирования экономики; сравниватьразличныеспособыхозяйствования; устанавливатьиобъяснятьсвязиполитическихпотрясенийисоциально-экономическихкризисоввгосударстве; использоватьполученныезнаниядляобъясненияпричиндостижения(недостижения)результатовэкономическо йдеятельности;дляобъясненияосновныхмеханизмовгосударственногорегулированияэкономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функцийпредпринимательства,причинипоследствийбезработицы,необходимостиправомерногоналоговогопов едения; определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнисвоёотношениекпредпринимательствуиразвитиюсобств енногобизнеса; решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, наосноверациональноговыборавусловияхограниченныхресурсов;сиспользованиемразличныхспособов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия всфереэкономической деятельности;отражающие процессы; овладеватьсмысловымчтением,преобразовыватьтекстовуюэкономическуюинформациювмодели(таблица,схе ма,графикипр.),втомчислеосвободныхиэкономическихблагах,овидахиформахпредпринимательскойдеятельно сти,экономических исоциальных последствияхбезработицы; извлекатьинформациюизадаптированныхисточников,публикацийСМИиИнтернетаотенденцияхразвитияэко номикивнашейстране,оборьбесразличнымиформамифинансового мошенничества; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальнуюинформацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебныхматериалов)ипубликацийСМИ,соотноситьеёсличнымсоциальнымопытом;используяобществоведчес киезнания,формулироватьвыводы,подкрепляя их аргументами; оцениватьсобственныепоступкиипоступкидругихлюдейсточкизренияихэкономическойрациональности(слож ившиесямоделиповеденияпроизводителейипотребителей;граждан,защищающихсвоиэкономическиеинтересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условияхограниченныхресурсов;использованияразличныхспособовповышенияэффективностипроизводства,р аспределениясемейныхресурсов,дляоценкирисковосуществленияфинансовыхмошенничеств,применениянедо бросовестныхпрактик); приобретатьопытиспользованиязнаний,включаяосновыфинансовойграмотности,впрактическойдеятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейногобюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспективвпрофессиональнойсфере;выбораформсбережений;дляреализацииизащитыправпотребителя(втом числефинансовыхуслуг),осознанноговыполнениягражданскихобязанностей,выборапрофессиииоценкисобств енныхперспективвпрофессиональной сфере; приобретатьопытсоставленияпростейшихдокументов(личныйфинансовыйплан,заявление,резюме); осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьмиразных культур. Человеквмирекультуры осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании,системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; обинформациикак важном ресурсе современного общества; характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм,милосердие,справедливость)нашегообщества,искусствокаксферудеятельности,информационнуюку льтуруи информационнуюбезопасность; приводитьпримерыполитикироссийскогогосударствавсферекультурыиобразования;влиянияобразованияна социализациюличности;правилинформационной безопасности; классифицироватьпоразнымпризнакамформыивидыкультуры; сравниватьформыкультуры,естественныеисоциально-гуманитарныенауки,видыискусств; устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязьразвитиядуховнойкультурыиформированияличности,взаимовлияние наукии образования; использоватьполученныезнаниядляобъясненияролинепрерывногообразования; определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнисвоёотношениекинформационнойкультуреиинформаци оннойбезопасности,правилам безопасногоповедения вИнтернете; решатьпознавательныеипрактическиезадачи,касающиесяформимногообразиядуховнойкультуры; овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план,преобразовыватьтекстовуюинформациювмодели(таблицу,диаграмму,схему)ипреобразовыватьпредложе нныемодели втекст; осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях вРоссийской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернетевразныхисточникахинформации; анализировать,систематизировать,критическиоцениватьиобобщатьсоциальнуюинформацию,представле нную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры,науки и образования; оцениватьсобственныепоступки,поведениелюдейвдуховнойсфережизниобщества; использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфередуховнойкультуры всоответствии сособенностями аудиториии регламентом; приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур,национальных ирелигиозныхценностей. 9 КЛАСС Человеквполитическомизмерении осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, одемократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, оформах участия граждан вполитике, выборахиреферендуме,ополитическихпартиях; характеризоватьгосударствокаксоциальныйинститут;принципыипризнакидемократии,демократическиецен ности; рольгосударствавобществена основеего функций;правовоегосударство; приводитьпримерыгосударствсразличнымиформамиправления,государственнотерриториальногоустройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешнейполитики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участиягражданвполитике;связиполитическихпотрясенийисоциальноэкономическогокризисавгосударстве; классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типыполитическихпартий;типы общественно-политическихорганизаций; сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видамивласти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративноетерриториальногосударственноеустройство,монархиюиреспублику,политическуюпартиюиобщественнополитическоедвижение,выборы иреферендум; устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязивотношенияхмеждучеловеком,обществомигосударством;междуправа ми человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисоввгосударстве; использоватьполученныезнаниядляобъяснениясущностиполитики,политическойвласти,значенияполитическ ойдеятельностивобществе;дляобъяснениявзаимосвязиправовогогосударстваигражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о ролиинформации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения ролиСМИвсовременном обществеи государстве; определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике сточкизрения социальныхценностей иправовыхнорм; решатьв рамкахизученногоматериалапознавательные ипрактическиезадачи,отражающие типичныевзаимодействиямеждусубъектамиполитики;выполнениесоциальныхролейизбирателя,членаполитич ескойпартии,участникаобщественно-политическогодвижения; овладеватьсмысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативныхправовыхактов,учебныхииныхтекстовобществоведческойтематики,связанныхсдеятельностьюсу бъектовполитики,преобразовыватьтекстовуюинформациювтаблицуилисхемуофункцияхгосударства,политич ескихпартий,формахучастия граждан вполитике; искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданиюучителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебныхматериалов)ипубликацийСМИссоблюдениемправилинформационнойбезопасностиприработевИнтер нете; анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны вполитическойжизни,овыборахиреферендуме; оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересовразвития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точкузрения,отвечатьна вопросы,участвоватьвдискуссии; использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектовиндивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; атакже в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуациейобщения,особенностями аудиториии регламентом; осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойирел игиознойпринадлежности,наосновенациональныхценностейсовременногороссийскогообщества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьмиразных культур: выполнятьучебныезадания впарахигруппах,исследовательскиепроекты. Гражданинигосударство осваиватьиприменятьзнанияобосновахконституционногострояиорганизациигосударственнойвластивРосси йской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельностивысших органов власти иуправления в РоссийскойФедерации; обосновных направленияхвнутреннейполитикиРоссийской Федерации; характеризоватьРоссиюкакдемократическоефедеративноеправовоегосударствосреспубликанскойформой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия ПрезидентаРоссийской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации,ПравительстваРоссийской Федерации; приводитьпримерыимоделироватьситуациивполитическойсфережизниобщества,связанныесосуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектовФедерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной иденежнокредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасностиличности,обществаи государства,втомчислеот терроризма иэкстремизма; классифицироватьпоразнымпризнакам(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификации)полн омочиявысших органовгосударственной властиРоссийскойФедерации; сравниватьсопоройнаКонституциюРоссийскойФедерацииполномочияцентральныхоргановгосударственной власти и субъектовРоссийскойФедерации; устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации,федеральногоцентраисубъектовРоссийскойФедерации,междуправамичеловекаигражданинаиобяз анностямиграждан; использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; дляобъяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; дляобъяснениянеобходимостипротиводействия коррупции; с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определятьиаргументироватьсточкизренияценностейгражданственностиипатриотизмасвоёотношениек внутреннейивнешнейполитикеРоссийскойФедерации,кпроводимой поотношению кнашейстранеполитике«сдерживания»; решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политическойжизниРоссийскойФедерации,вмеждународныхотношениях; систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектахРоссийской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направленияхвнутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международнымтерроризмом; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основахконституционногострояРоссийскойФедерации,гражданствеРоссийскойФедерации,конституционном статусечеловекаигражданина,ополномочияхвысшихоргановгосударственнойвласти,местномсамоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативныхправовыхактовиизпредложенныхучителемисточниковиучебныхматериалов,составлятьнаихосно веплан,преобразовыватьтекстовуюинформациювтаблицу,схему; искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики РоссийскойФедерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживаютобучающиеся:выявлятьсоответствующиефактыизпубликацийСМИссоблюдениемправилинформа ционнойбезопасности приработе вИнтернете; анализировать,обобщать,систематизироватьиконкретизироватьинформациюоважнейшихизмененияхвро ссийскомзаконодательстве,оключевыхрешенияхвысшихоргановгосударственнойвластииуправленияРоссийск ойФедерации,субъектовРоссийскойФедерации,соотноситьеёссобственнымизнаниямиополитике,формулиров атьвыводы,подкрепляяих аргументами; оцениватьсобственныепоступкииповедениедругихлюдейвгражданскоправовойсфереспозицийнациональных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения,отвечатьна вопросы,участвоватьвдискуссии; использоватьполученныезнанияогосударствеРоссийскаяФедерациявпрактическойучебнойдеятельности(вып олнятьпроблемныезадания,индивидуальныеигрупповыепроекты),вповседневнойжизнидляосознанноговыпол нениягражданскихобязанностей;публичнопредставлятьрезультатысвоейдеятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуациейобщения,особенностями аудиториии регламентом; самостоятельнозаполнятьформу(втомчислеэлектронную)исоставлятьпростейшийдокументприиспользован иипортала государственныхуслуг; осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества:гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьмиразных культур. Человеквсистемесоциальныхотношений осваиватьиприменятьзнанияосоциальнойструктуреобщества,социальныхобщностяхигруппах;социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института;обэтносеинациях,этническоммногообразиисовременногочеловечества,диалогекультур,отклоняю щемсяповедениии здоровом образежизни; характеризоватьфункциисемьивобществе;основысоциальнойполитикиРоссийскогогосударства; приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российскогогосударства; классифицироватьсоциальныеобщностиигруппы; сравниватьвидысоциальноймобильности; устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий иконфликтов; использоватьполученныезнаниядляосмысленияличногосоциальногоопытаприисполнениитипичныхдлянесо вершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимостиздорового образажизни,опасностинаркомании иалкоголизмадлячеловекаиобщества; определять и аргументироватьс опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни иличныйсоциальныйопыт своё отношение к разнымэтносам; решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиетипичныесоциальныевзаимодействия;направленн ыена распознавание отклоняющегосяповедения и его видов; осуществлятьсмысловоечтениетекстовисоставлятьнаосновеучебныхтекстовплан(втомчислеотражающийизу ченный материалосоциализации личности); извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональныхотношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели(таблицу,диаграмму,схему) и изпредложенныхмоделей втекст; анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию изадаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, егопричинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальныхконфликтах; критическиоцениватьсовременнуюсоциальнуюинформацию; оцениватьсобственныепоступкииповедение,демонстрирующееотношениеклюдямдругихнациональностей; осознаватьнеприемлемостьантиобщественногоповедения; использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения спозицииздоровогообразажизни; осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности наосновеверотерпимости ивзаимопониманиямеждулюдьми разных культур. Человеквсовременномизменяющемсямире осваиватьиприменятьзнанияобинформационномобществе,глобализации,глобальныхпроблемах; характеризоватьсущностьинформационногообщества;здоровыйобразжизни;глобализациюкакважныйобщем ировойинтеграционный процесс; приводитьпримерыглобальныхпроблемивозможныхпутейихрешения;участиямолодёживобщественнойжизн и; влиянияобразованиянавозможностипрофессиональноговыбораикарьерного роста; сравниватьтребованияксовременнымпрофессиям; устанавливатьиобъяснятьпричиныипоследствияглобализации; использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализаситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровьяиспорта вжизни человека; определять и аргументироватьс опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни иличныйсоциальныйопытсвоёотношениексовременнымформамкоммуникации;кздоровомуобразужизни; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрскимдвижением; отражающиеособенности коммуникацииввиртуальном пространстве; осуществлятьсмысловоечтениетекстов(научнопопулярных,публицистическихидр.)попроблемамсовременного общества,глобализации;непрерывногообразования; выборапрофессии; осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) изразличных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современномобществе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ6 КЛАСС Количествочасов №п/п Наименование разделов и темпрограммы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные(ци фровые)образова тельныересурсы Раздел1. Человекиегосоциальноеокружение 1.1 Социальноестановлениечеловека 6 1.2 Деятельностьчеловека.Учебнаяд еятельность школьника 4 1.3 Общениеиегорольвжизничеловека 2 1.4 Человеквмалойгруппе 8 Итогопоразделу БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 20 Раздел2.Общество,в котороммыживём 2.1 Общество—совместнаяжизньлюдей 2 2.2 Положениечеловекавобществе 1 2.3 Рольэкономикивжизниобщества.О сновныеучастникиэкономики 1 2.4 Политическаяжизнь 2 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 2.5 Культурнаяжизнь 1 2.6 Развитиеобщества 3 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Итогопоразделу 10 Защитапроектов,итоговоеповторение 4 3 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОП РОГРАММЕ 34 3 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 0 7 КЛАСС Количествочасов № п/п Наименование разделов и темпрограммы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные(ци фровые)образова тельныересурсы Раздел1.Социальныеценностиинормы 1.1 Социальныеценности 2 1.2 Социальныенормы 2 1.3 Моральиморальныйвыбор.Правоимо раль 8 Итогопоразделу БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 12 Раздел2.Человеккак участникправовыхотношений 2.1 2.2 2.3 Правоотношения Правонарушенияиихопасностьдлял ичностии общества Защитаправисвободчеловекаигр ажданина Итогопоразделу 3 2 2 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 7 Раздел3.Основыроссийскогоправа 3.1 Какустроенороссийскоеправо 1 3.2 Основыгражданскогоправа 2 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 3.3 Основысемейногоправа 2 3.4 Основытрудовогоправа 2 3.5 Видыюридическойответственности 2 3.6 Правоохранительныеорганыв РоссийскойФедерации 2 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Итогопоразделу 11 Защитапроектов,итоговоеповторение 4 3 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 34 3 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 0 8 КЛАСС Количествочасов №п/п Наименование разделов и темпрограммы Раздел1. Человеквэкономическихотношениях Экономика — основа 1.1 жизнедеятельностичеловека Всего Рыночныеотношениявэкономике 5 1.3 Финансовыеотношениявэкономике 5 1.4 Домашнеехозяйство 3 1.5 Экономическиецелиифункцииг осударства 2 Практические работы БиблиотекаЦОК 5 1.2 Итогопоразделу Контрольные работы Электронные(ци фровые)образова тельныересурсы https://m.edsoo.ru/7f419196 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 20 Раздел2.Человеквмирекультуры 2.1 Культура, еёмногообразиеиформы 1 2.2 НаукаиобразованиевРоссийскойФ едерации 4 2.3 Рольрелигиивжизниобщества 2 2.4 Рольискусствавжизничеловека 2 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 2.5 Рольинформациивсовременноммире БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f419196 Итогопоразделу 10 Защитапроектов,итоговоеповторение 4 1 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 34 2 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 0 9 КЛАСС Количествочасов №п/п Наименование разделов и темпрограммы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные(ци фровые)образова тельныересурсы Раздел1. Человеквполитическомизмерении 1.1 Политикаиполитическаявласть 3 1.2 Участиегражданвполитике 3 Итогопоразделу Раздел2.Гражданинигосударство Основыконституционногостроя 2.1 РоссийскойФедерации 2.2 2.3 2.4 Высшиеорганыгосударственнойвластив Российской Федерации ГосударственнотерриториальноеустройствоРосси йскойФедерации Конституция Российской Федерации оправовомстатусечеловекаигражданина Итогопоразделу БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 6 БиблиотекаЦОК 2 https://m.edsoo.ru/7f41b414 БиблиотекаЦОК 2 https://m.edsoo.ru/7f41b414 БиблиотекаЦОК 2 2 https://m.edsoo.ru/7f41b414 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 8 Раздел3. Человеквсистемесоциальныхотношений 3.1 Социальныеобщностиигруппы 2 3.2 Статусыироли.Социализацияличности.С емьяи еёфункции 4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 3.3 3.4 Этносыинациивсовременном обществе. Социальная политикаРоссийскогогосударст ва Отклоняющееся поведение и здоровыйобразжизни БиблиотекаЦОК 3 https://m.edsoo.ru/7f41b414 БиблиотекаЦОК 2 https://m.edsoo.ru/7f41b414 Итогопоразделу 11 Человеквсовременномизменяющемсямире 5 Защитапроектов,итоговоеповторение 4 1 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОП РОГРАММЕ 34 2 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯУЧЕНИКА Учебник.Л.Н.Боголюбов.Обществознание.6класс/М.»Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ 1. ЦОК 2. fipi.ru 3. vbudushee.ru 4. educont.ru