рабоч по общ 6-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ АБИНСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА МИНГРЕЛЬСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМЕНИ
ГЕРОЯ КУБАНИ АТАМАНА МИНГРЕЛЬСКОГО ХУТОРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА С.А.ОСЬМИНИНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АБИНСКИЙ РАЙОН

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением
гуманитарного цикла

Заместитель директора
по УВР

Директор

____________________

________________________
Парфенова О.В.

________________________ Канцидал Т.Н.
Приказ № 1
Петряник Т.С..
от «30» 08 2023 г.
Протокол №1
от «28» 08 2023 г.

МБОУ СОШ № 6

Приказ №1 от «31» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ID 905863)
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6– 9 классов

Ст. Мингрельская2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам
освоенияосновной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандартеосновного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание»(2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет
ведущую
роль
ввыполнениишколойфункцииинтеграциимолодёживсовременноеобщество:учебныйпредметпозволяетпоследовательн
ораскрыватьучащимсяподростковоговозрастаособенностисовременногообщества,различныеаспекты взаимодействия
в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства игражданского
общества,регулирующие этивзаимодействиясоциальные нормы.
Изучениекурса«Обществознание»,включающегознанияороссийскомобществеи
направленияхегоразвитиявсовременныхусловиях,обосновахконституционногостроянашейстраны,правахиобязанност
яхчеловекаигражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению
Отечеству,приверженности нацио­нальным ценностям. Привлечение при изучении курса различных источников
социальнойинформации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной,
социальноэкономическойиполитическойкоммуникации,вноситсвойвкладвформированиеметапредметныхуменийизвлекатьнеоб
ходимыесведения,осмысливать,преобразовыватьиприменятьих.
Изучениеучебногокурса«Обществознание»содействуетвхождениюобучающихсявмиркультурыиобщественныхц
енностейивтожевремяоткрытиюиутверждениюсобственного«Я»,формированиюспособностикрефлексии,оценке
своих возможностей иосознаниюсвоегоместа вобществе.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целямиобществоведческогообразованиявосновнойшколеявляются:
 воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,правового ­самосознания,приверженности базовымценностям нашегонарода;
 развитиеуобучающихсяпониманияприоритетностиобщенациональныхинтересов,приверженностиправовым
принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве РоссийскойФедерации;











развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте,
становлениееёдуховнонравственной,политическойиправовойкультуры,социальногоповедения,основанногонауважении закона и
правопорядка;
развитие
интереса
к
изучению
социальных
и
гуманитарных
дисциплин;способностикличномусамоопределению,самореализации,самоконтролю;мотивацииквысокопроиз
водительной,наукоёмкойтрудовой деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний
идоступнойпосодержаниюдляшкольниковподростковоговозраста;освоениеучащимисязнанийобосновныхсфе
рахчеловеческойдеятельности,социальныхинститутах,нормах,регулирующихобщественныеотношения,
необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальныхролейчеловекаи
гражданина;
овладениеумениямифункциональнограмотногочеловека:получатьизразнообразныхисточниковикритическиос
мысливатьсоциальнуюинформацию,систематизировать,анализироватьполученныеданные;
освоениеспособовпознавательной,коммуникативной,практическойдеятельности,необходимыхдляучастиявжи
зни гражданскогообществаи государства;
созданиеусловийдляосвоенияобучающимисяспособовуспешноговзаимодействиясразличнымиполитическими
,правовыми,финансово-экономическимиидругимисоциальнымиинститутамидляреализацииличностного
потенциалавсовременномдинамичноразвивающемсяроссийскомобществе;
формированиеопытапримененияполученныхзнанийиуменийдлявыстраиванияотношениймеждулюдьмиразли
чныхнациональностейивероисповеданийвобщегражданскойивсемейно-бытовойсферах;длясоотнесения своих
действий
и
действий
других
людей
с
нравственными
ценностями
и
нормами
поведения,установленнымизаконом;содействияправовымиспособамиисредствамизащитеправопорядкавобще
стве.

МЕСТОУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
Всоответствиисучебнымпланомобществознаниеизучаетсяс6по9класс.Общееколичествовремениначетырегодаобучения
составляет136 часов.Общаянедельнаянагрузкавкаждомгодуобучения составляет1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА6 КЛАСС
Человекиегосоциальноеокружение.
Биологическоеисоциальноевчеловеке.Чертысходстваиразличиячеловекаиживотного.Потребностичеловека(биол
огические,социальные,духовные).Способностичеловека.
Индивид,индивидуальность,личность.Возрастныепериодыжизничеловекаиформированиеличности.
Отношениямеждупоколениями.Особенностиподростковоговозраста.
Людисограниченнымивозможностямиздоровья,ихособыепотребностиисоциальнаяпозиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого
себякаквиддеятельности.
Правочеловеканаобразование.Школьноеобразование.Праваиобязанностиучащегося.
Общение.Целиисредстваобщения.Особенностиобщенияподростков.Общениевсовременныхусловиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные
отношения(деловые,личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг.
Свободноевремяподростка.
Отношениясдрузьямиисверстниками.Конфликтывмежличностныхотношениях.
Общество,вкотороммыживём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы
жизниобществаиихвзаимодействие.
Социальныеобщностиигруппы.Положениечеловекавобществе.
Чтотакоеэкономика.Взаимосвязьжизниобществаиегоэкономическогоразвития.Видыэкономическойдеятельности
.Ресурсыи возможностиэкономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в
нашейстране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша
странавначале XXIвека.Местонашей Родины среди современных государств.

Культурнаяжизнь.Духовныеценности,традиционныеценностироссийскогонарода.
Развитиеобщества.Усилениевзаимосвязейстранинародоввусловияхсовременногообщества.
Глобальныепроблемысовременностиивозможностиихрешенияусилиями международногосообщества
имеждународных организаций.
7 КЛАСС
Социальныеценностиинормы.
Общественныеценности.Свободаиответственностьгражданина.Гражданственностьипатриотизм.Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды
социальныхнорм.Традициии обычаи.
Принципыинормыморали.Доброизло.Нравственныечувствачеловека.Совестьистыд.
Моральныйвыбор.Моральнаяоценкаповедениялюдейисобственногоповедения.Влияниеморальныхнормнаобщес
твои человека.
Правоиегорольвжизниобщества.Право и мораль.
Человеккакучастникправовыхотношений.
Правоотношенияиихособенности.Правоваянорма.Участникиправоотношений.Правоспособностьидееспособност
ь. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культураличности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений
дляличностииобщества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека
игражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Праваребёнкаи возможности ихзащиты.
Основыроссийскогоправа.
КонституцияРоссийскойФедерации–основнойзакон.Законыиподзаконныеакты.Отраслиправа.
Основы гражданского права. Физические и юридические лицав гражданском праве. Право
собственности,защитаправсобственности.

Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и
возможностиих защиты.Несовершеннолетниекакучастникигражданско-правовыхотношений.
Основысемейногоправа.Важностьсемьивжизничеловека,обществаигосударства.Условиязаключениябракав
Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся
безпопеченияродителей.
Основытрудовогоправа.Сторонытрудовыхотношений,ихправаиобязанности.Трудовойдоговор.Заключениеипрек
ращениетрудовогодоговора.Рабочеевремяивремяотдыха.Особенностиправовогостатусанесовершеннолетних
приосуществлении трудовойдеятельности.
Виды
юридической
ответственности.
Гражданско-правовые
проступки
и
гражданско-правовая
ответственность.Административные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и
дисциплинарнаяответственность.Преступленияиуголовнаяответственность.Особенностиюридическойответственност
инесовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов
РоссийскойФедерации.Функции правоохранительныхорганов.
8 КЛАСС
Человеквэкономическихотношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический
выбор.Экономическаясистема и её функции.Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность.
Производительностьтруда.Разделениетруда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской
деятельности.Обмен.Деньги и ихфункции.Торговляи еёформы.
Рыночнаяэкономика.Конкуренция.Спросипредложение.Рыночноеравновесие.Невидимаярукарынка.
Многообразиерынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность
производства.Заработнаяплата истимулированиетруда.Занятостьибезработица.

Финансовыйрынокипосредники(банки,страховыекомпании,кредитныесоюзы,участникифондовогорынка).
Услугифинансовыхпосредников.
Основныетипыфинансовыхинструментов:акциииоблигации.
Банковскиеуслуги,предоставляемыегражданам(депозит,кредит,платёжнаякарта,денежныепереводы,обменвалют
ы). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых
услуг.Экономическиефункциидомохозяйств.Потреблениедомашниххозяйств.Потребительскиетоварыитоварыдлител
ьногопользования.Источникидоходовирасходовсемьи.Семейныйбюджет.Личныйфинансовыйплан.
Способыиформысбережений.
Экономическиецелиифункциигосударства.Налоги.Доходыирасходыгосударства.Государственныйбюджет.Госуд
арственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика
поразвитиюконкуренции.
Человеквмирекультуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности.
Современнаямолодёжнаякультура.
Наука.Естественныеисоциально-гуманитарныенауки.Рольнауки вразвитииобщества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование
вРоссийскойФедерации.Самообразование.
ПолитикавсферекультурыиобразованиявРоссийскойФедерации.
Понятиерелигии.Рольрелигиивжизничеловекаиобщества.Свободасовестиисвободавероисповедания.
Национальныеимировыерелигии.РелигииирелигиозныеобъединениявРоссийскойФедерации.
Чтотакоеискусство.Видыискусств.Рольискусствавжизничеловекаиобщества.
Рольинформациииинформационныхтехнологийвсовременноммире.Информационнаякультураиинформационная
безопасность.Правила безопасногоповедения вИнтернете.
9 КЛАСС
Человеквполитическомизмерении.
Политикаиполитическаявласть.Государство–политическаяорганизацияобщества.Признакигосударства.
Внутренняяивнешняяполитика.

Формагосударства.Монархияиреспублика–
основныеформыправления.Унитарноеифедеративноегосударственно-территориальноеустройство.
Политическийрежимиего виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское
общество.Участиеграждан вполитике.Выборы,референдум.
Политическиепартии,ихрольвдемократическомобществе.Общественно-политическиеорганизации.
Гражданинигосударство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное
правовоегосударство с республиканской формой правления. Россия– социальное государство. Основные
направления иприоритетысоциальнойполитики российского государства.Россия–светское государство.
Законодательные,исполнительныеисудебныеорганыгосударственнойвластивРоссийскойФедерации.Президент–
главагосударстваРоссийскаяФедерация.ФедеральноеСобраниеРоссийскойФедерации:Государственная Дума и Совет
Федерации.
Правительство
Российской
Федерации.
Судебная
система
в
РоссийскойФедерации.КонституционныйСуд РоссийскойФедерации.ВерховныйСуд РоссийскойФедерации.
Государственноеуправление.ПротиводействиекоррупциивРоссийскойФедерации.
ГосударственнотерриториальноеустройствоРоссийскойФедерации.СубъектыРоссийскойФедерации:республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ. КонституционныйстатуссубъектовРоссийской
Федерации.
Местноесамоуправление.
КонституцияРоссийскойФедерацииоправовомстатусечеловекаигражданина.ГражданствоРоссийскойФедерации.
Взаимосвязьконституционных прав,свободиобязанностейгражданинаРоссийскойФедерации.
Человеквсистемесоциальныхотношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и
групп.Социальнаямобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор
подростка.Социализацияличности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов
семьи.Этносинация.Россия –многонациональноегосударство.Этносыинациивдиалогекультур.

СоциальнаяполитикаРоссийскогогосударства.Социальныек
онфликтыипутиих разрешения.
Отклоняющеесяповедение.Опасностьнаркоманиииалкоголизмадлячеловекаиобщества.Профилактиканегативныхот
клоненийповедения. Социальнаяи личнаязначимостьздоровогообразажизни.
Человеквсовременномизменяющемсямире.
Информационноеобщество.Сущностьглобализации.Причины,проявленияипоследствияглобализации,еёпротивореч
ия.Глобальныепроблемыивозможностиихрешения.Экологическаяситуацияиспособыеёулучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.Профессиинастоящего
ибудущего.Непрерывноеобразованиеикарьера.
Здоровыйобразжизни.Социальнаяиличнаязначимостьздоровогообразажизни.Модаиспорт.
Современныеформысвязиикоммуникации:какониизменилимир.Особенностиобщенияввиртуальномпространстве.
Перспективыразвитияобщества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознаниявосновной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения
сучётомвходящихвкурссодержательныхмодулей(разделов)итребованийкрезультатамосвоенияосновнойобразовательн
ойпрограммы,представленныхвФедеральномгосударственномобразовательномстандартеосновногообщегообразовани
я,атакжесучётомфедеральнойрабочейпрограммывоспитания.Содержательныемодули(разделы) охватывают знания об
обществе
и
человеке
в
целом,
знания
всех
основных
сфер
жизни
общества
и
знаниеосновроссийскогоправа.Представленныйвпрограммевариантраспределениямодулей(разделов)погодамобучени
яявляетсяодним извозможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания,
прикотороммодуль(раздел)«Основы российскогоправа»замыкаетизучениекурсавосновной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультатывоплощаюттрадиционныероссийскиесоциокультурныеидуховно-нравственныеценности,
принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими вжизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единствеучебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практическихзадач
социальной
направленности
и
опыта
конструктивного
социального
поведения
по
основным
направлениямвоспитательнойдеятельности,втом числевчасти:
Гражданскоговоспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законныхинтересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества,родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальныхинститутов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальныхнормахиправилахмежличностныхотношенийвполикультурномимногоконфессиональномобществе;предст
авлениеоспособахпротиводействиякоррупции;готовностькразнообразнойсозидательнойдеятельности,

стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность
кучастиювгуманитарнойдеятельности (волонтёрство,помощьлюдям,нуждающимся вней).
Патриотическоговоспитания:
осознаниероссийскойгражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиональномобществе;проявлен
ие интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народовРоссии;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение
к символам России, государственным
праздникам;историческому,природномунаследиюипамятникам,традициямразныхнародов,проживающихвроднойстра
не.
Духовно-нравственноговоспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своёповедение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётомосознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личностивусловияхиндивидуальногои общественногопространства.
Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
формвреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасногоповедениявинтернет-среде;
способностьадаптироватьсякстрессовымситуациямименяющимсясоциальным,информационнымиприроднымусл
овиям,втом числеосмысляя собственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;
умениеприниматьсебяидругих,неосуждая;
сформированностьнавыковрефлексии,признаниесвоегоправанаошибкуитакого жеправадругого человека.
Трудовоговоспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации,города,края)технологическойисоциальнойнаправленности,способностьинициировать,планироватьисамо
стоятельновыполнятьтакогородадеятельность;интерескпрактическомуизучениюпрофессийитрударазличного рода, в
том
числе
на
основе
применения
изучаемого
предметного
знания;
осознание
важности
обучениянапротяжениивсейжизнидляуспешнойпрофессиональнойдеятельностииразвитиенеобходимыхуменийдляэто
го;

уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности;осознанныйвыборипостроениеиндивидуальнойтраекторииобраз
ованияижизненныхплановс учётомличныхи общественных интересовипотребностей.
Экологическоговоспитания:
ориентациянаприменениезнанийизсоциальныхиестественныхнаукдлярешениязадачвобластиокружающейсреды,
планированияпоступковиоценкавозможныхпоследствийсвоихдействийдляокружающейсреды;повышениеуровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакгражданинаипотре
бителя
в
условияхвзаимос­вязи
природной,
технологическойисоциальнойсред;готовность
кучастию
впрактическойдеятельности экологической направленности.
Ценностинаучногопознания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностяхразвития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
овладениеязыковойичитательскойкультуройкаксредствомпознаниямира;овладениеосновныминавыкамиисследовател
ьскойдеятельности;установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствоватьпутидостиже
нияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия.
Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптациюобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальной
иприроднойсреды:
освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей,соответствующихведущейдеятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,включаясемью,группы,сформированныепопрофессиональнойдеятельности,атакжеврамкахсоциальногов
заимодействияслюдьми издругойкультурной среды;
способностьобучающихсявовзаимодействиивусловияхнеопределённости,открытостьопытуизнаниямдругих;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать
уровеньсвоей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать всовместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связыванияобразов,способностьформированияновыхзнаний,втомчислеспособностьформулироватьидеи,понятия,гипо
тезы

об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей,планироватьсвоё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способностьформулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицитсобственных знанийи компетентностей,планироватьсвоё развитие;
умениераспознаватьконкретныепримерыпонятияпохарактернымпризнакам,выполнятьоперациивсоответствиисо
пределениемипростейшимисвойствамипонятия,конкретизироватьпонятиепримерами,использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперироватьтерминамии
представлениямивобласти концепции устойчивого развития;
умениеанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодолениявызовов,возможныхглобальныхпоследствий;
способностьобучающихсяосознаватьстрессовуюситуацию,оцениватьпроисходящиеизмененияиихпоследствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,корректировать
принимаемые
решения
и
действия;
формулировать
и
оценивать
риски
и
последствия,
формироватьопыт,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуации;бытьготовымдействоватьвотсутствиегарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметныерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы,формируемыеприизученииобществозна
ния:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями.Базовыелогические действия:
выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакисоциальныхявленийипроцессов;
устанавливатьсущественныйпризнакклассификациисоциальныхфактов,основаниядляихобобщенияисравнения,крит
ерии проводимогоанализа;
сучётомпредложеннойзадачивыявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемыхфактах,данныхинаблюдени
ях;

предлагать критериидлявыявлениязакономерностейипротиворечий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;выявлятьпричинно-следственныесвязиприизучении явленийипроцессов;
делатьвыводысиспользованиемдедуктивныхииндуктивныхумозаключений,умозаключенийпоаналогии,формулиров
атьгипотезыовзаимосвязях;
самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойзадачи(сравниватьнескольковариантоврешения,выбиратьнаи­более
подходящийсучётом самостоятельно выделенныхкритериев).
Базовыеисследовательскиедействия:
использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания;
формулироватьвопросы, фиксирующиеразрыв междуреальным и желательным
состояниемситуации,объекта,самостоятельно устанавливатьискомоеи данное;
формулироватьгипотезу
обистинностисобственныхсужденийисужденийдругих,аргументироватьсвоюпозицию,мнение;
проводитьпосамостоятельносоставленномупланунебольшоеисследованиепоустановлениюособенностейобъектаизу
чения, причинно-следственных связейизависимостей объектовмеждусобой;
оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходеисследования;
самостоятельноформулироватьобобщенияивыводыпорезультатампроведённогонаблюдения,исследования,владетьи
нструментами оценкидостоверности полученныхвыводови обобщений;
прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиепроцессов,событийиихпоследствияваналогичныхилисходных
ситуациях,выдвигатьпредположенияоб ихразвитиивновых условиях и контекстах.
Работасинформацией:
применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореинформацииилиданныхизисточниковс
учётомпредложенной учебной задачии заданныхкритериев;
выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличныхвидовиформпредставления;
находитьсходныеаргументы(подтверждающиеилиопровергающиеоднуитужеидею,версию)вразличныхинформацио
нныхисточниках;
самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформации;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
илисформулированнымсамостоятельно;
эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;выражатьсебя (своюточкузрения) вустных иписьменныхтекстах;
распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциальныхзнаков,знатьираспознаватьпредпосылки
конфликтныхситуаций исмягчатьконфликты,вестипереговоры;
пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениексобеседникуивкорректнойформеформулироватьсво
и возражения;
входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьвопросыпосуществу
обсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешение задачииподдержание благожелательности общения;
сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций;
публичнопредставлятьрезультатывыполненногоисследования,проекта;
самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомзадачпрезентациииособенностейаудиторииивсоответствиисни
мсоставлятьустныеиписьменныетекстысиспользованием иллюстративных материалов.
Совместнаядеятельность:
пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальнойработыприрешенииконкретнойпроблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленнойзадачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей,проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностейвсех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формахработы(обсуждения,обмен мнений,«мозговые штурмы»и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координироватьсвоидействия с другимичленами команды;
оцениватькачествосвоеговкладавобщийпродуктпокритериям,самостоятельносформулированнымучастникамивз
аимодействия;сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакомандывдостижение
результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта передгруппой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.Самоорганизация:
выявлятьпроблемыдлярешениявжизненныхиучебныхситуациях;
ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуальное,принятиерешениявгруппе,принят
иерешений вгруппе);
самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиегочасть),выбиратьспособрешенияучебнойзадачисучётом
имеющихсяресурсовисобственныхвозможностей,аргументироватьпредлагаемыевариантырешений;
составлятьпландействий(планреализациинамеченногоалгоритмарешения),корректироватьпредложенныйалгоритмс
учётом получения новыхзнанийобизучаемомобъекте;
делатьвыбор ибратьответственностьзарешение.
Самоконтроль:
владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;
даватьадекватнуюоценкуситуациии предлагатьпланеёизменения;
учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьприрешенииучебнойзадачи,адаптироватьрешен
ие к меняющимсяобстоятельствам;
объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкуприобретённомуопыту,
уметьнаходитьпозитивное впроизошедшей ситуации;
вноситькоррективывдеятельностьнаосновеновыхобстоятельств,изменившихсяситуаций,установленныхошибок,воз
никшихтрудностей;
оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям.
Эмоциональныйинтеллект:
различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциямииэмоциямидругих;

выявлятьианализироватьпричиныэмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;регулироватьспособвыражения эмоций.
Принятиесебяидругих:
осознанно относиться к другому человеку, его
мнению;признавать своё право на ошибку и такое же право
другого;приниматьсебяи других,неосуждая;
открытостьсебеидругим;
осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ6 КЛАСС
Человекиегосоциальноеокружение
 осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности,
деятельностичеловека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах,
особенностяхвзаимодействиячеловека сдругими людьми;
 характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи,
семейныхтрадиций;характеризоватьосновныепотребностичеловека,показыватьихиндивидуальныйхарактер;о
собенностиличностногостановленияисоциальнойпозициилюдейсограниченнымивозможностямиздоровья;дея
тельностьчеловека;образованиеиегозначениедля человекаиобщества;
 приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных
условиях;малых
групп,
положениячеловекав
группе;
конфликтных
ситуацийвмалойгруппе
иконструктивныхразрешенийконфликтов;проявленийлидерства,соперничестваисотрудничествалюдей
вгруппах;
 классифицироватьпоразнымпризнакамвидыдеятельностичеловека,потребностилюдей;
 сравниватьпонятия«индивид»,«индивидуальность»,«личность»;свойствачеловекаиживотных;видыдеятельно
сти(игра,труд,учение);
















устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязилюдейвмалыхгруппах;целей,способовирезультатовдеятельности,целей
исредствобщения;
использоватьполученныезнаниядляобъяснения(устногоиписьменного)сущностиобщениякаксоциальногоявле
ния, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного
образования,значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и
общения в школе,семье,группе сверстников;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт
своёотношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения
личнойиндивидуальности,кразличным формамнеформальногообщенияподростков;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося;
отражающиеособенности­отношений всемье,со сверстниками,старшими и младшими;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона
«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»;составлятьнаихосновеплан,преобразовыватьтекстовуюинформаци
ювтаблицу,схему;
искать и извлекать информацию освязи поколений в нашем обществе, об особенностях
подростковоговозраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том
числе
учебныхматериалов)ипубликацийСМИссоблюдениемправилинформационнойбезопасностиприработевИнтер
нете;
анализировать,обобщать,систематизировать,оцениватьсоциальнуюинформациюочеловекеиегосоциальном
окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций вСМИ;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия
слюдьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному
видудеятельности;
приобретатьопытиспользованияполученныхзнанийвпрактическойдеятельности,вповседневнойжизнидлявыст
раивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по
возрасту,активного участия вжизни школыи класса;

приобретатьопытсовместнойдеятельности,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойир
елигиознойпринадлежностинаосновегуманистическихценностей,взаимопониманиямеждулюдьми
разныхкультур.
Общество,вкотороммыживём
 осваиватьиприменятьзнанияобобществеиприроде,положениичеловекавобществе;процессахиявленияхвэконо
мическойжизниобщества;явленияхвполитическойжизниобщества,онародахРоссии,огосударственной власти
в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальныхпроблемах;
 характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти
вРоссийскойФедерации,традиционныероссийскиедуховнонравственныеценности,особенностиинформационного общества;
 приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности,
глобальныхпроблем;
 классифицироватьсоциальныеобщностиигруппы;
 сравнивать социальные общности и группы, положение в об­ществе различных людей; различные
формыхозяйствования;
 устанавливатьвзаимодействияобществаиприроды,человекаиобщества,деятельностиосновныхучастниковэкон
омики;
 использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество
иобществанаприродусущностиивзаимосвязейявлений,процессовсоциальнойдействительности;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личныйсоциальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению
духовныхценностейроссийскогонарода;
 решатьпознавательныеипрактическиезадачи(втомчислезадачи,отражающиевозможностиюногогражданинавн
естисвойвкладврешение экологической проблемы);
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека
иприроды,уст­ройстваобщественнойжизни,основныхсфержизниобщества;
 извлекатьинформациюизразныхисточниковочеловекеиобществе,включаяинформациюонародахРоссии;









анализировать,обобщать,систематизировать,оцениватьсоциальнуюинформацию,включаяэкономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в
СМИ;используяобществоведческие знания,формулироватьвыводы;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
духовнымтрадициямобщества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической
деятельности,направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг), насоблюдениетрадицийобщества,вкотороммы живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальнойи религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур;
осознаватьценностькультуры и традицийнародовРоссии.

7 КЛАСС
Социальныеценностиинормы
 осваиватьиприменятьзнанияосоциальныхценностях;
осодержании
и
значениисоциальныхнорм,регулирующих общественные отношения;
 характеризоватьтрадиционныероссийскиедуховно-нравственныеценности(втомчислезащитачеловеческой
жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизниобщества;
 приводитьпримерыгражданственностиипатриотизма;ситуацийморальноговыбора;ситуаций,регулируемых
различными видами социальныхнорм;
 классифицироватьсоциальныенормы,ихсущественныепризнакииэлементы;
 сравниватьотдельныевидысоциальныхнорм;
 устанавливатьиобъяснятьвлияниесоциальныхнормнаобществоичеловека;
 использоватьполученныезнаниядляобъяснения(устногоиписьменного)сущностисоциальныхнорм;
 определятьиаргументироватьсопоройнаобществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнииличныйсоци
альныйопытсвоёотношениекявлениямсоциальнойдействительностисточкизрения

социальныхценностей;ксоциальнымнормамкакрегуляторамобщественнойжизнииповедениячеловекавобществе;
 решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиедействиесоциальныхнормкакрегуляторовобществе
ннойжизни и поведениячеловека;
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся
гуманизма,гражданственности,патриотизма;
 извлекатьинформациюизразныхисточниковопринципахинормахморали,проблемеморальноговыбора;
 анализировать,обобщать,систематизировать,оценивать­социальнуюинформациюизадаптированныхисточник
ов(втомчислеучебныхматериалов)ипубликацийвСМИ,­соотноситьеёссобственнымизнаниямио моральноми
правовомрегулированииповедениячеловека;
 оцениватьсобственныепоступки,поведениелюдейсточкизренияихсоответствиянормамморали;
 использоватьполученныезнанияосоциальныхнормахвповседневнойжизни;
 самостоятельнозаполнятьформу(втомчислеэлектронную)исоставлятьпростейшийдокумент(заявление);
 осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи
религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между
людьмиразных культур.
Человеккакучастникправовыхотношений
 осваиватьиприменятьзнанияосущностиправа,
оправоотношениикаксоциальномиюридическомявлении;правовыхнормах,регулирующихтипичныедлянесове
ршеннолетнегоичленовегосемьиобщественныеотношения;правовомстатусегражданинаРоссийскойФедераци
и(втомчисленесовершеннолетнего); правонарушенияхиихопасностидля личностии общества;
 характеризовать право как регулятор общественных отношений,
конституционные права и
обязанностигражданинаРоссийскойФедерации,праваребёнка вРоссийской Федерации;
 приводитьпримерыимоделироватьситуации,вкоторыхвозникаютправоотношения,иситуации,связанныесправ
онарушениямиинаступлениемюридическойответственности;способызащитыправребёнкавРоссийскойФедера
ции;примеры,поясняющиеопасностьправонарушенийдляличностииобщества;















классифицироватьпоразнымпризнакам(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификации)нор
мыправа,выделяя существенные признаки;
сравнивать(втомчислеустанавливатьоснованиядлясравнения)проступокипреступление,дееспособностьмало
летних ввозрасте от6до14 лет и несовершеннолетнихввозрастеот14до18лет;
устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязи,включаявзаимодействиягражданинаигосударства,междуправовым
поведением и культурой личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего иего
юридическойответственностью;
использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе,
необходимостиправомерногоповедения,включаяналоговоеповедениеипротиводействиекоррупции,
различиймеждуправомернымипротивоправнымповедением,проступкомипреступлением;дляосмысленияличн
огосоциального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена
семьи,учащегося,члена ученической общественнойорганизации);
определятьиаргументироватьсопоройнаобществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнииличныйсоциа
льный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и
поведениячеловека;
решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиедействиеправовыхнормкакрегуляторовобщественн
ойжизнииповедениячеловека,анализироватьжизненныеситуациииприниматьрешения,связанные
с
исполнением
типичных
для
несовершеннолетнего
социальных
ролей
(члена
семьи,
учащегося,членаученической общественнойорганизации);
овладеватьсмысловымчтениемтекстовобществоведческойтематики:отбиратьинформациюизфрагментовКонс
титуции Российской Федерации и других нормативных правовых актов, из предложенных
учителемисточников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и
гражданина
вРоссийскойФедерации,оправахребёнкаиспособахихзащитыисоставлятьнаихосновеплан,преобразовыватьтек
стовуюинформациювтаблицу,схему;
искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре,
огарантияхизащитеправисвободчеловекаигражданинавРоссийскойФедерации,выявлятьсоответствующиефак
тыизразныхадаптированныхисточников(втомчислеучебныхматериалов)ипубликацийСМИссоблюдениемправ
илинформационнойбезопасностиприработевИнтернете;

анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную
информацию
из
адаптированныхисточников(втомчислеучебныхматериалов)ипубликацийСМИ,соотноситьеёссобственнымиз
наниямиоправовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческиезнания,формулироватьвыводы,подкрепляя их аргументами;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
правовымнормам: выражатьсвоюточкузрения, участвоватьвдискуссии;
 использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности
(выполнятьпроблемныезадания,индивидуальныеигрупповыепроекты),вповседневнойжизнидляосознанногов
ыполнениягражданскихобязанностей(дляреализацииизащитыправчеловекаигражданина,правпотребителя,
выбора
профессии
и
оценки
собственных
перспектив
в
профессиональной
сфере
с
учётомприобретённыхпредставленийопрофессияхвсфереправа,включаядеятельностьправоохранительныхорг
анов); публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала,
включаяпроектнуюдеятельность),всоответствиистемойиситуациейобщения,особенностямиаудиториииреглам
ентом;
 самостоятельнозаполнятьформу(втомчислеэлектронную)исоставлятьпростейшийдокументприполучениипас
портагражданина РоссийскойФедерации;
 осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества:гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьмиразных культур.
Основыроссийскогоправа
 осваиватьиприменятьзнанияоКонституцииРоссийскойФедерации,другихнормативныхправовыхактах,содер
жании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные
длянесовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и
семейном,административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической
ответственности(гражданско-правовой,
дисциплинарной,
административной,
уголовной);
о
правоохранительных
органах;
обобеспечениибезопасностиличности,обществаигосударства,втомчислеоттерроризмаиэкстремизма;


















характеризоватьрольКонституцииРоссийскойФедерациивсистемероссийскогоправа;правоохранительныхор
гановвзащитеправопорядка,обеспечениисоциальнойстабильностиисправедливости;
гражданско-правовые
отношения,
сущность
семейных
правоотношений;
способы
защитыинтересовиправдетей,оставшихсябезпопеченияродителей;содержаниетрудовогодоговора,видыправон
арушенийи виды наказаний;
приводитьпримерызаконовиподзаконныхактовимоделироватьситуации,регулируемыенормамигражданского
,трудового,семейного,административногоиуголовногоправа,втомчислесвязанныесприменениемсанкций
за
совершённыеправонарушения;
классифицировать
поразнымпризнакамвидынормативныхправовыхактов,
видыправонарушений
июридическойответственностипоотраслямправа(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификац
ии);
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных
отраслейправа(гражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного),праваиобязанностиработ
никаиработодателя,имущественные и личныенеимущественные отношения;
устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязиправиобязанностейработникаиработодателя,правиобязанностейчлено
всемьи; традиционныхроссийских ценностейиличныхнеимущественныхотношенийвсемье;
использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для объяснения
взаимосвязигражданскойправоспособностиидееспособности;значениясемьивжизничеловека,обществаигосуд
арства;социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных правонарушений,
экстремизма,терроризма,коррупции и необходимостипротивостоятьим;
определятьиаргументироватьсвоёотношениекзащитеправучастниковтрудовыхотношенийсопоройназнания
вобластитрудовогоправа,кправонарушениям,формулироватьаргументированныевыводыонедопустимостинар
ушения правовыхнорм;
решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиетипичныевзаимодействия,регулируемыенормамиг
ражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного права;
овладеватьсмысловымчтениемтекстовобществоведческойтематики:отбиратьинформациюизфрагментовнор
мативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс
РоссийскойФедерации,ТрудовойкодексРоссийскойФедерации,КодексРоссийскойФедерацииобадминистрати
вных











правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных учителемисточников
оправовыхнормах,правоотношенияхиспецификеихрегулирования,преобразовыватьтекстовуюинформациювта
блицу,схему;
искатьиизвлекатьинформациюпоправовойтематикевсферегражданского,трудового,семейного,администрат
ивногоиуголовногоправа:выявлятьсоответствующиефактыизразныхадаптированныхисточников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационнойбезопасностиприработе
вИнтернете;
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
­социальную
информацию
из
адаптированныхисточников(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с
собственными
знаниямиоботрасляхправа(гражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного)иличнымсоц
иальнымопытом;используяобществоведческиезнания,формулироватьвыводы,подкрепляяихаргументами,опр
именениисанкцийзасовершённыеправонарушения,оюридическойответственностинесовершеннолетних;
оцениватьсобственныепоступкииповедениедругихлюдейсточкизренияихсоответствиянормамгражданского,т
рудового,семейного,административного иуголовного права;
использоватьполученныезнанияонормахгражданского,трудового,семейного,административногоиуголовного
прававпрактическойдеятельности(выполнятьпроблемныезадания,индивидуальныеигрупповыепроекты),впов
седневнойжизнидляосознанноговыполненияобязанностей,правомерногоповедения,реализацииизащитысвоих
прав;публичнопредставлятьрезультатысвоейдеятельности(врамкахизученного
материала,
включая
проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения,особенностямиаудиториии
регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ
(заявлениео приёме наработу);
осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи
религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского
общества:гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьмиразных культур.

8 КЛАСС
Человеквэкономическихотношениях
 осваиватьиприменятьзнанияобэкономическойжизниобщества,еёосновныхпроявлениях,экономическихсисте
мах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях,
ролигосударствавэкономике,видахналогов,основахгосударственнойбюджетнойиденежнокредитнойполитики,овлияниигосударственнойполитикина развитиеконкуренции;
 характеризоватьспособыкоординациихозяйственнойжизнивразличныхэкономическихсистемах;объектыспр
осаи предложения нарынке труда ифинансовомрынке;функцииденег;
 приводитьпримерыспособовповышенияэффективностипроизводства;деятельностиипроявленияосновныхфу
нкцийразличныхфинансовыхпосредников;использованияспособовповышенияэффективностипроизводства;
 классифицировать(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификации)механизмыгосударствен
ногорегулирования экономики;
 сравниватьразличныеспособыхозяйствования;
 устанавливатьиобъяснятьсвязиполитическихпотрясенийисоциально-экономическихкризисоввгосударстве;
 использоватьполученныезнаниядляобъясненияпричиндостижения(недостижения)результатовэкономическо
йдеятельности;дляобъясненияосновныхмеханизмовгосударственногорегулированияэкономики,
государственной
политики
по
развитию
конкуренции,
социально-экономической
роли
и
функцийпредпринимательства,причинипоследствийбезработицы,необходимостиправомерногоналоговогопов
едения;
 определять
и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнисвоёотношениекпредпринимательствуиразвитиюсобств
енногобизнеса;
 решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий,
наосноверациональноговыборавусловияхограниченныхресурсов;сиспользованиемразличныхспособов

повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия
всфереэкономической деятельности;отражающие процессы;
 овладеватьсмысловымчтением,преобразовыватьтекстовуюэкономическуюинформациювмодели(таблица,схе
ма,графикипр.),втомчислеосвободныхиэкономическихблагах,овидахиформахпредпринимательскойдеятельно
сти,экономических исоциальных последствияхбезрабо­тицы;
 извлекатьинформациюизадаптированныхисточников,публикацийСМИиИнтернетаотенденцияхразвитияэко
номикивнашейстране,оборьбесразличнымиформамифинансового мошенничества;
 анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальнуюинформацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе
учебныхматериалов)ипубликацийСМИ,соотноситьеёсличнымсоциальнымопытом;используяобществоведчес
киезнания,формулироватьвыводы,подкрепляя их аргументами;
 оцениватьсобственныепоступкиипоступкидругихлюдейсточкизренияихэкономическойрациональности(слож
ившиесямоделиповеденияпроизводителейипотребителей;граждан,защищающихсвоиэкономическиеинтересы;
практики
осуществления
экономических
действий
на
основе
рационального
выбора
в
условияхограниченныхресурсов;использованияразличныхспособовповышенияэффективностипроизводства,р
аспределениясемейныхресурсов,дляоценкирисковосуществленияфинансовыхмошенничеств,применениянедо
бросовестныхпрактик);
 приобретатьопытиспользованиязнаний,включаяосновыфинансовойграмотности,впрактическойдеятельности
и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейногобюджета;
составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспективвпрофессиональнойсфере;выбораформсбережений;дляреализацииизащитыправпотребителя(втом
числефинансовыхуслуг),осознанноговыполнениягражданскихобязанностей,выборапрофессиииоценкисобств
енныхперспективвпрофессиональной сфере;
 приобретатьопытсоставленияпростейшихдокументов(личныйфинансовыйплан,заявление,резюме);
 осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи
религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между
людьмиразных культур.
Человеквмирекультуры





















осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и
образовании,системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его
видах; обинформациикак важном ресурсе современного общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности,
гуманизм,милосердие,справедливость)нашегообщества,искусствокаксферудеятельности,информационнуюку
льтуруи информационнуюбезопасность;
приводитьпримерыполитикироссийскогогосударствавсферекультурыиобразования;влиянияобразованияна
социализациюличности;правилинформационной безопасности;
классифицироватьпоразнымпризнакамформыивидыкультуры;
сравниватьформыкультуры,естественныеисоциально-гуманитарныенауки,видыискусств;
устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязьразвитиядуховнойкультурыиформированияличности,взаимовлияние
наукии образования;
использоватьполученныезнаниядляобъясненияролинепрерывногообразования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческиезнания,фактыобщественнойжизнисвоёотношениекинформационнойкультуреиинформаци
оннойбезопасности,правилам безопасногоповедения вИнтернете;
решатьпознавательныеипрактическиезадачи,касающиесяформимногообразиядуховнойкультуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять
план,преобразовыватьтекстовуюинформациювмодели(таблицу,диаграмму,схему)ипреобразовыватьпредложе
нныемодели втекст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях
вРоссийской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в
Интернетевразныхисточникахинформации;
анализировать,систематизировать,критическиоцениватьиобобщатьсоциальнуюинформацию,представле
нную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры,науки и
образования;
оцениватьсобственныепоступки,поведениелюдейвдуховнойсфережизниобщества;




использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в
сфередуховнойкультуры всоответствии сособенностями аудиториии регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных
культур,национальных ирелигиозныхценностей.

9 КЛАСС
Человеквполитическомизмерении
 осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике,
одемократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации,
оформах участия граждан вполитике, выборахиреферендуме,ополитическихпартиях;
 характеризоватьгосударствокаксоциальныйинститут;принципыипризнакидемократии,демократическиецен
ности; рольгосударствавобществена основеего функций;правовоегосударство;
 приводитьпримерыгосударствсразличнымиформамиправления,государственнотерриториальногоустройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере
внутренней и внешнейполитики России; политических партий и иных общественных объединений граждан;
законного
участиягражданвполитике;связиполитическихпотрясенийисоциальноэкономическогокризисавгосударстве;
 классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства;
типыполитическихпартий;типы общественно-политическихорганизаций;
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими
видамивласти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и
федеративноетерриториальногосударственноеустройство,монархиюиреспублику,политическуюпартиюиобщественнополитическоедвижение,выборы иреферендум;
 устанавливатьиобъяснятьвзаимосвязивотношенияхмеждучеловеком,обществомигосударством;междуправа
ми человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисоввгосударстве;
 использоватьполученныезнаниядляобъяснениясущностиполитики,политическойвласти,значенияполитическ
ойдеятельностивобществе;дляобъяснениявзаимосвязиправовогогосударстваигражданского















общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о
ролиинформации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения
ролиСМИвсовременном обществеи государстве;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике
сточкизрения социальныхценностей иправовыхнорм;
решатьв
рамкахизученногоматериалапознавательные
ипрактическиезадачи,отражающие
типичныевзаимодействиямеждусубъектамиполитики;выполнениесоциальныхролейизбирателя,членаполитич
ескойпартии,участникаобщественно-политическогодвижения;
овладеватьсмысловым
чтением
фрагментов
Конституции
Российской
Федерации,
других
нормативныхправовыхактов,учебныхииныхтекстовобществоведческойтематики,связанныхсдеятельностьюсу
бъектовполитики,преобразовыватьтекстовуюинформациювтаблицуилисхемуофункцияхгосударства,политич
ескихпартий,формахучастия граждан вполитике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по
заданиюучителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе
учебныхматериалов)ипубликацийСМИссоблюдениемправилинформационнойбезопасностиприработевИнтер
нете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны
вполитическойжизни,овыборахиреферендуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней
интересовразвития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать
свою точкузрения,отвечатьна вопросы,участвоватьвдискуссии;
использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение
проектовиндивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической
сфере; атакже в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и
ситуациейобщения,особенностями аудиториии регламентом;
осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойирел
игиознойпринадлежности,наосновенациональныхценностейсовременногороссийскогообщества:

гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьмиразных культур: выполнятьучебныезадания впарахигруппах,исследовательскиепроекты.
Гражданинигосударство
 осваиватьиприменятьзнанияобосновахконституционногострояиорганизациигосударственнойвластивРосси
йской
Федерации,
государственно-территориальном
устройстве
Российской
Федерации,
деятельностивысших
органов
власти
иуправления
в
РоссийскойФедерации;
обосновных
направленияхвнутреннейполитикиРоссийской Федерации;
 характеризоватьРоссиюкакдемократическоефедеративноеправовоегосударствосреспубликанскойформой
правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия
ПрезидентаРоссийской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета
Федерации,ПравительстваРоссийской Федерации;
 приводитьпримерыимоделироватьситуациивполитическойсфережизниобщества,связанныесосуществлением
правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектовФедерации;
деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной иденежнокредитной
политики,
политики
в
сфере
противодействии
коррупции,
обеспечения
безопасностиличности,обществаи государства,втомчислеот терроризма иэкстремизма;
 классифицироватьпоразнымпризнакам(втомчислеустанавливатьсущественныйпризнакклассификации)полн
омочиявысших органовгосударственной властиРоссийскойФедерации;
 сравниватьсопоройнаКонституциюРоссийскойФедерацииполномочияцентральныхоргановгосударственной
власти и субъектовРоссийскойФедерации;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской
Федерации,федеральногоцентраисубъектовРоссийскойФедерации,междуправамичеловекаигражданинаиобяз
анностямиграждан;
 использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире;
дляобъяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»;
дляобъяснениянеобходимостипротиводействия коррупции;
 с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
определятьиаргументироватьсточкизренияценностейгражданственностиипатриотизмасвоёотношениек














внутреннейивнешнейполитикеРоссийскойФедерации,кпроводимой
поотношению
кнашейстранеполитике«сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в
политическойжизниРоссийскойФедерации,вмеждународныхотношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в
субъектахРоссийской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных
направленияхвнутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и
международнымтерроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об
основахконституционногострояРоссийскойФедерации,гражданствеРоссийскойФедерации,конституционном
статусечеловекаигражданина,ополномочияхвысшихоргановгосударственнойвласти,местномсамоуправлении
и
его
функциях
из
фрагментов
Конституции
Российской
Федерации,
других
нормативныхправовыхактовиизпредложенныхучителемисточниковиучебныхматериалов,составлятьнаихосно
веплан,преобразовыватьтекстовуюинформациювтаблицу,схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики
РоссийскойФедерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором
проживаютобучающиеся:выявлятьсоответствующиефактыизпубликацийСМИссоблюдениемправилинформа
ционнойбезопасности приработе вИнтернете;
анализировать,обобщать,систематизироватьиконкретизироватьинформациюоважнейшихизмененияхвро
ссийскомзаконодательстве,оключевыхрешенияхвысшихоргановгосударственнойвластииуправленияРоссийск
ойФедерации,субъектовРоссийскойФедерации,соотноситьеёссобственнымизнаниямиополитике,формулиров
атьвыводы,подкрепляяих аргументами;
оцениватьсобственныепоступкииповедениедругихлюдейвгражданскоправовойсфереспозицийнациональных ценностей нашего общества, уважения норм российского права,
выражать свою точку зрения,отвечатьна вопросы,участвоватьвдискуссии;
использоватьполученныезнанияогосударствеРоссийскаяФедерациявпрактическойучебнойдеятельности(вып
олнятьпроблемныезадания,индивидуальныеигрупповыепроекты),вповседневнойжизнидляосознанноговыпол
нениягражданскихобязанностей;публичнопредставлятьрезультатысвоейдеятельности

(в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и
ситуациейобщения,особенностями аудиториии регламентом;
 самостоятельнозаполнятьформу(втомчислеэлектронную)исоставлятьпростейшийдокументприиспользован
иипортала государственныхуслуг;
 осуществлятьсовместнуюдеятельность,включаявзаимодействиеслюдьмидругойкультуры,национальнойи
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества:гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьмиразных культур.
Человеквсистемесоциальныхотношений
 осваиватьиприменятьзнанияосоциальнойструктуреобщества,социальныхобщностяхигруппах;социальных
стату­сах,
ролях,
социализации
личности;
важности
семьи
как
ба­зового
социального
института;обэтносеинациях,этническоммногообразиисовременногочеловечества,диалогекуль­тур,отклоняю
щемсяповедениии здоровом образежизни;
 характеризоватьфункциисемьивобществе;основысоциальнойполитикиРоссийскогогосударства;
 приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики
Российскогогосударства;
 классифицироватьсоциальныеобщностиигруппы;
 сравниватьвидысоциальноймобильности;
 устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий
иконфликтов;
 использоватьполученныезнаниядляосмысленияличногосоциальногоопытаприисполнениитипичныхдлянесо
вершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной
значимостиздорового образажизни,опасностинаркомании иалкоголизмадлячеловекаиобщества;
 определять и аргументироватьс опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
иличныйсоциальныйопыт своё отношение к разнымэтносам;
 решатьпознавательныеипрактическиезадачи,отражающиетипичныесоциальныевзаимодействия;направленн
ыена распознавание отклоняющегосяповедения и его видов;

осуществлятьсмысловоечтениетекстовисоставлятьнаосновеучебныхтекстовплан(втомчислеотражающийизу
­ченный материалосоциализации личности);
 извлекать
информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о
межнациональныхотношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из
текста в модели(таблицу,диаграмму,схему) и изпредложенныхмоделей втекст;
 анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию
изадаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении,
егопричинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о
социальныхконфликтах; критическиоцениватьсовременнуюсоциальнуюинформацию;
 оцениватьсобственныепоступкииповедение,демонстрирующееотношениеклюдямдругихнациональностей;
осознаватьнеприемлемостьантиобщественногоповедения;
 использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения
спозицииздоровогообразажизни;
 осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности
наосновеверотерпимости ивзаимопониманиямеждулюдьми разных культур.
Человеквсовременномизменяющемсямире
 осваиватьиприменятьзнанияобинформационномобществе,глобализации,глобальныхпроблемах;
 характеризоватьсущностьинформационногообщества;здоровыйобразжизни;глобализациюкакважныйобщем
ировойинтеграционный процесс;
 приводитьпримерыглобальныхпроблемивозможныхпутейихрешения;участиямолодёживобщественнойжизн
и; влиянияобразованиянавозможностипрофессиональноговыбораикарьерного роста;
 сравниватьтребованияксовременнымпрофессиям;
 устанавливатьиобъяснятьпричиныипоследствияглобализации;
 использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и
анализаситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи
здоровьяиспорта вжизни человека;
 определять и аргументироватьс опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
иличныйсоциальныйопытсвоёотношениексовременнымформамкоммуникации;кздоровомуобразужизни;







решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с
волонтёрскимдвижением; отражающиеособенности коммуникацииввиртуальном пространстве;
осуществлятьсмысловоечтениетекстов(научнопопулярных,публицистическихидр.)попроблемамсовременного
общества,глобализации;непрерывногообразования; выборапрофессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной)
изразличных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в
современномобществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ6 КЛАСС
Количествочасов
№п/п

Наименование разделов и
темпрограммы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

Раздел1. Человекиегосоциальноеокружение
1.1

Социальноестановлениечеловека

6

1.2

Деятельностьчеловека.Учебнаяд
еятельность школьника

4

1.3

Общениеиегорольвжизничеловека

2

1.4

Человеквмалойгруппе

8

Итогопоразделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

20

Раздел2.Общество,в котороммыживём
2.1

Общество—совместнаяжизньлюдей

2

2.2

Положениечеловекавобществе

1

2.3

Рольэкономикивжизниобщества.О
сновныеучастникиэкономики

1

2.4

Политическаяжизнь

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.5

Культурнаяжизнь

1

2.6

Развитиеобщества

3

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Итогопоразделу

10

Защитапроектов,итоговоеповторение

4

3

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОП
РОГРАММЕ

34

3

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

0

7 КЛАСС
Количествочасов
№
п/п

Наименование разделов и
темпрограммы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

Раздел1.Социальныеценностиинормы
1.1

Социальныеценности

2

1.2

Социальныенормы

2

1.3

Моральиморальныйвыбор.Правоимо
раль

8

Итогопоразделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

12

Раздел2.Человеккак участникправовыхотношений
2.1
2.2
2.3

Правоотношения
Правонарушенияиихопасностьдлял
ичностии общества
Защитаправисвободчеловекаигр
ажданина

Итогопоразделу

3
2
2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

7

Раздел3.Основыроссийскогоправа
3.1

Какустроенороссийскоеправо

1

3.2

Основыгражданскогоправа

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.3

Основысемейногоправа

2

3.4

Основытрудовогоправа

2

3.5

Видыюридическойответственности

2

3.6

Правоохранительныеорганыв
РоссийскойФедерации

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Итогопоразделу

11

Защитапроектов,итоговоеповторение

4

3

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

3

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

0

8 КЛАСС
Количествочасов
№п/п

Наименование разделов и
темпрограммы

Раздел1. Человеквэкономическихотношениях
Экономика — основа
1.1
жизнедеятельностичеловека

Всего

Рыночныеотношениявэкономике

5

1.3

Финансовыеотношениявэкономике

5

1.4

Домашнеехозяйство

3

1.5

Экономическиецелиифункцииг
осударства

2

Практические
работы

БиблиотекаЦОК

5

1.2

Итогопоразделу

Контрольные
работы

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

20

Раздел2.Человеквмирекультуры
2.1

Культура, еёмногообразиеиформы

1

2.2

НаукаиобразованиевРоссийскойФ
едерации

4

2.3

Рольрелигиивжизниобщества

2

2.4

Рольискусствавжизничеловека

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.5

Рольинформациивсовременноммире

БиблиотекаЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f419196

Итогопоразделу

10

Защитапроектов,итоговоеповторение

4

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

0

9 КЛАСС
Количествочасов
№п/п

Наименование разделов и
темпрограммы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

Раздел1. Человеквполитическомизмерении
1.1

Политикаиполитическаявласть

3

1.2

Участиегражданвполитике

3

Итогопоразделу
Раздел2.Гражданинигосударство
Основыконституционногостроя
2.1
РоссийскойФедерации
2.2
2.3

2.4

Высшиеорганыгосударственнойвластив
Российской Федерации
ГосударственнотерриториальноеустройствоРосси
йскойФедерации
Конституция Российской Федерации
оправовомстатусечеловекаигражданина

Итогопоразделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

6
БиблиотекаЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК

2

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел3. Человеквсистемесоциальныхотношений
3.1

Социальныеобщностиигруппы

2

3.2

Статусыироли.Социализацияличности.С
емьяи еёфункции

4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.3

3.4

Этносыинациивсовременном
обществе. Социальная
политикаРоссийскогогосударст
ва
Отклоняющееся поведение и
здоровыйобразжизни

БиблиотекаЦОК

3

https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414

Итогопоразделу

11

Человеквсовременномизменяющемсямире

5

Защитапроектов,итоговоеповторение

4

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОП
РОГРАММЕ

34

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯУЧЕНИКА
Учебник.Л.Н.Боголюбов.Обществознание.6класс/М.»Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
1. ЦОК
2. fipi.ru
3. vbudushee.ru
4. educont.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Объявление для родителей будущих первоклассников о приёме документов на 2024-2025 год

программма воспитания 2023-2024 учебный год.pdf (скачать)
Положение о приёме в школу.pdf (скачать)
форма заявления.doc (скачать)
Приказ о порядке приёма в школу.pdf (скачать)
o-prieme-dokumentov-v-1-klass-s-1aprelya-2024-goda.pdf (скачать)
о приёме документов в 1 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».