Краснодарский край, Абинский район, станица Мингрельская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя Кубани атамана
мингрельского хуторского казачьего общества С.А. Осьминина
муниципального образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 6 МО Абинский район
от 30 августа 2021 года протокол № 1
Председатель ______Парфёнова О.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
географии___________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10-11 классы__
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов 138
Учитель Петряник Татьяна Сергеевна, учитель географии МБОУ СОШ №6
(ФИО (полностью), должность (краткое наименование организации)
Программа разработана в соответствии
ФГОС ООО
(указать ФГОС)
С учетом примерной программы среднего общего образования по_______
географии
(указать примерную ООП/примерную программу учебного предмета)
С учетом УМК В.П. Максаковского (10-11 классы), Москва «Просвещение»,
2020г.
(указать автора, издательство, год издания)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного
и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной
стране; уважение к символам России, своего края.
2. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический
патруль», волонтёрство).
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать
моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности
и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других
регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
5. Ценности научного познания: ориентация деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения
различных источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
7. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
8. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645);
5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
11 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных
дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого развития;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и
территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и взаиморасположения
регионов и стран в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение регионов и стран в пространстве,
особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства регионов и изученных
стран;
3) сформированность
системы
комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства:
распознавать географические особенности проявления процессов
воспроизводства, миграции населения и урбанизации в различных регионах мира и
изученных странах;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения
географических факторов международной хозяйственной специализации изученных
стран; сравнения регионов мира и изученных стран по уровню социально-экономического
развития, специализации различных стран и по их месту в МГРТ; для классификации
стран отдельных регионов мира, в том числе по особенностям географического
положения, форме правления и государственного устройства, уровню социальноэкономического развития, типам воспроизводства населения с использованием
источников географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями в изученных странах; природными условиями и размещением
населения, природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства изученных стран;
прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных стран
зарубежной Европы с использованием источников географической информации;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических
знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических
понятий: применять изученные социально-экономические понятия: политическая карта,
государство; политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное
государство, федеративное государство; воспроизводство населения, демографический
взрыв, демографический кризис, старение населения, состав населения, структура
населения, экономически активное население, Индекс человеческого развития (ИЧР),
народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение населения,
демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация; мегалополисы,
развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны;
ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция;
международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение
труда; отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные
корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелёная энергетика»,
органическое сельское хозяйство; глобализация мировой экономики и деглобализация,
«энергопереход», международные экономические отношения, устойчивое развитие для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия
природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдения/исследования;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения/исследования; формулировать обобщения и выводы по результатам
наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники
географической информации для получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие
источники географической информации для выявления закономерностей социальноэкономических, природных и экологических процессов и явлений на территории регионов
мира и отдельных стран;
определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим
источникам географической информации качественные и количественные показатели,
характеризующие регионы и страны, а также географические процессы и явления,
происходящие в них; географические факторы международной хозяйственной
специализации отдельных стран с использованием источников географической
информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую
географическую информацию о регионах мира и странах для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять
различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения регионов мира и стран (в том числе и России), их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами; для изучения хозяйственного
потенциала стран, глобальных проблем человечества и их проявления на территории (в
том числе и России);
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.)
географическую информацию о населении, размещении хозяйства регионов мира и
изученных стран; их отраслевой и территориальной структуре их хозяйств,
географических особенностях развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации
из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать различные источники географической информации для решения учебных
и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения
изученных социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов в странах
мира: объяснять географические особенности стран с разным уровнем социальноэкономического развития, в том числе объяснять различие в составе, структуре и
размещении населения, в уровне и качестве жизни населения;
объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой
структуры хозяйства отдельных стран; особенности отраслевой и территориальной
структуры хозяйства изученных стран, особенности международной специализации стран
и роль географических факторов в её формировании; особенности проявления глобальных
проблем человечества в различных странах с использованием источников географической
информации;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие
сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления;
политико-географическое положение изученных регионов, стран и России; влияние
международных миграций на демографическую и социально-экономическую ситуацию в
изученных странах; роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и
сырьевых ресурсов в мировой экономике; конкурентные преимущества экономики
России; различные точки зрения по актуальным экологическим и социальноэкономическим проблемам мира и России; изменения направления международных
экономических связей России в новых экономических условиях;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; возможных путей решения
глобальных проблем.
2. Содержание учебного предмета:
ГЕОГРАФИЯ. 10-11 классы.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Раздел I. Человек и ресурсы Земли (16 часов)
Освоение человеком планеты Земля. Познание глубокой связи между человечеством
и природой - миссия географической науки. Эволюция природы до появления человека.
Географическая оболочка Земли - сфера взаимопроникновения и взаимодействия
литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы и среда жизни человека.
Взаимоотношения людей с природой на разных этапах развития цивилизации.
Индустриализация и природопользование. Возрастание антропогенного давления на
Землю в ХХ -XXI вв. Техногенез, его нынешние и будущие возможные последствия.
Учение о ноосфере - В. И. Вернадский.
Стремительное расширение границ ойкумены. Освоение пустынных и полупустынных
районов Африки, Азии, Австралии. Вовлечение в хозяйственный оборот арктических и
субарктических районов - освоение предгорных и горных районов мира. Освоение
шельфовых акваторий Мирового океана. Естественный, антропогенный, культурный
ландшафты.
Природные ресурсы и развитие стран. Многозначность понятия «ресурсы». Связь
природных и экономических ресурсов. Человек как связующее звено между природными
и экономическими ресурсами. Роль природных ресурсов в жизни общества. Виды
природных ресурсов, ресурсообеспеченность. Возобновляемые и невозобновляемые
ресурсы. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами - нефтью, газом, ураном,
рудными ископаемыми и др. Природно - ресурсный потенциал России.
Земельный фонд мира, его структура. Обеспеченность человечества пресной водой,
понятие о «водном голоде» на планете. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их
использования. Лесные ресурсы, их размещение по природным зонам и странам;
масштабы обезлесения. Роль природных ресурсов Мирового океана в жизни человечества;
марикультура.
Другие
виды
природных
ресурсов.
Истощение
природных
ресурсов.
Ресурсосберегающая, малоотходная и энергосберегающая технологии. Утилизация
вторичного сырья. Возможности России в развитии прогрессивных технологий.
Практические работы:
1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами
ресурсов.
2. Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив
развития альтернативной энергетики.
3. Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
4. Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Раздел II. Политическая карта мира (10 часов)
Формирование политической карты мира. Современная политическая карта мира
как итог нескольких тысячелетий её формирования. Изменения политического облика
мира на рубеже XX-XXI вв. Распад СССР. Количественные и качественные сдвиги на
карте мира.
Государство - главный объект политической карты. Территория и границы
государства. Делимитация и демаркация границ. Международные территории и
территории с неопределённым статусом. Формы правления государств - монархическая и
республиканская. Формы государственного устройства - унитарные и федеративные
государства. Основные типы стран; критерии их выделения.
Политическая география и геополитика. Территориальная дифференциация
политических явлений и процессов. Основные политические и военные союзы в
современном мире. Организация Объединённых Наций, её структура и роль в
современном мире. Специфика России как евразийской страны.
Практические работы:
1. Характеристика политико-географического положения страны.
2. Характеристика экономико-географического положения страны.
3. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
4. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты
мира.
5 Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
6. Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
7. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей
промышленности.
Раздел III. Население мира (12 часов)
Современная демографическая ситуация. Рост населения Земли - от медленного до
ускоренного. Воспроизводство населения. Суть и причины «демографического взрыва» в
ХХ в. Численность и размещение населения в разных регионах и странах мира.
Депопуляционные процессы в развитых странах. Демографическая ситуация в России.
Демографическая политика.
Структура населения. Возрастно-половой состав населения мира. Расовый,
этнический, религиозный, языковой, социальный состав населения мира, крупных стран и
регионов. Особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах
мира. Индекс развития человеческого потенциала (ИЧРП).
Миграции. Миграции населения - внутренние и внешние. Современные
миграционные процессы в мире. Острая проблема социальной адаптации иммигрантов
(Западная Европа, Россия и т.д.). Понятие мультикультурализма.
Занятость и расселение. Занятость населения мира, крупных стран и регионов.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы
урбанизации различных стран и регионов мира. Судьба мегалополисов.
Практические работы:
1. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
2. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
3. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и
тематических карт мира.
4. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Раздел IV. Культурная география мира (8 часов)
География культуры. Сущность культуры и многообразие её определений.
Характеристики культуры как региональные (географические) индикаторы. Ландшафт и
культура. Климат и образ жизни. Этническая мозаика и география культуры. Богатство и
разнообразие мировой культуры. Всемирное культурное и природное наследие, место
России в нём.
География религий. Взаимосвязь культур и религий. Территориальное
распространение христианства, ислама, буддизма, крупных национальных религий.
Современные цивилизации. Географические рубежи современных цивилизаций.
Цивилизации Запада и цивилизации Востока. Культурные районы мира. Глобализация и
судьбы локальных культур. Вклад России в мировую культуру.
Практические работы:
1. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия,
Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
2. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Раздел V. География мировой экономики (16 часов)
Мировая экономика. Понятие о научно-технической революции (НТР); её
характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная
структура мировой экономики. Динамика и тенденции её развития в начале XXI в. Четыре
сектора мировой экономики.
Социально-экономические модели стран. Государства аграрные, аграрно-сырьевые,
индустриальные, постиндустриальные. Развитые и развивающиеся страны. Государства центры экономической мощи и «аутсайдеры»; «полюсы» бедности; высокоразвитые
страны Западной Европы; страны переселенческого типа; новые индустриальные страны;
страны внешнеориентированного развития.
География важнейших отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленность.
Сельское хозяйство. Транспорт. Сфера услуг. Информационная, консалтинговая и научная
деятельность. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной
специализации стран и регионов мира.
Экономическая интеграция в современном мире. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные союзы в экономической сфере (ЕС, НАФТА и др.).
Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи экономические, научно-технические. Производственное сотрудничество, создание
свободных экономических зон (СЭЗ). Международная торговля - основные направления и
структура.
Главные центры мировой торговли. Глобализация мировой экономики. Место России в
глобальной экономике.
Практические работы:
1. Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и
нематериальной сферы.
2. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении
труда.
3. Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны,
города.
Раздел VI. Регионы и страны мира (35 часов)
Географические регионы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты
регионального деления мира. Культурно - исторические регионы мира, их основные
характеристики.
Многообразие стран. Различия стран современного мира по размерам территории,
численности населения, особенностям населения, особенностям географического
положения. Экономические и социальные контрасты.
Географические особенности стран и регионов. Специфические и типологические
черты стран и регионов, играющие видную роль в функциональном механизме мировой
политики и экономики.
Зарубежная Европа: территория, границы, географическое положение, природные
условия и ресурсы, население. Хозяйство: место в мире, различия между странами.
Географический рисунок расселения и хозяйства. Регионы Западной Европы и
Центрально-Восточной Европы. Германия, Великобритания, Франция.
Общая характеристика зарубежной Азии. Межэтнические и религиозные конфликты.
Роль региона в мировом хозяйстве. КНР, Япония. Регионы Юго-Восточной, Южной
(Индия), Юго-Западной Азии.
Общая характеристика Африки. Континентальный тип отраслевой структуры
хозяйства. Монокультурная специализация хозяйства. Субрегионы Северной и
Тропической Африки. ЮАР - страна с двойной экономикой.
Общая характеристика США. Городские агломерации и мегалополисы.
Североамериканский тип транспорт ной системы. Промышленные районы и пояса США.
Макрорегионы США. Канада.
Общая характеристика Латинской Америки. Латиноамериканский тип города. Понятие
«ложная урбанизация». Страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика).
Австралия и Океания.
Российская Федерация и постсоветский регион. Общие географические
характеристики стран (по выбору).
Практические работы:
1. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
2. Анализ международных экономических связей страны.
3. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и
геоэкономического положения России.
4. Определение основных направлений внешних экономических, политических,
культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
5. Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных
проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.
Раздел VII. Глобальные проблемы человечества (10 часов)
Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные,
региональные, зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о
глобальных проблемах современности - естественно-научных и общественных. Старые и
новые глобальные проблемы.
Приоритетные
глобальные
проблемы.
Энергетическая,
сырьевая,
продовольственная, демографическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости.
Характер, масштабы, острота, региональные проявления глобальных проблем.
Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические
экологические проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем
человечества, наиболее прочные звенья, связывающие их воедино. Возможные пути
решения («смягчения») глобальных проблем. Место и роль России в появлении,
обострении и возможном решении (смягчении) отдельных глобальных проблем.
Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся экономических,
политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль географии в исследовании
глобальных проблем человечества.
Практические работы:
1. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем
человечества.
2. Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
3. Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме.
4. Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм,
картосхем.
Так как на каждом уроке географии в рамках деятельного подхода осуществляется
практическая направленность, все предложенные практические работы будут выполнены,
но в тематическое планирование будут внесены следующие практические работы:
10 класс
Практическая работа
Название практической работы
Практическая работа 1
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества)
основными видами ресурсов.
Характеристика экономико-географического положения
страны.
Классификация стран мира на основе анализа политической и
экономической карты мира.
Определение состава и структуры населения на основе
статистических данных.
Составление экономико-географической характеристики одной
из отраслей промышленности
Практическая работа 2
Практическая работа 3
Практическая работа 4
Практическая работа 5
Практическая работа 6
Практическая работа
Практическая работа 1
Практическая работа 2
Практическая работа 3
Практическая работа 4
Практическая работа 5
Практическая работа 6
Оценка эффективности демографической политики отдельных
стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе
статистических данных.
11 класс
Название практической работы
Определение международной специализации крупнейших
стран и регионов мира.
Прогнозирование изменения численности населения мира и
отдельных регионов.
Анализ международных экономических связей страны.
Анализ и объяснение особенностей современного
геополитического и геоэкономического положения России.
Отображение статистических данных в геоинформационной
системе или на картосхеме.
Анализ международного сотрудничества по решению
глобальных проблем человечества
3. Тематическое планирование
10 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 70 ч)
Раздел
Количество
часов
Введение
Раздел I.
Человек и
ресурсы
Земли
(1 ч)
(17 ч)
Темы
Что изучает социально-экономическая
география мира.
Познание глубокой связи между
человечеством и природой - миссия
географической науки.
Взаимоотношения людей с природой на
разных этапах развития цивилизации.
Освоение пустынных и полупустынных
районов Африки, Азии, Австралии.
Вовлечение в хозяйственный оборот
арктических и субарктических районов освоение предгорных и горных районов
мира
Освоение шельфовых акваторий
Мирового океана.
Виды природных ресурсов,
ресурсообеспеченность.
Практическая работа 1
Обеспеченность стран стратегическими
ресурсами - нефтью, газом, ураном,
рудными ископаемыми и др.
Земельный фонд мира, его структура.
Обеспеченность человечества пресной
водой, понятие о «водном голоде» на
планете.
Лесные ресурсы, их размещение по
Количество
часов
1
1
1
1
Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
Выявлять масштабы освоения
континентов Земли путём
анализа географических карт
(климатических, плотности
населения мира, специализации
сельского хозяйства и др.).
Объяснять различия в истории
заселения, освоения и развития
территорий.
Основные направления
воспитательной
деятельности
Ценности научного познания
Патриотическое воспитание
Гражданское воспитание
Экологическое воспитание
Ценности научного познания
Экологическое воспитание
1
Экологическое воспитание
1
1
1
1
1
Устанавливать
местонахождение (с указанием
государственной
принадлежности) интенсивно
осваиваемых в настоящее время:
а) пустынных и полупустынных
районов Азии, Африки и
Австралии; б) арктических и
субарктических территорий; в)
предгорных и горных районов
мира; Г0 территории, занятых
Ценности научного
познания, трудовое
воспитание
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
природным зонам и странам; масштабы
обезлесения.
Роль природных ресурсов Мирового
океана в жизни человечества;
марикультура.
Другие виды природных ресурсов.
Истощение природных ресурсов.
Ресурсосберегающая, малоотходная и
энергосберегающая технологии.
Утилизация вторичного сырья.
Возможности России в развитии
прогрессивных технологий.
Итоговый урок по разделу «Человек и
ресурсы Земли»
1
1
1
1
1
1
1
1
влажными экваториальными
лесами и саваннами; д)
шельфовых акваторий
Мирового океана. Подбирать и
систематизировать
информацию, строить
поисковый запрос по изучаемой
теме. Устанавливать с помощью
географических карт страны,
располагающие наиболее
широким ассортиментом
природных ресурсов.
Составлять конспективносправочную таблицу с
примерами ресурсоизбыточных,
ресурсодостаточных и
ресурсонедостаточных стран.
Определять по формуле
ресурсообеспеченность (общую
и на душу населения)
конкретных стран каким-либо
видом природных ресурсов.
Осуществлять поиск
статистической информации в
Интернете, оценивать её
достоверность. Составлять
картосхему крупнейших
нефтегазоносных провинций
мира. Определять с помощью
почвенной карты мира страны и
регионы, обладающие наиболее
плодородными почвами.
Составлять сравнительную
Экологическое воспитание
Раздел II.
Политическая
Изменения политического облика мира
на рубеже XX-XXI вв.
1
характеристику обеспеченности
отдельных регионов и стран
пахотными землями. Выявлять
масштабы опустынивания,
используя Интернет ресурсы и
космические снимки.
Устанавливать с помощью
различных источников
информации обеспеченность
крупных регионов мира
ресурсами пресной воды.
Составлять сравнительную
характеристику
гидроэнергетического
потенциала крупных регионов
мира. Оценивать
обеспеченность отдельных
стран минеральными ресурсами.
Формулировать выводы о роли
природных ресурсов в жизни
человечества. Представлять
информацию в виде сообщений
и презентаций. Обсуждать в
группах проблемы
рационального использования
природных ресурсов и
применения сберегающих
технологий. Формулировать,
аргументировать и отстаивать
свою точку зрения.
Объяснять и оценивать
изменения на политической
карте мира. Составлять таблицу
Патриотическое воспитание
Ценности научного
карта мира
(11 ч)
Территория и границы государства.
Практическая работа 2
Основные типы стран; критерии их
выделения.
Формы правления государств монархическая и
республиканская
Формы государственного устройства унитарные и федеративные государства.
Политическая география и геополитика.
Территориальная дифференциация
политических явлений и процессов.
Основные политические и военные
союзы в современном мире.
Практическая работа 3
Организация Объединённых Наций, её
структура и роль в современном мире.
Специфика России как евразийской
страны.
Итоговый урок по разделу
«Политическая карта мира»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Этапы формирования
политической карты мира.
Систематизировать
информацию о территории,
границах, формах правления и
государственного устройства
стран мира. Составлять таблицу
«Государственный строй стран
мира». Представлять
информацию в вербальном и
невербальном виде (сообщения,
диаграммы, картосхемы,
электронные презентации).
Наносить на контурную карту
крупнейшие по площади и
населению страны мира и их
столицы
Характеризовать политикогеографическое положение
стран и регионов мира.
Оценивать текущие
геополитические процессы в
мире на основе материала
учебника, ресурсов библиотек и
Интернета. Характеризовать
основные геополитические
проблемы, определять причины
их возникновения и последствия
развития. Отбирать и
представлять информацию в
разных формах (тезисы,
сообщение, репортаж,
аналитическая справка, реферат,
познания, трудовое
воспитание
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Патриотическое воспитание
Ценности научного
познания, трудовое
воспитание
Физическое воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Ценности научного познания
Раздел III.
Население
мира
(13 ч)
Рост численности населения Земли - от
медленного до ускоренного.
Воспроизводство населения.
Демографическая политика.
Возрастно-половой состав населения
мира.
Расовый, этнический, религиозный,
языковой, социальный состав населения
мира, крупных стран и регионов.
1
1
1
обзор). Выявлять и обсуждать в
группе роль и место России в
наиболее значимых
геополитических ситуациях
современности, отличать факты
от суждений, мнений, оценок.
Формулировать собственное
мнение, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения,
сотрудничать при выработке
общего решения.
Объяснять динамику
численности населения мира в
разные исторические периоды.
Строить столбиковую
диаграмму «Рост численности
населения Земли от древности
до наших дней». Выявлять
особенности размещения
населения в разных регионах и
станах мира. Сравнивать
процессы воспроизводства
населения в разных регионах
мира. Прогнозировать
тенденции и последствия
изменения демографической
ситуации на основе анализа
статистических данных.
Определять по статистическим
данным возрастной и половой
состав населения стран мира.
Сравнивать и объяснять
различия между возрастно-
Гражданское воспитание
Гражданское воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Ценности научного
познания, трудовое
воспитание
Практическая работа 4
Особенности уровня и качества жизни
населения в разных странах и регионах
мира.
1
1
Численность и размещение населения в
разных регионах и странах мира.
1
половыми пирамидами стран
первого и второго типов
воспроизводства населения.
Устанавливать с помощью
географических карт ареалы
проживания крупнейших
народов и распространения
основных языков, мировых
религий. Сравнивать качество
жизни населения в отдельных
странах. Анализировать
различия в Индексе развития
человеческого потенциала
(ИРЧП) на основе
статистических данных.
Отбирать и сравнивать
статистические показатели,
используя материалы учебника,
ресурсы библиотек и Интернета
и оценивать достоверность
информации.
Сравнивать структуру занятости
экономически активного
населения в крупных странах и
регионах мира. Оценивать
тенденции изменения структуры
занятости населения в
экономиках различных стран
мира н основе статистически
данных. Выявлять
закономерности развития и
размещения городского и
сельского населения. Строить на
Духовно-нравственное
воспитание
Гражданское воспитание
Миграции населения - внутренние и
внешние.
Современные миграционные процессы в
мире.
Индекс развития человеческого
потенциала.
Специфика городских и сельских
поселений.
Масштабы и темпы урбанизации
различных стран и регионов мира.
Судьба мегалополисов.
Итоговый урок по разделу «Население
мира»
1
1
1
1
1
1
1
контурной карте мира
картодиаграмму численности
городского населения крупны
регионов мира. Объяснять
различия в темпах и уровнях
урбанизации отдельных
территорий. Составлять таблицу
ведущих признаков понятия
«урбанизация». Оценивать
влияние урбанизации на
окружающую среду. Наносить
на контурную карту
крупнейшие городские
агломерации мира.
Устанавливать с помощью
географических карт регионы с
высокой плотностью населения;
объяснять причины их
возникновения. Выявлять виды
экстремальных условий,
неблагоприятных для
расселения населения.
Устанавливать с помощью
географических карт и
объяснять направления
основных миграционных
потоков. Объяснять влияние
миграций на рынок труда.
Характеризовать миграционные
процессы на примере отдельных
стран и регионов. Отбирать и
систематизировать информацию
о социальной адаптации
Гражданское воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Физическое воспитание
Ценности научного познания
Физическое воспитание
Ценности научного познания
Раздел IV.
Культурная
география
мира
(8 ч)
Сущность культуры и многообразие её
определений.
Ландшафт и культура. Климат и образ
жизни.
Этническая мозаика и география
культуры.
Всемирное культурное и природное
наследие, место России в нём.
1
1
1
1
География религий.
Современные цивилизации.
1
1
Вклад России в мировую культуру.
Итоговый урок по разделу «Культурная
география мира»
1
1
мигрантов в разных странах
мира и в России. Анализировать
эту проблему, используя разные
источники информации.
Отличать факты от суждений,
мнений, оценок. Формулировать
предложения по решению
проблемы, обсуждать их в
группе. Аргументировать и
отстаивать свою точку зрения,
сотрудничать при выработке
общего мнения.
Выявлять и объяснять
географические аспекты
развития мировой культуры.
Объяснять связи между
природными особенностями и
образом жизни людей в странах,
расположенных в различных
природных зонах. Отбирать
информацию об объектах
Всемирного культурного и
природного наследия ЮНЕСКО
и представлять её в виде
электронной презентации.
Устанавливать с помощью
географических карт ареалы
распространения мировых и
крупных национальных
религий. Наносить на
контурную карту наиболее
известные религиозные центры
мира (Ватикан, Мекка, Медина,
Патриотическое воспитание
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Гражданское воспитание
Ценности научного познания
Раздел V.
География
мировой
экономики
(19 ч)
Понятие о научно-технической
революции (НТР); её характерные черты
и составные части.
Мировое хозяйство.
Отраслевая и территориальная структура
мировой экономики.
Четыре сектора мировой экономики.
Государства аграрные, аграрносырьевые, индустриальные,
постиндустриальные.
Добывающая и обрабатывающая
промышленность
Добывающая и обрабатывающая
промышленность.
Практическая работа 5
Сельское хозяйство.
1
1
1
1
1
1
1
1
Сергиев Посад, Лхаса, Вифлеем,
Иерусалим, Солт-Лейк-Сити,
Пушкар и др.)
Анализировать динамику
функциональной структуры
мировой экономики на
протяжении исторического
периода. Представлять
информацию о структуре
мировой экономики в виде
схемы или диаграммы.
Сравнивать функциональную и
отраслевую структуру экономик
различных стран мира ан основе
статистических данных .
Составлять таблицу «Главные
направления развития
производства в эпоху НТР».
Наносить на контурную карту
главные центры мирового
хозяйства. Обсуждать
тенденции изменения и
перспективы развития
структуры мировой экономики.
Характеризовать отрасли
мировой экономики, отмечая их
специфические черты.
Объяснять факты размещения
отраслей, используя
географические карты.
Сравнивать страны мира по
показателю душевого
потребления первичных
Ценности научного познания
Физическое воспитание
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Ценности научного
познания, трудовое
воспитание
Физическое воспитание
Сельское хозяйство.
Транспорт.
Сфера услуг.
Международное географическое
разделение труда.
Отрасли международной специализации
стран и регионов мира.
1
1
1
1
1
энергоресурсов. Выделять
первую десятку стран-лидеров в
добыче и производстве
основных видов продукции
(нефти, газа, производстве
электроэнергии, выплавке
металла). Характеризовать
основные нефтяные,
железорудные мосты,
газопроводы. Составлять
характеристику отдельных
отраслей, используя типовой
план характеристики отрасли
мирового хозяйства, карт атласа,
Интернета. Составлять таблицу
«Группировка стран мира по
уровню развития
машиностроения». Выделят
страны – лидеры по
производству основных видов
сельскохозяйственной
продукции, используя
географические карты,
статистические материал.
Характеризовать состав и
основные черты размещение
сухопутного, водного и
воздушного транспорта мира.
Сравнивать страны мира по
показателю обеспеченности
транспортной сетью. Составлять
диаграмму «Страны,
занимающие первое – третье
места в мире по производству
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции». Определят по
различным источникам
информации главные страны –
экспортёры промышленной и
сельскохозяйственной
продукции. Составлять таблицу,
отражающую воздействие
промышленности, сельского
хозяйства и транспорта на
окружающую среду.
Устанавливать зависимость
специализации районов (стран)
в международном и
межрайонном географическом
разделении труда от
особенностей их природных
условий и ресурсов. Выявлять
основные мировые
промышленные районы и
центры; основные районы
зернового хозяйства мира;
крупнейшие мировые
транспортные узлы.
Представлять информацию в
виде картосхем (наносить на
контурную карту) и
обоснований в устной или
письменной форме. Объяснять
последовательность логических
операций, аргументируя и
Экономическая интеграция в
современном мире.
Крупнейшие мировые фирмы и
транснациональные корпорации (ТНК).
Производственное сотрудничество,
создание свободных экономических зон
(СЭЗ).
Международная торговля - основные
направления и структура.
Место России в глобальной экономике.
Практическая работа 6
Итоговый урок по разделу «География
1
1
1
1
1
оценивания правильность своих
действий. Определять страныэкспортёры основных видов
промышленной продукции и
сельскохозяйственной
продукции и главных видов
сырья; страны,
предоставляющие банковские и
другие виды международных
услуг; районы международного
туризма и отдыха. Использовать
материалы учебника, ресурсы
библиотек и Интернета,
оценивать достоверность
информации. Объяснять
факторы специализации стран и
регионов мира и определять их
участие в международном
географическом разделении
труда.
Характеризовать различные
формы мирохозяйственных
связей. Объяснять причины
возникновения международных
отраслевых и региональных
союзов. Наносить на контурную
карту региональные
экономические группировки.
Систематизировать
информацию о крупнейших
мировых фирмах и ТНК в
табличной форме. Строить
поисковые запросы по
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Ценности научного
познания, трудовое
воспитание
Ценности научного познания
мировой экономики»
Итоговый
урок
Итого
(1 ч)
(70 ч)
Итоговый урок по курсу «География. 10
класс».
1
изучаемой теме.
Характеризовать основные
направления и структуру
международной торговли.
Наносить на контурную карту
главнее центры мировой
торговли., первые десять стран
по объёму внешней торговли.
Показывать на контурной карте
крупнейшие международные
двусторонние товарные потоки.
Использовать материалы СМИ,
Интернета, GPS-навигатора,
ГИС для сбора и обобщения
информации о мировом рынке
капитала. Оценивать тенденции
создания единых
энергетических, транспортных,
информационных систем в
мировой экономике. Оценивать
по статистическим данным и
тематическим картам место и
роль России в мировой
торговле. Подготавливать и
обсуждать учебные проекты в
рамках изучаемой темы.
Планировать пути и оценивать
необходимый ресурс для
достижения поставленной цели.
Ценности научного познания
1
70 ч
11 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч
Раздел
Количество
часов
Раздел VI.
Регионы и
страны мира
Географические
регионы
Географические
особенности
стран и
регионов.
Темы
Количество
часов
Понятие о географическом регионе.
Основные варианты регионального
деления мира.
Культурно-исторические регионы мира,
их основные характеристики.
Различия стран современного мира по
размерам территории, численности
населения, особенностям
географического положения.
Экономические и социальные
контрасты. Практическая работа 1
1
Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
Основные направления
воспитательной
деятельности
(49 ч)
(5 ч)
(44 ч)
Зарубежная Европа: территория,
границы, географическое положение.
Природные условия и ресурсы.
Население. Практическая работа 2
Хозяйство: место в мире, различия
между странами.
1
1
1
1
1
1
1
1
Объяснять критерии выделения Патриотическое воспитание
географических регионов.
Гражданское воспитание
Характеризовать культурноисторические регионы мира
Духовно-нравственное
(Лондон, Париж и др.).
воспитание
Готовить проект
Эстетическое воспитание
«Двухнедельные каникулы в
зарубежной Европе».
Определять различия стран
современного мира по размерам
Ценности научного
территории, численности
познания, трудовое
населения, особенностям
воспитание
населения, географического
положения. Создавать
ментальные карты стран и
регионов мира. Представлять
информацию в табличной или
картографической форме.
Составлять социальноЦенности научного познания
экономическую характеристику
отдельной страны. Определять
Ценности научного познания
роль страны в функциональном
Трудовое воспитание
механизме мировой политики и Ценности научного познания
экономики. Наносить на
Географический рисунок расселения и
хозяйства.
Регионы Западной Европы.
Регионы Центральной Европы.
Регионы Восточной Европы.
Германия.
Великобритания.
Франция.
Общая характеристика зарубежной
Азии.
Межэтнические и региональные
конфликты.
Роль региона в мировом хозяйстве.
КНР.
Япония. Практическая работа 3
Регионы Восточной Азии.
Регионы Юго-Восточной Азии.
Регионы Южной Азии
Индия.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
контурную карту главные
страны, специализирующиеся
на производстве, добыче и
экспорте основных видов
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции. Наносить на
контурную карту главные
промышленные центры,
сельскохозяйственные районы,
транспортные магистрали и
морские порты региона
(страны). Составлять
комплексную географическую
характеристику стан разных
типов и крупных регионов
мира, отмечая их
географическую специфику, в
устной или письменной форме.
Отбирать и представлять
информацию о странах мира в
виде электронных презентаций.
Составлять социальноэкономическую характеристику
отдельной страны. Определять
роль страны в функциональном
механизме мировой политики и
экономики. Наносить на
контурную карту главные
промышленные центры,
сельскохозяйственные районы,
транспортные магистрали и
морские порты региона
Ценности научного познания
Физическое воспитание
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Физическое воспитание
Физическое воспитание
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Трудовое воспитание
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Физическое воспитание
Ценности научного познания
Физическое воспитание
Физическое воспитание
Регионы Западной Азии.
Регионы Юго-Западной Азии.
1
1
Общая характеристика Африки.
Континентальный тип отраслевой
структуры хозяйства.
Монокультурная специализация
хозяйства.
Субрегионы Северной Африки.
Субрегионы Тропической Африки.
ЮАР - страна с двойной экономикой.
1
Общая характеристика США.
Городские агломерации и мегалополисы.
Североамериканский тип транспорт ной
системы.
Промышленные районы и пояса США.
1
1
1
1
1
1
1
1
(страны). Составлять
комплексную географическую
характеристику стан разных
типов и крупных регионов
мира, отмечая их
географическую специфику, в
устной или письменной форме.
Отбирать и представлять
информацию о странах мира в
виде электронных презентаций.
Составлять социальноэкономическую характеристику
отдельной страны. Определять
роль страны в функциональном
механизме мировой политики и
экономики. Наносить на
контурную карту главные
промышленные центры,
сельскохозяйственные районы,
транспортные магистрали и
морские порты региона
(страны). Составлять
комплексную географическую
характеристику стан разных
типов и крупных регионов
мира, отмечая их
географическую специфику, в
устной или письменной форме.
Составлять социальноэкономическую характеристику
отдельной страны. Определять
роль страны в функциональном
механизме мировой политики и
Физическое воспитание
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Физическое воспитание
Трудовое воспитание
Экологическое воспитание
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание
Экологическое воспитание
Гражданское воспитание
Ценности научного познания
Макрорегионы США.
Канада.
Общая характеристика Латинской
Америки.
Латиноамериканский тип города.
Понятие «ложная урбанизация».
Страны Латинской Америки.
Бразилия.
Мексика.
Австралия и Океания.
Российская Федерация и постсоветский
регион. Практическая работа 4
Общие географические характеристики
стран (по выбору). Практическая
работа 5
Итоговый урок по разделу «Регионы и
страны мира»
Раздел VII.
Глобальные
проблемы
человечества
(18 ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Глобальные процессы и человечество
Понятие о глобальных проблемах
современности - естественно - научных
и общественных.
Старые и новые глобальные проблемы.
1
Энергетическая проблема
1
1
1
экономики. Наносить на
контурную карту главные
страны, специализирующиеся
на производстве, добыче и
экспорте основных видов
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции. Наносить на
контурную карту главные
промышленные центры,
сельскохозяйственные районы,
транспортные магистрали и
морские порты региона
(страны). Составлять
комплексную географическую
характеристику стан разных
типов и крупных регионов
мира, отмечая их
географическую специфику, в
устной или письменной форме.
Отбирать и представлять
информацию о странах мира в
виде электронных презентаций.
Систематизировать
информацию о проявлении
глобальных процессов разного
уровня. Объяснять критерии
выделения и причины
возникновения глобальных
проблем человечества. Строить
поисковые запросы по
изучаемой теме.
Характеризовать масштабы и
Физическое воспитание
Физическое воспитание
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Патриотическое воспитание
Физическое воспитание
Физическое воспитание
Физическое воспитание
Ценности научного
познания, трудовое
воспитание
Ценности научного
познания, трудовое
воспитание
Ценности научного познания
Экологическое воспитание
Ценности научного познания
Экологическое воспитание
Физическое воспитание
Сырьевая проблема.
Продовольственная проблема.
Демографическая проблема.
1
1
1
Экологическая проблема.
Проблема отсталости.
Характер, масштабы, острота,
региональные проявления глобальных
проблем.
Геоэкология - фокус глобальных
проблем человечества.
Общие и специфические экологические
проблемы разных регионов Земли.
Взаимосвязь глобальных проблем
человечества, наиболее прочные звенья,
связывающие их воедино.
Возможные пути решения («смягчения»)
глобальных проблем.
Практическая работа 6
Место и роль России в появлении,
обострении и возможном решении
(смягчении) отдельных глобальных
проблем.
Необходимость переоценки
человечеством некоторых ранее
устоявшихся экономических,
политических, идеологических и
культурных ориентиров.
Роль географии в исследовании
глобальных проблем человечества.
Итоговый урок по разделу «Глобальные
проблемы человечества».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
остроту приоритетных
глобальных проблем.
Составлять характеристику
географических аспектов
глобальных проблем
человечества. Строить
логическое рассуждение и
устанавливать связи и
обобщения; составлять
графический конспект темы.
Составлять графическую схему
«Альтернативные источники
энергии»., комментировать её,
объясняя преимущества
альтернативных источников
перед традиционными.
Отбирать из разных источников
информацию о развитии
атомной энергетики в
современном мире.
Формировать собственную
позицию по перспективам
развития отрасли и путям
решения имеющихся проблем.
Отбирать информацию для
подготовки реферата на тему
«На пути к безъядерному и
безопасному миру». Обсуждать
в группах разные точки зрения,
аргументировать и отстаивать
свою позицию, сотрудничать
при выработке общего
решения. Применять
Физическое воспитание
Гражданское воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
Физическое воспитание
Физическое воспитание
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
Ценности научного
познания, трудовое
воспитание
Ценности научного познания
Ценности научного познания
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
полученные знания,
разнообразные источники
географической информации
для подготовки и проведения
диспута на тему «Проблемы
здоровья и долголетия
человека». Формулировать и
обосновывать полученные
выводы. Представлять в
графической, справочнотабличной или табличной
формах информацию о
наименее развитых странах
современного мира. Сравнивать
остроту продовольственной
проблемы в разных странах
мира на основе данных о
калорийности питательного
рациона населения отдельных
стран. Создавать устное или
письменное высказывание об
общих и специфических
экологических проблемах
разных регионов Земли.
Отмечать социальноэкономические аспекты
экологических проблем.
Итоговый
урок
Итого
(1 ч)
(68 ч)
Итоговый урок по курсу «География. 11
класс».
1
68 ч