Рабочая программа ФОП химия 10-11 база

Краснодарский край , Абинский район, станица Мингрельская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя Кубани атамана
мингрельского хуторского казачьего общества С.А. Осьминина
муниципального образования Абинский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 6 МО Абинский район
от 31 августа 2022 года протокол № 1
Председатель ______Парфенова О.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

химии_____________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) среднего общее образование, 10-11 классы
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов

68

Учитель Половая Ксения Александровна, учитель химии МБОУ СОШ № 6
(ФИО ( полностью), должность ( краткое наименование организации)

Программа разработана в соответствии
ФГОС СОО
(указать ФГОС)

С учетом

примерной программы среднего общего образования по химии
(указать примерную ООП/примерную программу учебного предмета )

С учетом УМК О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков «Просвещение»,2019г.
(указать автора, издательство, год издания )

1

Пояснительная записка.
Программа по химии на уровне среднего общего образования разработана на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, с учётом Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы, и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Основу подходов к разработке программы по химии, к определению общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Химия» для 10–11 классов на базовом уровне составили концептуальные положения
ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и
требований к уровню подготовки выпускников.
В соответствии с данными положениями программа по химии (базовый уровень) на
уровне среднего общего образования:
устанавливает обязательное (инвариантное) предметное содержание, определяет
количественные и качественные его характеристики на каждом этапе изучения предмета,
предусматривает принципы структурирования содержания и распределения его по
классам, основным разделам и темам курса;
даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам,
рекомендует примерную последовательность изучения отдельных тем курса с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся 10–11 классов;
даёт методическую интерпретацию целей изучения предмета на уровне
современных приоритетов в системе среднего общего образования, содержательной
характеристики планируемых результатов освоения основной образовательной
программы среднего общего образования (личностных, метапредметных, предметных),
основных видов учебно-познавательной деятельности обучающегося по освоению
содержания предмета. По всем названным позициям в программе по химии соблюдена
преемственность с федеральной рабочей программой основного общего образования по
химии (для 8–9 классов образовательных организаций, базовый уровень).
Программа по химии является ориентиром для составления рабочих программ,
авторы которых могут предложить свой подход к структурированию и
последовательности изучения учебного материала, а также своё видение относительно
возможности выбора вариативной составляющей содержания предмета дополнительно к
обязательной (инвариантной) части его содержания.
Химическое образование, получаемое выпускниками общеобразовательной
организации, является неотъемлемой частью их образованности и служит завершающим
этапом реализации на соответствующем базовом уровне ключевых ценностей, присущих
целостной системе химического образования. Ключевые ценности касаются познания
законов природы, формирования мировоззрения и общей культуры человека, а также
экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде.
Реализуется химическое образование обучающихся на уровне среднего общего
образования средствами учебного предмета «Химия», содержание и построение которого
определены в программе по химии с учётом специфики науки химии, её значения в
познании природы и в материальной жизни общества, а также с учётом общих целей и
принципов, характеризующих современное состояние системы среднего общего
образования в Российской Федерации.
При формировании содержания предмета «Химия» учтены следующие положения
о специфике и значении науки химии.
Химия как элемент системы естественных наук играет особую роль в создании
новой базы материальной культуры, вносит свой вклад в формирование рационального
2

научного мышления, в создание целостного представления об окружающем мире как о
единстве природы и человека, которое формируется в химии на основе понимания
вещественного состава окружающего мира, осознания взаимосвязи между строением
веществ, их свойствами и возможными областями применения.
Современная химия как наука созидательная, наука высоких технологий
направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества –
сырьевой, энергетической, пищевой, экологической безопасности и охраны здоровья.
Тесно взаимодействуя с другими естественными науками, химия стала неотъемлемой
частью мировой культуры, необходимым условием успешного труда и жизни каждого
члена общества.
В соответствии с общими целями и принципами среднего общего образования
содержание предмета «Химия» (10–11 классы, базовый уровень изучения) ориентировано
преимущественно на общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для
выработки мировоззренческих ориентиров, успешного включения в жизнь социума,
продолжения образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы – «Органическая
химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых
являются основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением
знаний из общей химии) и органической химии. Формирование данной системы знаний
при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия
веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
Структура содержания курсов – «Органическая химия» и «Общая и неорганическая
химия» сформирована в программе по химии на основе системного подхода к изучению
учебного материала и обусловлена исторически обоснованным развитием знаний на
определённых теоретических уровнях. В курсе органической химии вещества
рассматриваются на уровне классической теории строения органических соединений, а
также на уровне стереохимических и электронных представлений о строении веществ.
Сведения об изучаемых в курсе веществах даются в развитии – от углеводородов до
сложных биологически активных соединений. В курсе органической химии получают
развитие сформированные на уровне основного общего образования первоначальные
представления о химической связи, классификационных признаках веществ, зависимости
свойств веществ от их строения, о химической реакции.
В предмете «Химия» базового уровня рассматривается изученный на уровне
основного общего образования теоретический материал и фактологические сведения о
веществах и химической реакции. Так, в частности, в курсе «Общая и неорганическая
химия» обучающимся предоставляется возможность осознать значение периодического
закона с общетеоретических и методологических позиций, глубже понять историческое
изменение функций этого закона – от обобщающей до объясняющей и прогнозирующей.
Единая система знаний о важнейших веществах, их составе, строении, свойствах и
применении, а также о химических реакциях, их сущности и закономерностях протекания
дополняется в курсах 10 и 11 классов элементами содержания, имеющими
культурологический и прикладной характер. Эти знания способствуют пониманию
взаимосвязи химии с другими науками, раскрывают её роль в познавательной и
практической деятельности человека, способствуют воспитанию уважения к процессу
творчества в области теории и практических приложений химии, помогают выпускнику
ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией,
критически осмысливать информацию и применять её для пополнения знаний, решения
интеллектуальных и экспериментальных исследовательских задач. Содержание учебного
предмета «Химия» данного уровня изучения ориентировано на формирование у
обучающихся мировоззренческой основы для понимания философских идей, таких как:
материальное единство неорганического и органического мира, обусловленность свойств
веществ их составом и строением, познаваемость природных явлений путём эксперимента
3

и решения противоречий между новыми фактами и теоретическими предпосылками,
осознание роли химии в решении экологических проблем, а также проблем сбережения
энергетических ресурсов, сырья, создания новых технологий и материалов.
В плане решения задач воспитания, развития и социализации обучающихся
принятые программой по химии подходы к определению содержания и построения
предмета предусматривают формирование у обучающихся универсальных учебных
действий, имеющих базовое значение для различных видов деятельности: решения
проблем, поиска, анализа и обработки информации, необходимых для приобретения
опыта практической и исследовательской деятельности, занимающей важное место в
познании химии.
В практике преподавания химии как на уровне основного общего образования так и
на уровне среднего общего образования, при определении содержательной
характеристики целей изучения предмета направлением первостепенной значимости
традиционно признаётся формирование основ химической науки как области
современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из
компонентов мировой культуры. С методической точки зрения такой подход к
определению целей изучения предмета является вполне оправданным.
Главными целями изучения предмета «Химия» на уровне среднего общего
образования на базовом уровне являются:
формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей
естественно-научной картины мира, в основе которой лежат ключевые понятия,
фундаментальные законы и теории химии, освоение языка науки, усвоение и понимание
сущности доступных обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей
их развития и становления;
формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и
химических реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире
веществ и химических явлений, имеющих место в природе, в практической и
повседневной жизни;
развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и
объяснением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с
веществами.
Содержательная характеристика целей и задач изучения предмета в программе по
химии уточнена и скорректирована в соответствии с новыми приоритетами в системе
среднего общего образования. Сегодня в преподавании химии в большей степени отдаётся
предпочтение практической компоненте содержания обучения, ориентированной на
подготовку выпускника оющеобразовательной организации, владеющего не набором
знаний, а функциональной грамотностью, то есть способами и умениями активного
получения знаний и применения их в реальной жизни для решения практических задач.
В этой связи при изучении предмета «Химия» доминирующее значение
приобретают такие цели и задачи, как:
адаптация обучающихся к условиям динамично развивающегося мира,
формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию,
сотрудничеству, самостоятельному принятию грамотных решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением;
формирование у обучающихся ключевых навыков (ключевых компетенций),
имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем,
поиска, анализа и обработки информации, необходимых для приобретения опыта
деятельности, которая занимает важное место в познании химии, а также для оценки с
позиций экологической безопасности характера влияния веществ и химических процессов
на организм человека и природную среду;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые знания по химии в
4

соответствии с жизненными потребностями, использовать современные информационные
технологии для поиска и анализа учебной и научно-популярной информации химического
содержания;
формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического
мышления, наблюдательности, собранности, аккуратности, которые особенно
необходимы, в частности, при планировании и проведении химического эксперимента;
воспитание у обучающихся убеждённости в гуманистической направленности
химии, её важной роли в решении глобальных проблем рационального
природопользования, пополнения энергетических ресурсов и сохранения природного
равновесия, осознания необходимости бережного отношения к природе и своему
здоровью, а также приобретения опыта использования полученных знаний для принятия
грамотных решений в ситуациях, связанных с химическими явлениями.
Цели и задачи изучения предмета «Химия» получили подробную методическую
интерпретацию в разделе «Планируемые результаты освоения программы по химии»,
таким образом обеспечено чёткое представление о том, какие знания и умения имеют
прямое отношение к реализации конкретной цели.
В учебном плане среднего общего образования предмет «Химия» базового уровня
входит в состав предметной области «Естественно-научные предметы».
Общее число часов, рекомендованных для изучения химии – 68 часов: в 10 классе –
34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения предмета «Химия» достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с гуманистическими,
социокультурными, духовно-нравственными ценностями и идеалами российского
гражданского общества, принятыми в обществе нормами и правилами поведения,
способствующими процессам самопознания, саморазвития и нравственного становления
личности обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» отражают сформированность
опыта познавательной и практической деятельности обучающихся по реализации
принятых в обществе ценностей, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения
к закону и правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе;
готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов,
решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы
других при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной
химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического применения
химии, осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений,
кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда учёных и практиков;
интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе
информации о передовых достижениях современной отечественной химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и
принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций
нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков;
4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной
жизни и в трудовой деятельности;
понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности,
общественно полезной, творческой и других видах деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач социальной
направленности (в рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
6

готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования,
будущей профессии и реализации собственных жизненных планов с учётом личностных
интересов, способностей к химии, интересов и потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе, как источнику существования
жизни на Земле;
понимания глобального характера экологических проблем, влияния экономических
процессов на состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использования достижений химии для решения вопросов
рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения активно
противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:
сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем
мире как о единстве природы и человека, в познании природных закономерностей и
решении проблем сохранения природного равновесия;
убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её
гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материальной
культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии медицины,
обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена
общества;
естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания,
используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для
анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений,
умения делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных
с целью получения достоверных выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для решения
проблем в реальных жизненных ситуациях;
интереса к познанию и исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными
потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на уровне
среднего общего образования включают:
значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные
(межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира
и специфику методов познания, используемых в естественных науках (материя, вещество,
энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность,
закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
коммуникативные,
регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и
7

социальной компетенции обучающихся;
способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и
социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными
познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её
рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления – выделять
характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать
соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических
реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать
выводы и заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые)
модели, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ) элемента,
химическая формула, уравнение химической реакции – при решении учебных
познавательных и практических задач, применять названные модельные представления
для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций.
2) базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и
самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы
для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических
экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно
прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно
достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной
работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности,
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная
литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета),
анализировать информацию различных видов и форм представления, критически
оценивать её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и
различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы,
графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической
информацией: применять межпредметные (физические и математические) знаки и
8

символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или дискуссии,
высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных
самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического
эксперимента, практической работы по исследованию свойств изучаемых веществ,
реализации учебного проекта и формулировать выводы по результатам проведённых
исследований путём согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деятельность,
определяя её цели и задачи, контролировать и по мере необходимости корректировать
предлагаемый алгоритм действий при выполнении учебных и исследовательских задач,
выбирать наиболее эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о
веществах и химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и
самооценки.
Предметные результаты освоения программы среднего общего образования по
химии на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно
общеобразовательной и общекультурной подготовки обучающихся. Они включают
специфические для учебного предмета «Химия» научные знания, умения и способы
действий по освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды деятельности по
получению нового знания и применению знаний в различных учебных и реальных
жизненных ситуациях, связанных с химией. В программе по химии предметные
результаты представлены по годам изучения.
К концу обучения в 11 классе предметные результаты освоения курса «Общая и
неорганическая химия» отражают:
сформированность представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании
мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему
здоровью и природной среде;
владение системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, p-, dэлектронные орбитали атомов, ион, молекула, моль, молярный объём, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая связь (ковалентная, ионная,
металлическая, водородная), кристаллическая решётка, типы химических реакций,
раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель,
восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие);
теории и законы (теория электролитической диссоциации, периодический закон
Д.И. Менделеева, закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения
энергии при химических реакциях), закономерности, символический язык химии,
мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности
химических явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и
безопасном использовании важнейших неорганических веществ в быту и практической
деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать
их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании неорганических
веществ и их превращений;
сформированность умений использовать химическую символику для составления
9

формул веществ и уравнений химических реакций, систематическую номенклатуру
(IUPAC) и тривиальные названия отдельных неорганических веществ (угарный газ,
углекислый газ, аммиак, гашёная известь, негашёная известь, питьевая сода, пирит и
другие);
сформированность умений определять валентность и степень окисления
химических элементов в соединениях различного состава, вид химической связи
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная) в соединениях, тип кристаллической
решётки конкретного вещества (атомная, молекулярная, ионная, металлическая), характер
среды в водных растворах неорганических соединений;
сформированность умений устанавливать принадлежность неорганических веществ
по их составу к определённому классу/группе соединений (простые вещества – металлы и
неметаллы, оксиды, основания, кислоты, амфотерные гидроксиды, соли);
сформированность
умений
раскрывать
смысл
периодического
закона
Д.И. Менделеева и демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и
прогностическую функции;
сформированность умений характеризовать электронное строение атомов
химических элементов 1–4 периодов Периодической системы химических элементов
Д.И. Менделеева, используя понятия «s-, p-, d-электронные орбитали», «энергетические
уровни», объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и их
соединений по периодам и группам Периодической системы химических элементов
Д.И. Менделеева;
сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические
свойства неорганических веществ различных классов, подтверждать существование
генетической связи между неорганическими веществами с помощью уравнений
соответствующих химических реакций;
сформированность умения классифицировать химические реакции по различным
признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому эффекту реакции,
изменению степеней окисления элементов, обратимости реакции, участию катализатора);
сформированность умений составлять уравнения реакций различных типов, полные
и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, учитывая условия, при которых эти
реакции идут до конца;
сформированность умений проводить реакции, подтверждающие качественный
состав различных неорганических веществ, распознавать опытным путём ионы,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
сформированность умений раскрывать сущность окислительно-восстановительных
реакций посредством составления электронного баланса этих реакций;
сформированность умений объяснять зависимость скорости химической реакции от
различных факторов; характер смещения химического равновесия в зависимости от
внешнего воздействия (принцип Ле Шателье);
сформированность умений характеризовать химические процессы, лежащие в
основе промышленного получения серной кислоты, аммиака, а также сформированность
представлений об общих научных принципах и экологических проблемах химического
производства;
сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия
«массовая доля вещества в растворе», объёмных отношений газов при химических
реакциях, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе
или объёму одного из участвующих в реакции веществ, теплового эффекта реакции на
основе законов сохранения массы веществ, превращения и сохранения энергии;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
10

(разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды
растворов веществ с помощью универсального индикатора, влияние различных факторов
на скорость химической реакции, реакции ионного обмена, качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония, решение экспериментальных
задач по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять
результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
сформированность умений критически анализировать химическую информацию,
получаемую из разных источников (средства массовой коммуникации, Интернет и
других);
сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и
окружающей природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы
определённых веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы
уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять
знания об основных доступных методах познания веществ и химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефно
точечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул.

Содержание курса
Химия. 10 класс. Базовый уровень.
ТЕМА 1.
Предмет органической химии. Теория строения органических соединений (3 ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с
неорганическими. Природные, искусственные и синтетические соединения.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно
их валентности. Основные положения теории химического строения органических
соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические
формулы и модели молекул в органической химии.
ТЕМА 2.
Углеводороды и их природные источники (13 ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд,
изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и
этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе
свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).
Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация,
полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе
свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя
двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание
бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.
Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение
хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
11

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола:
горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом
числе.
Демонстрации. Горение ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к
раствору перманганата калия. Получение этилена реакцией дегидратации этанола,
ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание
продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических
соединений
2. Изготовление
моделей
молекул
углеводородов. 3 Обнаружение
непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства
ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
ТЕМА 3.
Кислородсодержащие и азотосодержащие органические соединения. (13 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых
организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.
Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи.
Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и
сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств.
Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель
многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение
глицерина.
Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов
в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.
Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов.
Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и
восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида
на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.
Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и
реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие
жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации.
Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и
гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства
глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение
(молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из
нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле
анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение
анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом
белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений:
взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации).
Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
12

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная,
вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение,
денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов.
Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль
нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о
биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на
многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы.
Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение
уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал. Взаимодействие аммиака и
анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия
функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков.
Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и
шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль
этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота.
Лабораторные опыты. 5 Свойства этилового спирта. 6, 7 Свойства глицерина,
формальдегида. 8 Свойства уксусной кислоты. 9 свойства жиров. 10 Сравнение свойств
растворов мыла и стирального порошка. 11, 12 Свойства глюкозы, крахмала. 13. Свойства
белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
ТЕМА 4.
Органическая химия и общество. (5 ч)
Биотехнология. Аэробная и анаэробная способы очистки в современной
промышленности. Генная инженерия. Клеточная инженерия. Клонирование
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов
химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна
(ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями
полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и
пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и
высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан,
нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных
и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон.
Лабораторные опыты. 14. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Химия. 11 класс. Базовый уровень.
ТЕМА 1.
Строение веществ (10 ч.)
Основные сведения о строении атома. Строение атома: состав ядра (нуклоны) и
электронная оболочка. Понятие об изотопах. Понятие о химическом элементе, как
совокупности атомов с одинаковым зарядом ядра.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете свете учения о
строении атома. Физический смысл принятой в таблице Д. И. Менделеева символики:
порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Понятие о валентных
электронах. Отображение строения электронных оболочек атомов химических элементов
с помощью электронных и электронно-графических формул.
13

Объяснение закономерностей изменения свойств элементов в периодах и группах
периодической системы, как следствие их электронного строения. Электронные семейства
химических элементов.
Сравнение Периодического закона и теории химического строения на философской
основе: предпосылки открытия Периодического закона и теории химического строения
органических соединений; роль личности в истории химии; значение практики в
становлении и развитии химических теорий.
Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки. Катионы и анионы: их
заряды и классификация по составу на простые и сложные. Представители. Понятие об
ионной химической связи. Ионная кристаллическая решётка и физические свойства
веществ, обусловленные этим строением.
Ковалентная химическая связь. Атомные и молекулярные кристаллические решётки.
Понятие о ковалентной связи. Электроотрицательность, неполярная и полярная
ковалентные связи. Кратность ковалентной связи. Механизмы образования ковалентных
связей: обменный и донорно- акцепторный. Полярность молекулы, как следствие
полярности связи и геометрии молекулы. Кристаллические решётки с этим типом связи:
молекулярные и атомные. Физические свойства веществ, обусловленные типом
кристаллических решёток.
Металлическая связь. Понятие о металлической связи и металлических кристаллических
решётках. Физические свойства металлов на основе их кристаллического строения.
Применение металлов на основе их свойств. Чёрные и цветные сплавы.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородные
связи. Значение межмолекулярных водородных связей в природе и жизни человека.
Полимеры. Получение полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации.
Важнейшие представители пластмасс и волокон, их получение, свойства и применение.
Понятие о неорганических полимерах и их представители.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной фазе и дисперсионной среде. Агрегатное
состояние размер частиц фазы, как основа для классификации дисперсных систем.
Эмульсии, суспензии, аэрозоли ─ группы грубодисперсных систем, их представители.
Золи и гели ─ группы тонкодисперсных систем, их представители. Понятие о синерезисе
и коагуляции.
Демонстрации. Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева в
различных формах. Модель ионной кристаллической решётки на примере хлорида натрия.
Минералы с этим типом кристаллической решёткой: кальцит, галит. Модели
молекулярной кристаллической решётки на примере «сухого льда» или иода и атомной
кристаллической решётки на примере алмаза, графита или кварца. Модель молярного
объёма газа. Модели кристаллических решёток некоторых металлов. Коллекции образцов
различных дисперсных систем. Синерезис и коагуляция.
Лабораторные опыты. Конструирование модели металлической химической связи.
Получение коллоидного раствора куриного белка, исследование его свойств с помощью
лазерной указки и проведение его денатурации. Получение эмульсии растительного масла
и наблюдение за её расслоением. Получение суспензии «известкового молока» и
наблюдение за её седиментацией.
ТЕМА 2.
Химические реакции (11ч.)
Классификация химических реакций. Аллотропизация и изомеризация, как реакции без
изменения состава веществ. Аллотропия и её причины. Классификация реакций по
различным основаниям: по числу и составу реагентов и продуктов, по фазе, по
использованию катализатора или фермента, по тепловому эффекту. Термохимические
уравнения реакций.
Скорость химических реакций. Факторы, от которых зависит скорость химических
реакций: природа реагирующих веществ, температура, площадь их соприкосновения
14

реагирующих веществ, их концентрация, присутствие катализатора. Понятие о катализе.
Ферменты, как биологические катализаторы. Ингибиторы, как «антонимы» катализаторов
и их значение.
Химическое равновесие и способы его смещения. Классификация химических реакций по
признаку их направления. Понятие об обратимых реакциях и химическом равновесии.
Принцип Ле-Шателье и способы смещения химического равновесия.
Общая
характеристика реакций синтезов аммиака и оксида серы(VI) и рассмотрение условий
смещения их равновесия на производстве.
Гидролиз. Обратимый и необратимый гидролизы. Гидролиз солей и его типы. Гидролиз
органических соединений в живых организмов, как основа обмена веществ. Понятие об
энергетическом обмене в клетке и роли гидролиза в нём.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления и её определение по
формулам органических и неорганических веществ. Элементы и вещества, как окислители
и восстановители. Понятие о процессах окисления и восстановления. Составление
уравнений химических реакций на основе электронного баланса.
Электролиз расплавов и растворов электролитов. Характеристика электролиза, как
окислительно-восстановительного процесса. Особенности электролиза, протекающего в
растворах электролитов. Практическое применение электролиза: получение галогенов,
водорода, кислорода, щелочных металлов и щелочей, а также алюминия электролизом
расплавов и растворов соединений этих элементов. Понятие о гальванопластике,
гальваностегии, рафинировании цветных металлов.
Демонстрации. Растворение серной кислоты и аммиачной селитры и фиксация тепловых
явлений для этих процессов. Взаимодействия растворов соляной, серной и уксусной
кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и
взаимодействие одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с
раствором соляной кислоты, как пример зависимости скорости химических реакций от
природы веществ. Взаимодействие растворов тиосульфата натрия концентрации и
температуры с раствором серной кислоты. Моделирование «кипящего слоя».
Использование неорганических катализаторов (солей железа, иодида калия) и природных
объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель) для разложения пероксида
водорода. Взаимодействие цинка с соляной кислотой нитратом серебра, как примеры
окислительно-восстановительной реакций и реакции обмена. Конструирование модели
электролизёра. Видеофрагмент с промышленной установки для получения алюминия.
Лабораторные опыты. Иллюстрация правила Бертолле на практике ─ проведение реакций
с образованием осадка, газа и воды. Гетерогенный катализ на примере разложения
пероксида водорода в присутствии диоксида марганца. Смещение равновесия в системе
Fe3+ + 3CNS− ↔ Fe(CNS)3. Испытание индикаторами среды растворов солей различных
типов. Окислительно-восстановительная реакция и реакция обмена на примере
взаимодействия растворов сульфата меди(II) с железом и раствором щелочи.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Химическая реакция».
ТЕМА 3
Вещества и их свойства (10 ч.)
Металлы. Физические свойства металлов, как функция их строения. Деление металлов на
группы в технике и химии. Химические свойства металлов и электрохимический ряд
напряжений. Понятие о металлотермии (алюминотермии, магниетермии и др.).
Неметаллы. Благородные газы. Неметаллы как окислители. Неметаллы как
восстановители. Ряд электроотрицательности. Инертные или благородные газы.
Кислоты неорганические и органические. Кислоты с точки зрения атомно-молекулярного
учения. Кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. Кислоты с точки
зрения протонной теории. Общие химические свойства кислот. Классификация кислот.
Основания неорганические и органические. Основания с точки зрения атомномолекулярного учения. Основания с точки зрения теории электролитической
15

диссоциации. Основания с точки зрения протонной теории. Классификация оснований.
Химические свойства органических и неорганических оснований.
Амфотерные соединения неорганические и органические. Неорганические амфотерные
соединения: оксиды и гидроксиды, ─ их
свойства и получение. Амфотерные
органические соединения на примере аминокислот. Пептиды и пептидная связь.
Соли. Классификация солей. Жёсткость воды и способы её устранения. Переход
карбоната в гидрокарбонат и обратно. Общие химические свойства солей.
Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов. Взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью. Вспышка термитной смеси. Вспышка
чёрного пороха. Вытеснение галогенов из их растворов другими галогенами.
Взаимодействие паров концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака («дым
без огня»). Получение аммиака и изучение его свойств. Различные случаи взаимодействия
растворов солей алюминия со щёлочью. Получение жёсткой воды и устранение её
жёсткости.
Лабораторные опыты. Получение нерастворимого гидроксида и его взаимодействие с
кислотой. Исследование концентрированных растворов соляной и уксусной кислот
капельным методом при их разбавлении водой. Получение амфотерного гидроксида и
изучение его свойств. Проведение качественных реакций по определению состава соли.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества и их
свойства».
ТЕМА 4.
Химия и современное общество (3 ч.)
Производство аммиака и метанола. Понятие о химической технологии. Химические
реакции в производстве аммиака и метанола. Общая классификационная характеристика
реакций синтеза в производстве этих продуктов. Научные принципы, лежащие в основе
производства аммиака и метанола. Сравнение этих производств.
Химическая грамотность как компонент общей культуры человека. Маркировка
упаковочных материалов, электроники и бытовой техники, экологичного товара,
продуктов питания, этикеток по уходу за одеждой.
Демонстрации. Модель промышленной установки получения серной кислоты. Модель
колонны синтеза аммиака. Видеофрагменты и слайды о степени экологической чистоты
товара.
Лабораторные опыты. Изучение маркировок различных видов промышленных и
продовольственных
товаров..

16

Тематическое планирование
Химия 10 КЛАСС.(Базовый уровень)
(1 ч в неделю в 10 классе; Всего 34ч за год обучения)
№
п/п

1

2
3

Тематическое планирование 10 класс ФГОС
Разделы, темы
Количество Основные виды деятельности обучающихся
часов
(на уровне универсальных учебных
действий)
Предмет органической химии.
3
Теория строения органических
соединений

История зарождения
органической химии
Многообразие органических
веществ.
Теория строения органического
вещества А.М. Бутлерова.
Основные положения теории
строения органического
вещества

1

1
1

Предметные:
причины выделения органической химии в
самостоятельную науку, теорию витализма, о
роли органической химии в системе
естественных наук, краткий очерк истории
развития органической химии.
основные положения теории А.М. Бутлерова.
объяснять взаимное влияние атомов друг на
друга и на свойства молекул в целом,
изготавливать
шаростержневые
модели
молекул.
валентные
состояния
атома
17

Основные направления
воспитательной деятельности
1. Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
2. Гражданское воспитание;
4. Приобщение к культурному
наследию (Эстетическое
воспитание);
5. Популяризация научных
знаний среди детей (Ценности
научного познания);
8. Экологическое воспитание.

углерода. определять по графической формуле
первичный,
вторичный,
третичный
и
четвертичный
атом
углерода, применять
модель.
признаки
классификации
органических
соединений.
виды изомерии органических соединений.
Углеводороды и их природные
источники

11

1

6

Предельные углеводороды.
Алканы.
Непредельные углеводороды.
Алкены.
Алкадиены.

7

Каучуки.

1

8

Алкины.

1

9

Ароматические углеводороды,
или арены.

1

4
5

1
1

1. Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
2. Гражданское воспитание;
4. Приобщение к культурному
наследию (Эстетическое
воспитание);
5. Популяризация научных
знаний среди детей (Ценности
научного познания);
7. Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
8. Экологическое воспитание.
Предметные:
- природные источники углеводородов, их
состав. Основные способы переработки нефти
на фракции, экологические аспекты добычи,
переработки и использования полезных
ископаемых.
- объяснять крекинг нефти, записывать
уравнения реакций, отличать природный газ от
попутного.
- Приводить уравнения реакций продуктов
коксования угля.
- основные
химические
свойства

18

10

Природный газ.

1

11

Нефть и способы ее переработки.

1

12

Каменный уголь и его
переработка.
Обобщение и закрепление
знаний по теме «Углеводороды и
их природные источники»
Контрольная работа №1 по теме
«Углеводороды и их природные
источники»

1

Кислородсодержащие и
азотосодержащие
органические соединения.

15

13

14

1

1

кглеводородов.- основные способы получения
углеводородов и записывать уравнения
реакций. Знать правило Зайцева.
-записывать формулы изомеров углеводородов
и называть их по рациональной и
систематической номенклатуре, объяснять
электронное и пространственное строение
этилена, образование s- и p- связи, SP3-,SP2,SP-гибридизациq.
-записывать
уравнения
реакции
присоединения: Н2; галогенов; НСl; НОН
(используя правило Морковникова); реакцию
полимеризации. Объяснять механизм реакции
электрофильного присоединения к алкенам,
окисление алкенов в «мягких» и «жестких»
условиях.
- строение,
особенности
изомерии
и
номенклатуры углеводородов, их способы
получения.
- составлять формулы гомологов и изомеров.
Подтверждать уравнениями реакций способы
получения.
- особенности натурального и синтетического
каучуков.
1. Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
2. Гражданское воспитание;
4. Приобщение к культурному
наследию (Эстетическое
воспитание);
5. Популяризация научных
знаний среди детей (Ценности

19

научного познания);
7. Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
8. Экологическое воспитание.
15

Одноатомные спирты.

1

16

Многоатомные спирты

1

17

Фенол.

1

18

Альдегиды и кетоны.

1

19

Карбоновые кислоты.

1

20

Сложные эфиры.

1

21

1

22

Жиры.
Синтетические моющие
средства.
Углеводы.

23

Амины.

1

24

Аминокислоты.

1

25

Белки.

1

1

Предметные:
- определение,
кислородосодержащих
и
азотосодержащих органических соединений,
особенности номенклатуры.
- сущность водородной связи и ее влияние на
физические свойства спиртов. Способы
получения.
- объяснять взаимное влияние атомов в
молекулах
органических
соединений.
Закономерность в изменении свойств в
зависимости от величины молярной массы.
- о феноле как о представителе ароматических
углеводородов.
- составлять формулы по названию и названия
по
формуле
фенола.
Подтверждать
уравнениями реакций химические свойства
кислородосодержащих и азотосодержащих
органических соединений.
-: практически
проводить
реакции,
иллюстрирующие
химические
свойства
кислородосодержащих и азотосодержащих
органических соединений.
- составлять в общем виде уравнения реакций
гидролиза и гидрирования жиров, объяснять
моющие свойства мыла и СМС.
- записывать
,
реакции
брожения,

20

26

27

28

29

Генетическая связь между
классами органических
соединений.
Практическая работа № 1
«Идентификация органических
соединений»
Обобщение знаний по теме
«Кислородосодержание и
азотосожержащие органические
соединения».
Контрольная работа № 2 по теме
«Кислородосодержание и
азотосожержащие органические
соединения».

1

Органическая химия и
общество.

5

1

1

1

гидрирования глюкозы, сравнивать глюкозу и
фруктозу по строению и химическим
свойствам.
- записывать
ступенчатый
гидролиз
полисахаридов. Иметь представление об
искусственных волокнах.
- объяснять различие в структуре белков.
Биологические функции белков и их значение.
Записывать
уравнения
реакций
характеризующие
химические
свойства
белков.
- применять полученные по теме знания.
Проводить
рефлексию
собственных
достижений в изучении строения, свойств,
получения
кислородосодержащих
и
азотсодержащих соединений.
1. Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
2. Гражданское воспитание;
3. Духовно -нравственного
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей;
4. Приобщение к культурному
наследию (Эстетическое
воспитание);
5. Популяризация научных
знаний среди детей (Ценности
научного познания);
6.Физическое воспитания, и
формирование культуры здоровья
;

21

7. Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
8. Экологическое воспитание.
30
31

32

33

34

Биотехнология.
Классификация полимеров.
Искусственные полимеры.
Синтетические полимеры.
Практическая работа №2
«Распознавание пластмасс и
волокон»
Обобщение по теме
«Органическая химия и
общество»
Итоговая контрольная работа
№ 3 за курс «Органическая
химия»

1
1

1

1

1

Предметные:
понятие
о
высокомолекулярных
соединениях, их строение и важнейшие
свойства. Пластмассы термопластичные и
термореактивные. Синтетические каучуки и
синтетические волокна.
-иметь
представления
о
природных,
искусственных и синтетических волокнах.
- понятия биотехнология, генная и клеточная
инженерия,
клонирование. Аэробная
и
анаэробная способы очистки в современной
промышленности.
- искусственные
полимеры.
Получение
искусственных полимеров, как продуктов
химической
модификации
природного
полимерного сырья. Искусственные волокна
(ацетатный шелк, вискоза), их свойства и
применение.
-Синтетические полимеры . Получение
синтетических
полимеров
реакциями
полимеризации и поликонденсации. Структура
полимеров
линейная,
разветвленная
и
пространственная.
Представители
синтетических пластмасс: полиэтилен низкого
и высокого давления, полипропилен и
поливинилхлорид. Синтетические волокна:
лавсан, нитрон и капрон.

Итого: 34 часов. Из них:

22

Практических 2 ч;
Контрольных работ – 3 ч.
Химия 11 КЛАСС.(Базовый уровень)
(1 ч в неделю в 11 классе; Всего 34ч за год обучения)
№
п/п

1

Тематическое планирование 11 класс ФГОС
Разделы, темы
Количество Основные виды деятельности обучающихся
часов
(на уровне универсальных учебных
действий)
Строение веществ
10

Основные сведения о строении
атома

1

Аргументировать сложное строение атома как
системы, состоящей из ядра и электронной

23

Основные направления
воспитательной деятельности
1. Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
2. Гражданское воспитание;
3. Духовно -нравственного
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей;
4. Приобщение к культурному
наследию (Эстетическое
воспитание);
5. Популяризация научных
знаний среди детей (Ценности
научного познания);
7. Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
8. Экологическое воспитание.

2

Периодическая система
химических элементов
Д. И. Менделеева в свете
учения о строении атома

1

оболочки.
Характеризовать уровни строения вещества.
Описывать устройство и работу Большого
адронного коллайдера
Описывать строением атома химического
элемента на основе его
положения в периодической системе
Д. И. Менделеева.
Записывать
электронные и
электроннографические формулы химических элементов.
Определять отношение химического элемента к
определённому электронному семейству
Представлять развитие научных теорий по
спирали на основе трёх формулировок
Периодического
закона
и
основных
направлений
развития
теории
строения
(химического,
электронного
и
пространственного).
Характеризовать роль практики в становлении
и развитии химической теории.
Аргументировать
чувство
гордости
за
достижения отечественной химии и вклад
российских учёных в мировую науку
Характеризовать ионную связь как связь между
ионами, образующимися в результате отдачи
или приёма электронов атомами или группами
атомов.
Определять принадлежность ионов к той или
иной группе на основании их заряда и состава.
Характеризовать физические свойства веществ
с ионной связью, как функцию вида
химической связи и типа кристаллической
решётки

24

Описывать ковалентную связь, как результат
образования общих электронных пар или как
результат
перекрывания
электронных
орбиталей.
Классифицировать ковалентные связи по ЭО,
кратности
и
способу
перекрывания
электронных орбиталей.
Характеризовать физические свойства веществ
с
ковалентной
связью,
как
функцию
ковалентной связи и типа кристаллической
решётки
Характеризовать металлическую связь как
связь между ион-атомами в металлах и сплавах
посредством обобществлённых валентных
электронов.
Объяснять единую природу химических связей.
Характеризовать
физические
свойства
металлов, как функцию металлической связи и
металлической кристаллической решётки
Характеризовать водородную связь как особый
тип химической связи.
Различать
межмолекулярную
и
внутримолекулярную водородные связи.
Раскрывать роль водородных связей
в
организации молекул биополимеров, ─ белков
и ДНК, ─ на основе межпредметных связей с
биологией
Характеризовать
полимеры
как
высокомолекулярные соединения.
Различать
реакции
полимеризации
и
поликонденсации.
Описывать
важнейшие
представители
пластмасс и волокон и называть области их

25

применения.
Устанавливать единство органической и
неорганической
химии
на
примере
неорганических полимеров
Характеризовать различные типы дисперсных
систем на основе
агрегатного состояния
дисперсной фазы и дисперсионной среды.
Раскрывать роль различных типов дисперсных
систем в жизни природы и общества.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
3

4

5
6
7
8
9
10

Сравнение Периодического
закона и теории химического
строения на философской
основе
Ионная химическая связь и
ионные кристаллические
решётки
Ковалентная химическая связь.
Атомные и молекулярные
кристаллические решётки
Металлическая химическая
связь
Водородная химическая связь
Полимеры
Дисперсные системы
Химические реакции.

1

1

1
1
1
1
1
1
11

1. Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
2. Гражданское воспитание;
3. Духовно -нравственного
воспитание детей на основе
российских традиционных

26

ценностей;
4. Приобщение к культурному
наследию (Эстетическое
воспитание);
5. Популяризация научных
знаний среди детей (Ценности
научного познания);
6.Физическое воспитания, и
формирование культуры здоровья ;
7. Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
8. Экологическое воспитание.
11

Классификация химических
реакций

1

Определять
принадлежность
химической
реакции к тому или иному типу на основании
по различных признаков.
Отражать на письме тепловой эффект
химических
реакций
с
помощью
термохимических уравнений.
Подтверждать количественную характеристику
экзо- и эндотермических реакций расчётами по
термохимическим уравнениям.
Устанавливать
зависимость
скорости
химической реакции от природы реагирующих
веществ, их концентрации, температуры и
площади их соприкосновения.
Раскрывать роль катализаторов как факторов
увеличения скорости химической реакции и
рассматривать ингибиторы как «антонимы»
катализаторов.
Характеризовать ферменты как биологические
катализаторы белковой природы и раскрывать

27

их роль в протекании биохимических реакций
на основе межпредметных связей с биологией.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Описывать состояния химического равновесия
и предлагать способы его смещения в
необходимую сторону на основе анализа
характеристики реакции и принципа ЛеШателье.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Определять тип гидролиза соли на основе
анализа её состава.
Классифицировать гидролиз солей
по катиону и аниону.
Характеризовать роль гидролиза органических
соединений, как химической основы обмена
веществ и энергии в живых организмах.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Определять окислительно-восстановительные
реакции как процессы с изменением степеней
окисления элементов веществ, участвующих в
реакции.
Различать окислитель и восстановитель,
процессы окисления и восстановления.
Составлять уравнения ОВР на основе
электронного баланса.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Описывать электролиз как окислительновосстановительный процесс.
Различать электролиз расплавов и водных

28

растворов.
Характеризовать
практическое
значение
электролиза на примере получения активных
металлов
и
неметаллов,
а
также
гальванопластики,
гальваностегии,
рафинировании цветных металлов
Планировать,
проводить
наблюдать
и
описывать
химический
эксперимент
с
соблюдением правил техники безопасности
Выполнять тесты, решать задачи и упражнения
по теме.
Проводить оценку собственных достижений в
усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с
планируемым результатом
12
13
14

15
16
17

18

19

Скорость химических реакций
Решение задач: «Скорость
химических реакций»
Обратимость химических
реакций. Химическое
равновесие и способы его
смещения
Гидролиз
Окислительновосстановительные реакции
Электролиз расплавов и
растворов. Практическое
применение электролиза
Решение экспериментальных
задач по теме «Химическая
реакция»
Практическая работа № 1.
Решение экспериментальных

1
1
1

1
1
1

1

1

29

20
21

22

задач по теме «Химическая
реакция»
Повторение и обобщение
изученного
Контрольная работа № 1
«Строение вещества.
Химическая реакция»
Вещества и их свойства

10

Металлы

1

1
1
1. Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
2. Гражданское воспитание;
3. Духовно -нравственного
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей;
4. Приобщение к культурному
наследию (Эстетическое
воспитание);
5. Популяризация научных
знаний среди детей (Ценности
научного познания);
6.Физическое воспитания, и
формирование культуры здоровья ;
7. Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
8. Экологическое воспитание.
Характеризовать физические и химические
свойства металлов как функцию строения их
атомов и кристаллов на основе представлений
об
ОВР
и
положения
металлов
в
электрохимическом ряду напряжений.

30

Наблюдать
и
описывать
химический
эксперимент
Описывать особенности положения неметаллов
в Периодической таблице Д. И. Менделеева,
строение их атомов и кристаллов.
Сравнивать способность к аллотропии с
металлами.
Характеризовать общие химические свойства
неметаллов в свете ОВР и их положения
неметаллов в ряду электроотрицательности.
Наблюдать
и
описывать
химический
эксперимент
Соотносить представителей органических и
неорганических кислот с соответствующей
классификационной группой.
Описывать общие свойства органических и
неорганических кислот в свете ТЭД и с
позиции окисления-восстановления катиона
водорода или аниона кислотного остатка.
Определять особенности химических свойств
азотной,
концентрированной
серной
и
муравьиной кислот.
Проводить, наблюдать и объяснять результаты
проведённого химического эксперимента
Описывать неорганические основания в свете
ТЭД.
Характеризовать свойства органических и
неорганических бескилородных оснований в
свете протонной теории.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Характеризовать
органические
и
неорганические амфотерные соединения как

31

вещества с двойственной функцией кислотноосновных свойств.
Аргументировать свойства аминокислот как
амфотерных органических соединений.
Раскрывать на основе межпредметных связей с
биологией роль аминокислот в организации
жизни
Характеризовать
соли
органических
и
неорганических кислот в свете теории
электролитической диссоциации.
Соотносить
представителей
солей
органических и неорганических кислот с
соответствующей классификационной группой.
Характеризовать жёсткость воды и предлагать
способы её устранения.
Описывать общие свойства солей в свете ТЭД.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Планировать,
проводить,
наблюдать
и
описывать
химический
эксперимент
с
соблюдением правил техники безопасности
Выполнять тесты, решать задачи и упражнения
по теме.
Проводить оценку собственных достижений в
усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с
планируемым результатом
23
24
25
26

Неметаллы. Благородные газы
Кислоты неорганические и
органические
Основания неорганические и
органические
Амфотерные соединения

1
1
1
1

32

27
28

29

30
31

неорганические и
органические
Соли
Решение экспериментальных
задач по теме «Вещества и их
свойства»
Практическая работа № 2.
Решение экспериментальных
задач по теме «Вещества и их
свойства»
Повторение и обобщение темы
Контрольная работа № 2
«Вещества и их свойства»
Химия и современное
общество

1
1

1

1
1
1. Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
2. Гражданское воспитание;
3. Духовно -нравственного
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей;
4. Приобщение к культурному
наследию (Эстетическое
воспитание);
5. Популяризация научных
знаний среди детей (Ценности
научного познания);
6.Физическое воспитания, и
формирование культуры здоровья ;
7. Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
8. Экологическое воспитание.

3

33

32

Химическая технология
Химическая грамотность как
компонент общей культуры
человека

1

33

Итоговая контрольная работа
№3
Подведение итогов учебного
года
Итого: 34 часов. Из них:
Практических 2ч.
Контрольных работ -3 ч.

1

34

Характеризовать химическую технологию как
производительную силу общества.
Описывать химические процессы, лежащие в
основе производства аммиака и метанола, с
помощью родного языка и языка химии.
Устанавливать
аналогии
между
двумя
производствами.
Формулировать общие научные принципы
химического производства
Аргументировать необходимость химической
грамотности как компонента общекультурной
компетентности человека.
Уметь получать необходимую информацию с
маркировок
на
упаковках
различных
промышленных и продовольственных товаров

1

34

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
МО учителей ________ цикла
МБОУ СОШ№6
от ________ 20 года № 1
________
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ№6
________
подпись расшифровка подписи
«___» _________ 20 г.

расшифровка подписи

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Объявление для родителей будущих первоклассников о приёме документов на 2024-2025 год

программма воспитания 2023-2024 учебный год.pdf (скачать)
Положение о приёме в школу.pdf (скачать)
форма заявления.doc (скачать)
Приказ о порядке приёма в школу.pdf (скачать)
o-prieme-dokumentov-v-1-klass-s-1aprelya-2024-goda.pdf (скачать)
о приёме документов в 1 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».