рабоч по общ 6-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ АБИНСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА МИНГРЕЛЬСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМЕНИ
ГЕРОЯ КУБАНИ АТАМАНА МИНГРЕЛЬСКОГО ХУТОРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА С.А.ОСЬМИНИНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АБИНСКИЙ РАЙОН

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением
гуманитарного цикла

Заместитель директора
по УВР

Директор

____________________

________________________
Парфенова О.В.

________________________ Канцидал Т.Н.
Приказ № 1
Петряник Т.С..
от «30» 08 2023 г.
Протокол №1
от «28» 08 2023 г.

МБОУ СОШ № 6

Приказ №1 от «31» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ID 905863)
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6– 9 классов

Ст. Мингрельская2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам
освоенияосновной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандартеосновного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание»(2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет
ведущую
роль
ввыполнениишколойфункцииинтеграциимолодёживсовременноеобщество:учебныйпредметпозволяетпоследовательн
ораскрыватьучащимсяподростковоговозрастаособенностисовременногообщества,различныеаспекты взаимодействия
в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства игражданского
общества,регулирующие этивзаимодействиясоциальные нормы.
Изучениекурса«Обществознание»,включающегознанияороссийскомобществеи
направленияхегоразвитиявсовременныхусловиях,обосновахконституционногостроянашейстраны,правахиобязанност
яхчеловекаигражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению
Отечеству,приверженности нацио­нальным ценностям. Привлечение при изучении курса различных источников
социальнойинформации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной,
социальноэкономическойиполитическойкоммуникации,вноситсвойвкладвформированиеметапредметныхуменийизвлекатьнеоб
ходимыесведения,осмысливать,преобразовыватьиприменятьих.
Изучениеучебногокурса«Обществознание»содействуетвхождениюобучающихсявмиркультурыиобщественныхц
енностейивтожевремяоткрытиюиутверждениюсобственного«Я»,формированиюспособностикрефлексии,оценке
своих возможностей иосознаниюсвоегоместа вобществе.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целямиобществоведческогообразованиявосновнойшколеявляются:
 воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,правового ­самосознания,приверженности базовымценностям нашегонарода;
 развитиеуобучающихсяпониманияприоритетностиобщенациональныхинтересов,приверженностиправовым
принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве РоссийскойФедерации;











развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте,
становлениееёдуховнонравственной,политическойиправовойкультуры,социальногоповедения,основанногонауважении закона и
правопорядка;
развитие
интереса
к
изучению
социальных
и
гуманитарных
дисциплин;способностикличномусамоопределению,самореализации,самоконтролю;мотивацииквысокопроиз
водительной,наукоёмкойтрудовой деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний
идоступнойпосодержаниюдляшкольниковподростковоговозраста;освоениеучащимисязнанийобосновныхсфе
рахчеловеческойдеятельности,социальныхинститутах,нормах,регулирующихобщественныеотношения,
необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальныхролейчеловекаи
гражданина;
овладениеумениямифункциональнограмотногочеловека:получатьизразнообразныхисточниковикритическиос
мысливатьсоциальнуюинформацию,систематизировать,анализироватьполученныеданные;
освоениеспособовпознавательной,коммуникативной,практическойдеятельности,необходимыхдляучастиявжи
зни гражданскогообществаи государства;
созданиеусловийдляосвоенияобучающимисяспособовуспешноговзаимодействиясразличнымиполитическими
,правовыми,финансово-экономическимиидругимисоциальнымиинститутамидляреализацииличностного
потенциалавсовременномдинамичноразвивающемсяроссийскомобществе;
формированиеопытапримененияполученныхзнанийиуменийдлявыстраиванияотношениймеждулюдьмиразли
чныхнациональностейивероисповеданийвобщегражданскойивсемейно-бытовойсферах;длясоотнесения своих
действий
и
действий
других
людей
с
нравственными
ценностями
и
нормами
поведения,установленнымизаконом;содействияправовымиспособамиисредствамизащитеправопорядкавобще
стве.

МЕСТОУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
Всоответствиисучебнымпланомобществознаниеизучаетсяс6по9класс.Общееколичествовремениначетырегодаобучения
составляет136 часов.Общаянедельнаянагрузкавкаждомгодуобучения составляет1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА6 КЛАСС
Человекиегосоциальноеокружение.
Биологическоеисоциальноевчеловеке.Чертысходстваиразличиячеловекаиживотного.Потребностичеловека(биол
огические,социальные,духовные).Способностичеловека.
Индивид,индивидуальность,личность.Возрастныепериодыжизничеловекаиформированиеличности.
Отношениямеждупоколениями.Особенностиподростковоговозраста.
Людисограниченнымивозможностямиздоровья,ихособыепотребностиисоциальнаяпозиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого
себякаквиддеятельности.
Правочеловеканаобразование.Школьноеобразование.Праваиобязанностиучащегося.
Общение.Целиисредстваобщения.Особенностиобщенияподростков.Общениевсовременныхусловиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные
отношения(деловые,личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг.
Свободноевремяподростка.
Отношениясдрузьямиисверстниками.Конфликтывмежличностныхотношениях.
Общество,вкотороммыживём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы
жизниобществаиихвзаимодействие.
Социальныеобщностиигруппы.Положениечеловекавобществе.
Чтотакоеэкономика.Взаимосвязьжизниобществаиегоэкономическогоразвития.Видыэкономическойдеятельности
.Ресурсыи возможностиэкономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в
нашейстране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша
странавначале XXIвека.Местонашей Родины среди современных государств.

Культурнаяжизнь.Духовныеценности,традиционныеценностироссийскогонарода.
Развитиеобщества.Усилениевзаимосвязейстранинародоввусловияхсовременногообщества.
Глобальныепроблемысовременностиивозможностиихрешенияусилиями международногосообщества
имеждународных организаций.
7 КЛАСС
Социальныеценностиинормы.
Общественныеценности.Свободаиответственностьгражданина.Гражданственностьипатриотизм.Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды
социальныхнорм.Традициии обычаи.
Принципыинормыморали.Доброизло.Нравственныечувствачеловека.Совестьистыд.
Моральныйвыбор.Моральнаяоценкаповедениялюдейисобственногоповедения.Влияниеморальныхнормнаобщес
твои человека.
Правоиегорольвжизниобщества.Право и мораль.
Человеккакучастникправовыхотношений.
Правоотношенияиихособенности.Правоваянорма.Участникиправоотношений.Правоспособностьидееспособност
ь. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культураличности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений
дляличностииобщества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека
игражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Праваребёнкаи возможности ихзащиты.
Основыроссийскогоправа.
КонституцияРоссийскойФедерации–основнойзакон.Законыиподзаконныеакты.Отраслиправа.
Основы гражданского права. Физические и юридические лицав гражданском праве. Право
собственности,защитаправсобственности.

Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и
возможностиих защиты.Несовершеннолетниекакучастникигражданско-правовыхотношений.
Основысемейногоправа.Важностьсемьивжизничеловека,обществаигосударства.Условиязаключениябракав
Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся
безпопеченияродителей.
Основытрудовогоправа.Сторонытрудовыхотношений,ихправаиобязанности.Трудовойдоговор.Заключениеипрек
ращениетрудовогодоговора.Рабочеевремяивремяотдыха.Особенностиправовогостатусанесовершеннолетних
приосуществлении трудовойдеятельности.
Виды
юридической
ответственности.
Гражданско-правовые
проступки
и
гражданско-правовая
ответственность.Административные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и
дисциплинарнаяответственность.Преступленияиуголовнаяответственность.Особенностиюридическойответственност
инесовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов
РоссийскойФедерации.Функции правоохранительныхорганов.
8 КЛАСС
Человеквэкономическихотношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический
выбор.Экономическаясистема и её функции.Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность.
Производительностьтруда.Разделениетруда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской
деятельности.Обмен.Деньги и ихфункции.Торговляи еёформы.
Рыночнаяэкономика.Конкуренция.Спросипредложение.Рыночноеравновесие.Невидимаярукарынка.
Многообразиерынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность
производства.Заработнаяплата истимулированиетруда.Занятостьибезработица.

Финансовыйрынокипосредники(банки,страховыекомпании,кредитныесоюзы,участникифондовогорынка).
Услугифинансовыхпосредников.
Основныетипыфинансовыхинструментов:акциииоблигации.
Банковскиеуслуги,предоставляемыегражданам(депозит,кредит,платёжнаякарта,денежныепереводы,обменвалют
ы). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых
услуг.Экономическиефункциидомохозяйств.Потреблениедомашниххозяйств.Потребительскиетоварыитоварыдлител
ьногопользования.Источникидоходовирасходовсемьи.Семейныйбюджет.Личныйфинансовыйплан.
Способыиформысбережений.
Экономическиецелиифункциигосударства.Налоги.Доходыирасходыгосударства.Государственныйбюджет.Госуд
арственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика
поразвитиюконкуренции.
Человеквмирекультуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности.
Современнаямолодёжнаякультура.
Наука.Естественныеисоциально-гуманитарныенауки.Рольнауки вразвитииобщества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование
вРоссийскойФедерации.Самообразование.
ПолитикавсферекультурыиобразованиявРоссийскойФедерации.
Понятиерелигии.Рольрелигиивжизничеловекаиобщества.Свободасовестиисвободавероисповедания.
Национальныеимировыерелигии.РелигииирелигиозныеобъединениявРоссийскойФедерации.
Чтотакоеискусство.Видыискусств.Рольискусствавжизничеловекаиобщества.
Рольинформациииинформационныхтехнологийвсовременноммире.Информационнаякультураиинформационная
безопасность.Правила безопасногоповедения вИнтернете.
9 КЛАСС
Человеквполитическомизмерении.
Политикаиполитическаявласть.Государство–политическаяорганизацияобщества.Признакигосударства.
Внутренняяивнешняяполитика.

Формагосударства.Монархияиреспублика–
основныеформыправления.Унитарноеифедеративноегосударственно-территориальноеустройство.
Политическийрежимиего виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское
общество.Участиеграждан вполитике.Выборы,референдум.
Политическиепартии,ихрольвдемократическомобществе.Общественно-политическиеорганизации.
Гражданинигосударство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное
правовоегосударство с республиканской формой правления. Россия– социальное государство. Основные
направления иприоритетысоциальнойполитики российского государства.Россия–светское государство.
Законодательные,исполнительныеисудебныеорганыгосударственнойвластивРоссийскойФедерации.Президент–
главагосударстваРоссийскаяФедерация.ФедеральноеСобраниеРоссийскойФедерации:Государственная Дума и Совет
Федерации.
Правительство
Российской
Федерации.
Судебная
система
в
РоссийскойФедерации.КонституционныйСуд РоссийскойФедерации.ВерховныйСуд РоссийскойФедерации.
Государственноеуправление.ПротиводействиекоррупциивРоссийскойФедерации.
ГосударственнотерриториальноеустройствоРоссийскойФедерации.СубъектыРоссийскойФедерации:республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ. КонституционныйстатуссубъектовРоссийской
Федерации.
Местноесамоуправление.
КонституцияРоссийскойФедерацииоправовомстатусечеловекаигражданина.ГражданствоРоссийскойФедерации.
Взаимосвязьконституционных прав,свободиобязанностейгражданинаРоссийскойФедерации.
Человеквсистемесоциальныхотношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и
групп.Социальнаямобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор
подростка.Социализацияличности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов
семьи.Этносинация.Россия –многонациональноегосударство.Этносыинациивдиалогекультур.

СоциальнаяполитикаРоссийскогогосударства.Социальныек
онфликтыипутиих разрешения.
Отклоняющеесяповедение.Опасностьнаркоманиииалкоголизмадлячеловекаиобщества.Профилактиканегативныхот
клоненийповедения. Социальнаяи личнаязначимостьздоровогообразажизни.
Человеквсовременномизменяющемсямире.
Информационноеобщество.Сущностьглобализации.Причины,проявленияипоследствияглобализации,еёпротивореч
ия.Глобальныепроблемыивозможностиихрешения.Экологическаяситуацияиспособыеёулучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.Профессиинастоящего
ибудущего.Непрерывноеобразованиеикарьера.
Здоровыйобразжизни.Социальнаяиличнаязначимостьздоровогообразажизни.Модаиспорт.
Современныеформысвязиикоммуникации:какониизменилимир.Особенностиобщенияввиртуальномпространстве.
Перспективыразвитияобщества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознаниявосновной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения
сучётомвходящихвкурссодержательныхмодулей(разделов)итребованийкрезультатамосвоенияосновнойобразовательн
ойпрограммы,представленныхвФедеральномгосударственномобразовательномстандартеосновногообщегообразовани
я,атакжесучётомфедеральнойрабочейпрограммывоспитания.Содержательныемодули(разделы) охватывают знания об
обществе
и
человеке
в
целом,
знания
всех
основных
сфер
жизни
общества
и
знаниеосновроссийскогоправа.Представленныйвпрограммевариантраспределениямодулей(разделов)погодамобучени
яявляетсяодним извозможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания,
прикотороммодуль(раздел)«Основы российскогоправа»замыкаетизучениекурсавосновной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультатывоплощаюттрадиционныероссийскиесоциокультурныеидуховно-нравственныеценности,
принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими вжизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единствеучебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практическихзадач
социальной
направленности
и
опыта
конструктивного
социального
поведения
по
основным
направлениямвоспитательнойдеятельности,втом числевчасти:
Гражданскоговоспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законныхинтересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества,родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальныхинститутов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальныхнормахиправилахмежличностныхотношенийвполикультурномимногоконфессиональномобществе;предст
авлениеоспособахпротиводействиякоррупции;готовностькразнообразнойсозидательнойдеятельности,

стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность
кучастиювгуманитарнойдеятельности (волонтёрство,помощьлюдям,нуждающимся вней).
Патриотическоговоспитания:
осознаниероссийскойгражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиональномобществе;проявлен
ие интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народовРоссии;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение
к символам России, государственным
праздникам;историческому,природномунаследиюипамятникам,традициямразныхнародов,проживающихвроднойстра
не.
Духовно-нравственноговоспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своёповедение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётомосознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личностивусловияхиндивидуальногои общественногопространства.
Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
формвреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасногоповедениявинтернет-среде;
способностьадаптироватьсякстрессовымситуациямименяющимсясоциальным,информационнымиприроднымусл
овиям,втом числеосмысляя собственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;
умениеприниматьсебяидругих,неосуждая;
сформированностьнавыковрефлексии,признаниесвоегоправанаошибкуитакого жеправадругого человека.
Трудовоговоспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации,города,края)технологическойисоциальнойнаправленности,способностьинициировать,планироватьисамо
стоятельновыполнятьтакогородадеятельность;интерескпрактическомуизучениюпрофессийитрударазличного рода, в
том
числе
на
основе
применения
изучаемого
предметного
знания;
осознание
важности
обучениянапротяжениивсейжизнидляуспешнойпрофессиональнойдеятельностииразвитиенеобходимыхуменийдляэто
го;

уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности;осознанныйвыборипостроениеиндивидуальнойтраекторииобраз
ованияижизненныхплановс учётомличныхи общественных интересовипотребностей.
Экологическоговоспитания:
ориентациянаприменениезнанийизсоциальныхиестественныхнаукдлярешениязадачвобластиокружающейсреды,
планированияпоступковиоценкавозможныхпоследствийсвоихдействийдляокружающейсреды;повышениеуровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакгражданинаипотре
бителя
в
условияхвзаимос­вязи
природной,
технологическойисоциальнойсред;готовность
кучастию
впрактическойдеятельности экологической направленности.
Ценностинаучногопознания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностяхразвития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
овладениеязыковойичитательскойкультуройкаксредствомпознаниямира;овладениеосновныминавыкамиисследовател
ьскойдеятельности;установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствоватьпутидостиже
нияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия.
Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптациюобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальной
иприроднойсреды:
освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей,соответствующихведущейдеятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,включаясемью,группы,сформированныепопрофессиональнойдеятельности,атакжеврамкахсоциальногов
заимодействияслюдьми издругойкультурной среды;
способностьобучающихсявовзаимодействиивусловияхнеопределённости,открытостьопытуизнаниямдругих;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать
уровеньсвоей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать всовместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связыванияобразов,способностьформированияновыхзнаний,втомчислеспособностьформулироватьидеи,понятия,гипо
тезы

об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей,планироватьсвоё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способностьформулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицитсобственных знанийи компетентностей,планироватьсвоё развитие;
умениераспознаватьконкретныепримерыпонятияпохарактернымпризнакам,выполнятьоперациивсоответствиисо
пределениемипростейшимисвойствамипонятия,конкретизироватьпонятиепримерами,использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперироватьтерминамии
представлениямивобласти концепции устойчивого развития;
умениеанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодолениявызовов,возможныхглобальныхпоследствий;
способностьобучающихсяосознаватьстрессовуюситуацию,оцениватьпроисходящиеизмененияиихпоследствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,корректировать
принимаемые
решения
и
действия;
формулировать
и
оценивать
риски
и
последствия,
формироватьопыт,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуации;бытьготовымдействоватьвотсутствиегарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметныерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы,формируемыеприизученииобществозна
ния:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями.Базовыелогические действия:
выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакисоциальныхявленийипроцессов;
устанавливатьсущественныйпризнакклассификациисоциальныхфактов,основаниядляихобобщенияисравнения,крит
ерии проводимогоанализа;
сучётомпредложеннойзадачивыявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемыхфактах,данныхинаблюдени
ях;

предлагать критериидлявыявлениязакономерностейипротиворечий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;выявлятьпричинно-следственныесвязиприизучении явленийипроцессов;
делатьвыводысиспользованиемдедуктивныхииндуктивныхумозаключений,умозаключенийпоаналогии,формулиров
атьгипотезыовзаимосвязях;
самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойзадачи(сравниватьнескольковариантоврешения,выбиратьнаи­более
подходящийсучётом самостоятельно выделенныхкритериев).
Базовыеисследовательскиедействия:
использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания;
формулироватьвопросы, фиксирующиеразрыв междуреальным и желательным
состояниемситуации,объекта,самостоятельно устанавливатьискомоеи данное;
формулироватьгипотезу
обистинностисобственныхсужденийисужденийдругих,аргументироватьсвоюпозицию,мнение;
проводитьпосамостоятельносоставленномупланунебольшоеисследованиепоустановлениюособенностейобъектаизу
чения, причинно-следственных связейизависимостей объектовмеждусобой;
оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходеисследования;
самостоятельноформулироватьобобщенияивыводыпорезультатампроведённогонаблюдения,исследования,владетьи
нструментами оценкидостоверности полученныхвыводови обобщений;
прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиепроцессов,событийиихпоследствияваналогичныхилисходных
ситуациях,выдвигатьпредположенияоб ихразвитиивновых условиях и контекстах.
Работасинформацией:
применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореинформацииилиданныхизисточниковс
учётомпредложенной учебной задачии заданныхкритериев;
выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличныхвидовиформпредставления;
находитьсходныеаргументы(подтверждающиеилиопровергающиеоднуитужеидею,версию)вразличныхинформацио
нныхисточниках;
самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформации;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
илисформулированнымсамостоятельно;
эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;выражатьсебя (своюточкузрения) вустных иписьменныхтекстах;
распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциальныхзнаков,знатьираспознаватьпредпосылки
конфликтныхситуаций исмягчатьконфликты,вестипереговоры;
пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениексобеседникуивкорректнойформеформулироватьсво
и возражения;
входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьвопросыпосуществу
обсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешение задачииподдержание благожелательности общения;
сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций;
публичнопредставлятьрезультатывыполненногоисследования,проекта;
самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомзадачпрезентациииособенностейаудиторииивсоответствиисни
мсоставлятьустныеиписьменныетекстысиспользованием иллюстративных материалов.
Совместнаядеятельность:
пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальнойработыприрешенииконкретнойпроблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленнойзадачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей,проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностейвсех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формахработы(обсуждения,обмен мнений,«мозговые штурмы»и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координироватьсвоидействия с другимичленами команды;
оцениватькачествосвоеговкладавобщийпродуктпокритериям,самостоятельносформулированнымучастникамивз
аимодействия;сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакомандывдостижение
результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта передгруппой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.Самоорганизация:
выявлятьпроблемыдлярешениявжизненныхиучебныхситуациях;
ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуальное,принятиерешениявгруппе,принят
иерешений вгруппе);
самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиегочасть),выбиратьспособрешенияучебнойзадачисучётом
имеющихсяресурсовисобственныхвозможностей,аргументироватьпредлагаемыевариантырешений;
составлятьпландействий(планреализациинамеченногоалгоритмарешения),корректироватьпредложенныйалгоритмс
учётом получения новыхзнанийобизучаемомобъекте;
делатьвыбор ибратьответственностьзарешение.
Самоконтроль:
владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;
даватьадекватнуюоценкуситуациии предлагатьпланеёизменения;
учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьприрешенииучебнойзадачи,адаптироватьрешен
ие к меняющимсяобстоятельствам;
объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкуприобретённомуопыту,
уметьнаходитьпозитивное впроизошедшей ситуации;
вноситькоррективывдеятельностьнаосновеновыхобстоятельств,изменившихсяситуаций,установленныхошибок,воз
никшихтрудностей;
оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям.
Эмоциональныйинтеллект:
различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциямииэмоциямидругих;

выявлятьианализироватьпричиныэмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;регулироватьспособвыражения эмоций.
Принятиесебяидругих:
осознанно относиться к другому человеку, его
мнению;признавать своё право на ошибку и такое же право
другого;приниматьсебяи других,неосуждая;
открытостьсебеидругим;
осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ6 КЛАСС
Человекиегосоциальноеокружение
 осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности,
деятельностичеловека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах,
особенностяхвзаимодействиячеловека сдругими людьми;
 характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи,
семейныхтрадиций;характеризоватьосновныепотребностичеловека,показыватьихиндивидуальныйхарактер;о
собенностиличностногостановленияисоциальнойпозициилюдейсограниченнымивозможностямиздоровья;дея
тельностьчеловека;образованиеиегозначениедля человекаиобщества;
 приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных
условиях;малых
групп,
положениячеловекав
группе;
конфликтных
ситуацийвмалойгруппе
иконструктивныхразрешенийконфликтов;проявленийлидерства,соперничестваисотрудничествалюдей
вгруппах;
 классифицироватьпоразнымпризнакамвидыдеятельностичеловека,потребностилюдей;
 сравниватьпонятия«индивид»,«индивидуальность»,«личность»;свойствачеловекаиживотных;видыдеятельно
сти(игра,труд,учение);
















устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязилюдейвмалыхгруппах;целей,способовирезультатовдеятельности,целей
исредствобщения;
использоватьполученныезнаниядляобъяснения(устногоиписьменного)сущностиобщениякаксоциальногоявле
ния, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного
образования,значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и
общения в школе,семье,группе сверстников;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт
своёотношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения
личнойиндивидуальности,кразличным формамнеформальногообщенияподростков;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося;
отражающиеособенности­отношений всемье,со сверстниками,старшими и младшими;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона
«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»;составлятьнаихосновеплан,преобразовыватьтекстовуюинформаци
ювтаблицу,схему;
искать и извлекать информацию освязи поколений в нашем обществе, об особенностях
подростковоговозраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том
числе
учебныхматериалов)ипубликацийСМИссоблюдениемправилинформационнойбезопасностиприработевИнтер
нете;
анализировать,обобщать,систематизировать,оцениватьсоциальнуюинформациюочеловекеиегосоциальном
окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций вСМИ;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия
слюдьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному
видудеятельности;
приобретатьопытиспользованияполученныхзнанийвпрактическойдеятельности,вповседневнойжизнидлявыст
раивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по
возрасту,активного участия вжизни школыи класса;

приобретатьопытсовместнойдеятельности,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойир
елигиознойпринадлежностинаосновегуманистическихценностей,взаимопониманиямеждулюдьми
разныхкультур.
Общество,вкотороммыживём
 осваиватьиприменятьзнанияобобществеиприроде,положениичеловекавобществе;процессахиявленияхвэконо
мическойжизниобщества;явленияхвполитическойжизниобщества,онародахРоссии,огосударственной власти
в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальныхпроблемах;
 характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти
вРоссийскойФедерации,традиционныероссийскиедуховнонравственныеценности,особенностиинформационного общества;
 приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности,
глобальныхпроблем;
 классифицироватьсоциальныеобщностиигруппы;
 сравнивать социальные общности и группы, положение в об­ществе различных людей; различные
формыхозяйствования;
 устанавливатьвзаимодействияобществаиприроды,человекаиобщества,деятельностиосновныхучастниковэкон
омики;
 использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество
иобществанаприродусущностиивзаимосвязейявлений,процессовсоциальнойдействительности;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личныйсоциальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению
духовныхценностейроссийскогонарода;
 решатьпознавательныеипрактическиезадачи(втомчислезадачи,отражающиевозможностиюногогражданинавн
естисвойвкладврешение экологической проблемы);
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека
иприроды,уст­ройстваобщественнойжизни,основныхсфержизниобщества;
 извлекатьинформациюизразныхисточниковочеловекеиобществе,включаяинформациюонародахРоссии;









анализировать,обобщать,систематизировать,оцениватьсоциальнуюинформацию,включаяэкономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в
СМИ;используяобществоведческие знания,формулироватьвыводы;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
духовнымтрадициямобщества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической
деятельности,направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг), насоблюдениетрадицийобщества,вкотороммы живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальнойи религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур;
осознаватьценностькультуры и традицийнародовРоссии.

7 КЛАСС
Социальныеценностиинормы
 осваиватьиприменятьзнанияосоциальныхценностях;
осодержании
и
значениисоциальныхнорм,регулирующих общественные отношения;
 характеризоватьтрадиционныероссийскиедуховно-нравственныеценности(втомчислезащитачеловеческой
жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизниобщества;
 приводитьпримерыгражданственностиипатриотизма;ситуацийморальноговыбора;ситуаций,регулируемых
различными видами социальныхнорм;
 классифицироватьсоциальныенормы,ихсущественныепризнакииэлементы;
 сравниватьотдельныевидысоциальныхнорм;
 устанавливатьиобъяснятьвлияниесоциальныхнормнаобществоичеловека;
 использоватьполученныезнаниядляобъяснения(устногоиписьменного)сущностисоциальныхнорм;
 определятьиаргументироватьсопоройнаобществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнииличныйсоци
альныйопытсвоёотношениекявлениямсоциальнойдействительностисточкизрения

социальныхценностей;ксоциальнымнормамкакрегуляторамобщественнойжизнииповедениячеловекавобществе;
 решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиедействиесоциальныхнормкакрегуляторовобществе
ннойжизни и поведениячеловека;
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся
гуманизма,гражданственности,патриотизма;
 извлекатьинформациюизразныхисточниковопринципахинормахморали,проблемеморальноговыбора;
 анализировать,обобщать,систематизировать,оценивать­социальнуюинформациюизадаптированныхисточник
ов(втомчислеучебныхматериалов)ипубликацийвСМИ,­соотноситьеёссобственнымизнаниямио моральноми
правовомрегулированииповедениячеловека;
 оцениватьсобственныепоступки,поведениелюдейсточкизренияихсоответствиянормамморали;
 использоватьполученныезнанияосоциальныхнормахвповседневнойжизни;
 самостоятельнозаполнятьформу(втомчислеэлектронную)исоставлятьпростейшийдокумент(заявление);
 осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи
религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между
людьмиразных культур.
Человеккакучастникправовыхотношений
 осваиватьиприменятьзнанияосущностиправа,
оправоотношениикаксоциальномиюридическомявлении;правовыхнормах,регулирующихтипичныедлянесове
ршеннолетнегоичленовегосемьиобщественныеотношения;правовомстатусегражданинаРоссийскойФедераци
и(втомчисленесовершеннолетнего); правонарушенияхиихопасностидля личностии общества;
 характеризовать право как регулятор общественных отношений,
конституционные права и
обязанностигражданинаРоссийскойФедерации,праваребёнка вРоссийской Федерации;
 приводитьпримерыимоделироватьситуации,вкоторыхвозникаютправоотношения,иситуации,связанныесправ
онарушениямиинаступлениемюридическойответственности;способызащитыправребёнкавРоссийскойФедера
ции;примеры,поясняющиеопасностьправонарушенийдляличностииобщества;















классифицироватьпоразнымпризнакам(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификации)нор
мыправа,выделяя существенные признаки;
сравнивать(втомчислеустанавливатьоснованиядлясравнения)проступокипреступление,дееспособностьмало
летних ввозрасте от6до14 лет и несовершеннолетнихввозрастеот14до18лет;
устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязи,включаявзаимодействиягражданинаигосударства,междуправовым
поведением и культурой личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего иего
юридическойответственностью;
использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе,
необходимостиправомерногоповедения,включаяналоговоеповедениеипротиводействиекоррупции,
различиймеждуправомернымипротивоправнымповедением,проступкомипреступлением;дляосмысленияличн
огосоциального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена
семьи,учащегося,члена ученической общественнойорганизации);
определятьиаргументироватьсопоройнаобществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнииличныйсоциа
льный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и
поведениячеловека;
решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиедействиеправовыхнормкакрегуляторовобщественн
ойжизнииповедениячеловека,анализироватьжизненныеситуациииприниматьрешения,связанные
с
исполнением
типичных
для
несовершеннолетнего
социальных
ролей
(члена
семьи,
учащегося,членаученической общественнойорганизации);
овладеватьсмысловымчтениемтекстовобществоведческойтематики:отбиратьинформациюизфрагментовКонс
титуции Российской Федерации и других нормативных правовых актов, из предложенных
учителемисточников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и
гражданина
вРоссийскойФедерации,оправахребёнкаиспособахихзащитыисоставлятьнаихосновеплан,преобразовыватьтек
стовуюинформациювтаблицу,схему;
искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре,
огарантияхизащитеправисвободчеловекаигражданинавРоссийскойФедерации,выявлятьсоответствующиефак
тыизразныхадаптированныхисточников(втомчислеучебныхматериалов)ипубликацийСМИссоблюдениемправ
илинформационнойбезопасностиприработевИнтернете;

анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную
информацию
из
адаптированныхисточников(втомчислеучебныхматериалов)ипубликацийСМИ,соотноситьеёссобственнымиз
наниямиоправовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческиезнания,формулироватьвыводы,подкрепляя их аргументами;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
правовымнормам: выражатьсвоюточкузрения, участвоватьвдискуссии;
 использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности
(выполнятьпроблемныезадания,индивидуальныеигрупповыепроекты),вповседневнойжизнидляосознанногов
ыполнениягражданскихобязанностей(дляреализацииизащитыправчеловекаигражданина,правпотребителя,
выбора
профессии
и
оценки
собственных
перспектив
в
профессиональной
сфере
с
учётомприобретённыхпредставленийопрофессияхвсфереправа,включаядеятельностьправоохранительныхорг
анов); публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала,
включаяпроектнуюдеятельность),всоответствиистемойиситуациейобщения,особенностямиаудиториииреглам
ентом;
 самостоятельнозаполнятьформу(втомчислеэлектронную)исоставлятьпростейшийдокументприполучениипас
портагражданина РоссийскойФедерации;
 осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества:гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьмиразных культур.
Основыроссийскогоправа
 осваиватьиприменятьзнанияоКонституцииРоссийскойФедерации,другихнормативныхправовыхактах,содер
жании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные
длянесовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и
семейном,административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической
ответственности(гражданско-правовой,
дисциплинарной,
административной,
уголовной);
о
правоохранительных
органах;
обобеспечениибезопасностиличности,обществаигосударства,втомчислеоттерроризмаиэкстремизма;


















характеризоватьрольКонституцииРоссийскойФедерациивсистемероссийскогоправа;правоохранительныхор
гановвзащитеправопорядка,обеспечениисоциальнойстабильностиисправедливости;
гражданско-правовые
отношения,
сущность
семейных
правоотношений;
способы
защитыинтересовиправдетей,оставшихсябезпопеченияродителей;содержаниетрудовогодоговора,видыправон
арушенийи виды наказаний;
приводитьпримерызаконовиподзаконныхактовимоделироватьситуации,регулируемыенормамигражданского
,трудового,семейного,административногоиуголовногоправа,втомчислесвязанныесприменениемсанкций
за
совершённыеправонарушения;
классифицировать
поразнымпризнакамвидынормативныхправовыхактов,
видыправонарушений
июридическойответственностипоотраслямправа(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификац
ии);
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных
отраслейправа(гражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного),праваиобязанностиработ
никаиработодателя,имущественные и личныенеимущественные отношения;
устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязиправиобязанностейработникаиработодателя,правиобязанностейчлено
всемьи; традиционныхроссийских ценностейиличныхнеимущественныхотношенийвсемье;
использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для объяснения
взаимосвязигражданскойправоспособностиидееспособности;значениясемьивжизничеловека,обществаигосуд
арства;социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных правонарушений,
экстремизма,терроризма,коррупции и необходимостипротивостоятьим;
определятьиаргументироватьсвоёотношениекзащитеправучастниковтрудовыхотношенийсопоройназнания
вобластитрудовогоправа,кправонарушениям,формулироватьаргументированныевыводыонедопустимостинар
ушения правовыхнорм;
решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиетипичныевзаимодействия,регулируемыенормамиг
ражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного права;
овладеватьсмысловымчтениемтекстовобществоведческойтематики:отбиратьинформациюизфрагментовнор
мативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс
РоссийскойФедерации,ТрудовойкодексРоссийскойФедерации,КодексРоссийскойФедерацииобадминистрати
вных











правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных учителемисточников
оправовыхнормах,правоотношенияхиспецификеихрегулирования,преобразовыватьтекстовуюинформациювта
блицу,схему;
искатьиизвлекатьинформациюпоправовойтематикевсферегражданского,трудового,семейного,администрат
ивногоиуголовногоправа:выявлятьсоответствующиефактыизразныхадаптированныхисточников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационнойбезопасностиприработе
вИнтернете;
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
­социальную
информацию
из
адаптированныхисточников(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с
собственными
знаниямиоботрасляхправа(гражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного)иличнымсоц
иальнымопытом;используяобществоведческиезнания,формулироватьвыводы,подкрепляяихаргументами,опр
именениисанкцийзасовершённыеправонарушения,оюридическойответственностинесовершеннолетних;
оцениватьсобственныепоступкииповедениедругихлюдейсточкизренияихсоответствиянормамгражданского,т
рудового,семейного,административного иуголовного права;
использоватьполученныезнанияонормахгражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного
прававпрактическойдеятельности(выполнятьпроблемныезадания,индивидуальныеигрупповыепроекты),впов
седневнойжизнидляосознанноговыполненияобязанностей,правомерногоповедения,реализацииизащитысвоих
прав;публичнопредставлятьрезультатысвоейдеятельности(врамкахизученного
материала,
включая
проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения,особенностямиаудиториии
регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ
(заявлениео приёме наработу);
осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи
религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского
общества:гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьмиразных культур.

8 КЛАСС
Человеквэкономическихотношениях
 осваиватьиприменятьзнанияобэкономическойжизниобщества,еёосновныхпроявлениях,экономическихсисте
мах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях,
ролигосударствавэкономике,видахналогов,основахгосударственнойбюджетнойиденежнокредитнойполитики,овлияниигосударственнойполитикина развитиеконкуренции;
 характеризоватьспособыкоординациихозяйственнойжизнивразличныхэкономическихсистемах;объектыспр
осаи предложения нарынке труда ифинансовомрынке;функцииденег;
 приводитьпримерыспособовповышенияэффективностипроизводства;деятельностиипроявленияосновныхфу
нкцийразличныхфинансовыхпосредников;использованияспособовповышенияэффективностипроизводства;
 классифицировать(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификации)механизмыгосударствен
ногорегулирования экономики;
 сравниватьразличныеспособыхозяйствования;
 устанавливатьиобъяснятьсвязиполитическихпотрясенийисоциально-экономическихкризисоввгосударстве;
 использоватьполученныезнаниядляобъясненияпричиндостижения(недостижения)результатовэкономическо
йдеятельности;дляобъясненияосновныхмеханизмовгосударственногорегулированияэкономики,
государственной
политики
по
развитию
конкуренции,
социально-экономической
роли
и
функцийпредпринимательства,причинипоследствийбезработицы,необходимостиправомерногоналоговогопов
едения;
 определять
и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнисвоёотношениекпредпринимательствуиразвитиюсобств
енногобизнеса;
 решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий,
наосноверациональноговыборавусловияхограниченныхресурсов;сиспользованиемразличныхспособов

повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия
всфереэкономической деятельности;отражающие процессы;
 овладеватьсмысловымчтением,преобразовыватьтекстовуюэкономическуюинформациювмодели(таблица,схе
ма,графикипр.),втомчислеосвободныхиэкономическихблагах,овидахиформахпредпринимательскойдеятельно
сти,экономических исоциальных последствияхбезрабо­тицы;
 извлекатьинформациюизадаптированныхисточников,публикацийСМИиИнтернетаотенденцияхразвитияэко
номикивнашейстране,оборьбесразличнымиформамифинансового мошенничества;
 анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальнуюинформацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе
учебныхматериалов)ипубликацийСМИ,соотноситьеёсличнымсоциальнымопытом;используяобществоведчес
киезнания,формулироватьвыводы,подкрепляя их аргументами;
 оцениватьсобственныепоступкиипоступкидругихлюдейсточкизренияихэкономическойрациональности(слож
ившиесямоделиповеденияпроизводителейипотребителей;граждан,защищающихсвоиэкономическиеинтересы;
практики
осуществления
экономических
действий
на
основе
рационального
выбора
в
условияхограниченныхресурсов;использованияразличныхспособовповышенияэффективностипроизводства,р
аспределениясемейныхресурсов,дляоценкирисковосуществленияфинансовыхмошенничеств,применениянедо
бросовестныхпрактик);
 приобретатьопытиспользованиязнаний,включаяосновыфинансовойграмотности,впрактическойдеятельности
и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейногобюджета;
составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспективвпрофессиональнойсфере;выбораформсбережений;дляреализацииизащитыправпотребителя(втом
числефинансовыхуслуг),осознанноговыполнениягражданскихобязанностей,выборапрофессиииоценкисобств
енныхперспективвпрофессиональной сфере;
 приобретатьопытсоставленияпростейшихдокументов(личныйфинансовыйплан,заявление,резюме);
 осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи
религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между
людьмиразных культур.
Человеквмирекультуры





















осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и
образовании,системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его
видах; обинформациикак важном ресурсе современного общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности,
гуманизм,милосердие,справедливость)нашегообщества,искусствокаксферудеятельности,информационнуюку
льтуруи информационнуюбезопасность;
приводитьпримерыполитикироссийскогогосударствавсферекультурыиобразования;влиянияобразованияна
социализациюличности;правилинформационной безопасности;
классифицироватьпоразнымпризнакамформыивидыкультуры;
сравниватьформыкультуры,естественныеисоциально-гуманитарныенауки,видыискусств;
устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязьразвитиядуховнойкультурыиформированияличности,взаимовлияние
наукии образования;
использоватьполученныезнаниядляобъясненияролинепрерывногообразования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнисвоёотношениекинформационнойкультуреиинформаци
оннойбезопасности,правилам безопасногоповедения вИнтернете;
решатьпознавательныеипрактическиезадачи,касающиесяформимногообразиядуховнойкультуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять
план,преобразовыватьтекстовуюинформациювмодели(таблицу,диаграмму,схему)ипреобразовыватьпредложе
нныемодели втекст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях
вРоссийской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в
Интернетевразныхисточникахинформации;
анализировать,систематизировать,критическиоцениватьиобобщатьсоциальнуюинформацию,представле
нную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры,науки и
образования;
оцениватьсобственныепоступки,поведениелюдейвдуховнойсфережизниобщества;




использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в
сфередуховнойкультуры всоответствии сособенностями аудиториии регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных
культур,национальных ирелигиозныхценностей.

9 КЛАСС
Человеквполитическомизмерении
 осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике,
одемократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации,
оформах участия граждан вполитике, выборахиреферендуме,ополитическихпартиях;
 характеризоватьгосударствокаксоциальныйинститут;принципыипризнакидемократии,демократическиецен
ности; рольгосударствавобществена основеего функций;правовоегосударство;
 приводитьпримерыгосударствсразличнымиформамиправления,государственнотерриториальногоустройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере
внутренней и внешнейполитики России; политических партий и иных общественных объединений граждан;
законного
участиягражданвполитике;связиполитическихпотрясенийисоциальноэкономическогокризисавгосударстве;
 классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства;
типыполитическихпартий;типы общественно-политическихорганизаций;
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими
видамивласти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и
федеративноетерриториальногосударственноеустройство,монархиюиреспублику,политическуюпартиюиобщественнополитическоедвижение,выборы иреферендум;
 устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязивотношенияхмеждучеловеком,обществомигосударством;междуправа
ми человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисоввгосударстве;
 использоватьполученныезнаниядляобъяснениясущностиполитики,политическойвласти,значенияполитическ
ойдеятельностивобществе;дляобъяснениявзаимосвязиправовогогосударстваигражданского















общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о
ролиинформации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения
ролиСМИвсовременном обществеи государстве;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике
сточкизрения социальныхценностей иправовыхнорм;
решатьв
рамкахизученногоматериалапознавательные
ипрактическиезадачи,отражающие
типичныевзаимодействиямеждусубъектамиполитики;выполнениесоциальныхролейизбирателя,членаполитич
ескойпартии,участникаобщественно-политическогодвижения;
овладеватьсмысловым
чтением
фрагментов
Конституции
Российской
Федерации,
других
нормативныхправовыхактов,учебныхииныхтекстовобществоведческойтематики,связанныхсдеятельностьюсу
бъектовполитики,преобразовыватьтекстовуюинформациювтаблицуилисхемуофункцияхгосударства,политич
ескихпартий,формахучастия граждан вполитике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по
заданиюучителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе
учебныхматериалов)ипубликацийСМИссоблюдениемправилинформационнойбезопасностиприработевИнтер
нете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны
вполитическойжизни,овыборахиреферендуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней
интересовразвития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать
свою точкузрения,отвечатьна вопросы,участвоватьвдискуссии;
использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение
проектовиндивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической
сфере; атакже в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и
ситуациейобщения,особенностями аудиториии регламентом;
осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойирел
игиознойпринадлежности,наосновенациональныхценностейсовременногороссийскогообщества:

гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьмиразных культур: выполнятьучебныезадания впарахигруппах,исследовательскиепроекты.
Гражданинигосударство
 осваиватьиприменятьзнанияобосновахконституционногострояиорганизациигосударственнойвластивРосси
йской
Федерации,
государственно-территориальном
устройстве
Российской
Федерации,
деятельностивысших
органов
власти
иуправления
в
РоссийскойФедерации;
обосновных
направленияхвнутреннейполитикиРоссийской Федерации;
 характеризоватьРоссиюкакдемократическоефедеративноеправовоегосударствосреспубликанскойформой
правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия
ПрезидентаРоссийской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета
Федерации,ПравительстваРоссийской Федерации;
 приводитьпримерыимоделироватьситуациивполитическойсфережизниобщества,связанныесосуществлением
правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектовФедерации;
деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной иденежнокредитной
политики,
политики
в
сфере
противодействии
коррупции,
обеспечения
безопасностиличности,обществаи государства,втомчислеот терроризма иэкстремизма;
 классифицироватьпоразнымпризнакам(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификации)полн
омочиявысших органовгосударственной властиРоссийскойФедерации;
 сравниватьсопоройнаКонституциюРоссийскойФедерацииполномочияцентральныхоргановгосударственной
власти и субъектовРоссийскойФедерации;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской
Федерации,федеральногоцентраисубъектовРоссийскойФедерации,междуправамичеловекаигражданинаиобяз
анностямиграждан;
 использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире;
дляобъяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»;
дляобъяснениянеобходимостипротиводействия коррупции;
 с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
определятьиаргументироватьсточкизренияценностейгражданственностиипатриотизмасвоёотношениек














внутреннейивнешнейполитикеРоссийскойФедерации,кпроводимой
поотношению
кнашейстранеполитике«сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в
политическойжизниРоссийскойФедерации,вмеждународныхотношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в
субъектахРоссийской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных
направленияхвнутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и
международнымтерроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об
основахконституционногострояРоссийскойФедерации,гражданствеРоссийскойФедерации,конституционном
статусечеловекаигражданина,ополномочияхвысшихоргановгосударственнойвласти,местномсамоуправлении
и
его
функциях
из
фрагментов
Конституции
Российской
Федерации,
других
нормативныхправовыхактовиизпредложенныхучителемисточниковиучебныхматериалов,составлятьнаихосно
веплан,преобразовыватьтекстовуюинформациювтаблицу,схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики
РоссийскойФедерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором
проживаютобучающиеся:выявлятьсоответствующиефактыизпубликацийСМИссоблюдениемправилинформа
ционнойбезопасности приработе вИнтернете;
анализировать,обобщать,систематизироватьиконкретизироватьинформациюоважнейшихизмененияхвро
ссийскомзаконодательстве,оключевыхрешенияхвысшихоргановгосударственнойвластииуправленияРоссийск
ойФедерации,субъектовРоссийскойФедерации,соотноситьеёссобственнымизнаниямиополитике,формулиров
атьвыводы,подкрепляяих аргументами;
оцениватьсобственныепоступкииповедениедругихлюдейвгражданскоправовойсфереспозицийнациональных ценностей нашего общества, уважения норм российского права,
выражать свою точку зрения,отвечатьна вопросы,участвоватьвдискуссии;
использоватьполученныезнанияогосударствеРоссийскаяФедерациявпрактическойучебнойдеятельности(вып
олнятьпроблемныезадания,индивидуальныеигрупповыепроекты),вповседневнойжизнидляосознанноговыпол
нениягражданскихобязанностей;публичнопредставлятьрезультатысвоейдеятельности

(в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и
ситуациейобщения,особенностями аудиториии регламентом;
 самостоятельнозаполнятьформу(втомчислеэлектронную)исоставлятьпростейшийдокументприиспользован
иипортала государственныхуслуг;
 осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества:гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьмиразных культур.
Человеквсистемесоциальныхотношений
 осваиватьиприменятьзнанияосоциальнойструктуреобщества,социальныхобщностяхигруппах;социальных
стату­сах,
ролях,
социализации
личности;
важности
семьи
как
ба­зового
социального
института;обэтносеинациях,этническоммногообразиисовременногочеловечества,диалогекуль­тур,отклоняю
щемсяповедениии здоровом образежизни;
 характеризоватьфункциисемьивобществе;основысоциальнойполитикиРоссийскогогосударства;
 приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики
Российскогогосударства;
 классифицироватьсоциальныеобщностиигруппы;
 сравниватьвидысоциальноймобильности;
 устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий
иконфликтов;
 использоватьполученныезнаниядляосмысленияличногосоциальногоопытаприисполнениитипичныхдлянесо
вершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной
значимостиздорового образажизни,опасностинаркомании иалкоголизмадлячеловекаиобщества;
 определять и аргументироватьс опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
иличныйсоциальныйопыт своё отношение к разнымэтносам;
 решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиетипичныесоциальныевзаимодействия;направленн
ыена распознавание отклоняющегосяповедения и его видов;

осуществлятьсмысловоечтениетекстовисоставлятьнаосновеучебныхтекстовплан(втомчислеотражающийизу
­ченный материалосоциализации личности);
 извлекать
информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о
межнациональныхотношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из
текста в модели(таблицу,диаграмму,схему) и изпредложенныхмоделей втекст;
 анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию
изадаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении,
егопричинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о
социальныхконфликтах; критическиоцениватьсовременнуюсоциальнуюинформацию;
 оцениватьсобственныепоступкииповедение,демонстрирующееотношениеклюдямдругихнациональностей;
осознаватьнеприемлемостьантиобщественногоповедения;
 использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения
спозицииздоровогообразажизни;
 осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности
наосновеверотерпимости ивзаимопониманиямеждулюдьми разных культур.
Человеквсовременномизменяющемсямире
 осваиватьиприменятьзнанияобинформационномобществе,глобализации,глобальныхпроблемах;
 характеризоватьсущностьинформационногообщества;здоровыйобразжизни;глобализациюкакважныйобщем
ировойинтеграционный процесс;
 приводитьпримерыглобальныхпроблемивозможныхпутейихрешения;участиямолодёживобщественнойжизн
и; влиянияобразованиянавозможностипрофессиональноговыбораикарьерного роста;
 сравниватьтребованияксовременнымпрофессиям;
 устанавливатьиобъяснятьпричиныипоследствияглобализации;
 использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и
анализаситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи
здоровьяиспорта вжизни человека;
 определять и аргументироватьс опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
иличныйсоциальныйопытсвоёотношениексовременнымформамкоммуникации;кздоровомуобразужизни;







решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с
волонтёрскимдвижением; отражающиеособенности коммуникацииввиртуальном пространстве;
осуществлятьсмысловоечтениетекстов(научнопопулярных,публицистическихидр.)попроблемамсовременного
общества,глобализации;непрерывногообразования; выборапрофессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной)
изразличных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в
современномобществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ6 КЛАСС
Количествочасов
№п/п

Наименование разделов и
темпрограммы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

Раздел1. Человекиегосоциальноеокружение
1.1

Социальноестановлениечеловека

6

1.2

Деятельностьчеловека.Учебнаяд
еятельность школьника

4

1.3

Общениеиегорольвжизничеловека

2

1.4

Человеквмалойгруппе

8

Итогопоразделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

20

Раздел2.Общество,в котороммыживём
2.1

Общество—совместнаяжизньлюдей

2

2.2

Положениечеловекавобществе

1

2.3

Рольэкономикивжизниобщества.О
сновныеучастникиэкономики

1

2.4

Политическаяжизнь

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.5

Культурнаяжизнь

1

2.6

Развитиеобщества

3

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Итогопоразделу

10

Защитапроектов,итоговоеповторение

4

3

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОП
РОГРАММЕ

34

3

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

0

7 КЛАСС
Количествочасов
№
п/п

Наименование разделов и
темпрограммы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

Раздел1.Социальныеценностиинормы
1.1

Социальныеценности

2

1.2

Социальныенормы

2

1.3

Моральиморальныйвыбор.Правоимо
раль

8

Итогопоразделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

12

Раздел2.Человеккак участникправовыхотношений
2.1
2.2
2.3

Правоотношения
Правонарушенияиихопасностьдлял
ичностии общества
Защитаправисвободчеловекаигр
ажданина

Итогопоразделу

3
2
2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

7

Раздел3.Основыроссийскогоправа
3.1

Какустроенороссийскоеправо

1

3.2

Основыгражданскогоправа

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.3

Основысемейногоправа

2

3.4

Основытрудовогоправа

2

3.5

Видыюридическойответственности

2

3.6

Правоохранительныеорганыв
РоссийскойФедерации

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Итогопоразделу

11

Защитапроектов,итоговоеповторение

4

3

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

3

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

0

8 КЛАСС
Количествочасов
№п/п

Наименование разделов и
темпрограммы

Раздел1. Человеквэкономическихотношениях
Экономика — основа
1.1
жизнедеятельностичеловека

Всего

Рыночныеотношениявэкономике

5

1.3

Финансовыеотношениявэкономике

5

1.4

Домашнеехозяйство

3

1.5

Экономическиецелиифункцииг
осударства

2

Практические
работы

БиблиотекаЦОК

5

1.2

Итогопоразделу

Контрольные
работы

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

20

Раздел2.Человеквмирекультуры
2.1

Культура, еёмногообразиеиформы

1

2.2

НаукаиобразованиевРоссийскойФ
едерации

4

2.3

Рольрелигиивжизниобщества

2

2.4

Рольискусствавжизничеловека

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.5

Рольинформациивсовременноммире

БиблиотекаЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f419196

Итогопоразделу

10

Защитапроектов,итоговоеповторение

4

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

0

9 КЛАСС
Количествочасов
№п/п

Наименование разделов и
темпрограммы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

Раздел1. Человеквполитическомизмерении
1.1

Политикаиполитическаявласть

3

1.2

Участиегражданвполитике

3

Итогопоразделу
Раздел2.Гражданинигосударство
Основыконституционногостроя
2.1
РоссийскойФедерации
2.2
2.3

2.4

Высшиеорганыгосударственнойвластив
Российской Федерации
ГосударственнотерриториальноеустройствоРосси
йскойФедерации
Конституция Российской Федерации
оправовомстатусечеловекаигражданина

Итогопоразделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

6
БиблиотекаЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК

2

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел3. Человеквсистемесоциальныхотношений
3.1

Социальныеобщностиигруппы

2

3.2

Статусыироли.Социализацияличности.С
емьяи еёфункции

4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.3

3.4

Этносыинациивсовременном
обществе. Социальная
политикаРоссийскогогосударст
ва
Отклоняющееся поведение и
здоровыйобразжизни

БиблиотекаЦОК

3

https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414

Итогопоразделу

11

Человеквсовременномизменяющемсямире

5

Защитапроектов,итоговоеповторение

4

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОП
РОГРАММЕ

34

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯУЧЕНИКА
Учебник.Л.Н.Боголюбов.Обществознание.6класс/М.»Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
1. ЦОК
2. fipi.ru
3. vbudushee.ru
4. educont.ru


Наверх

Объявление для родителей будущих первоклассников о приёме документов на 2024-2025 год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
программма воспитания 2023-2024 учебный год.pdf (скачать)
Положение о приёме в школу.pdf (скачать)
форма заявления.doc (скачать)
Приказ о порядке приёма в школу.pdf (скачать)
o-prieme-dokumentov-v-1-klass-s-1aprelya-2024-goda.pdf (скачать)
о приёме документов в 1 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».